Сравнительный анализ электронных курсов по изучению программирования

№62-3,

технические науки

В настоящее время активно разрабатываются и используются на практике электронные образовательные ресурсы. Проведено сравнение существующих отечественных и зарубежных обучающих электронных ресурсов по веб-программированию. В качестве параметров сравнения выбраны: дизайн, структуры и содержание курсов. Выявлены достоинства и недостатки рассмотренных обучающих ресурсов.

Похожие материалы

Современные тенденции использования сети Интернет в различных отраслях современной жизни позволяют пересмотреть некоторые подходы к профессиональной деятельности человека даже в самых консервативных областях, одной из которых является образование [1].

По мере развития возможностей проведения учебного процесса с использованием Интернета педагоги стали искать новые формы, методы и концепции обучения, которые бы максимально отвечали философии функционирования глобальной сети. Одной из таких концепций стала теория коннективизма, которая, в свою очередь, стала основой организации и проведения в Интернете массовых открытых дистанционных курсов [2 — 4].

Проведен обзор обучающих курсов по программированию, доступных в сети Интернет: Learn to Code HTML&CSS, IRBIS-school, KobRU и HTMLAcademy. Проведен анализ внешнего вида, содержания и способов реализации механизма обучения веб-программированию на указанных ресурсах.

Ресурс Learn to Code HTML&CSS содержит 12 уроков: основы построения веб страницы, основные теги html, селекторы и атрибуты свойств в css, блочная модель документа, позиционирование содержания, фон и градиенты, списки, работа с медиа-файлами, таблицы.

Страницы с обучающим материалом содержат текстовую информацию по теме урока. Для наглядного представления работы отдельных тегов, селекторов и их свойств они приведены в виде изображений части кода разметки страницы. При этом часть изображений кода поддержаны интерактивным обучающим блоком, для быстрого нахождения которого используется фраза Demo. При нажатии на блок открывается новая вкладка, содержащая три окна с редакторами HTML, CSS и JS кодов (рисунок 1). Обучающийся может самостоятельно изучить приведенный код, изменить его при необходимости и увидеть результат в нижней части окна.

Рисунок. 1 Внешний вид интерактивного обучающего блока

Достоинством курса является подробное рассмотрение основных вопросов по веб-программированию на HTML и CSS, наличие интерактивных обучающих блоков. Однако данный курс реализован на английском языке, что может вызвать значительные трудности у обучающихся только начинающих изучать веб-программирования и не знакомых с основными тегами разметки. Данный курс подойдет для уже уверенных веб-разработчиков, которым требуется освежить или углубить знания в отдельных областях программирования.

Ресурс IRBIS-school предназначен для изучения таких языков как: HTML, PHP, JAVASCRIPT, MySQL. Порядок прохождения курса: от процедурного кода до полноценного сайта. Для максимальной эффективности работы обучающемуся необходимо установить разработанное авторами приложение (обучающий комплекс IRBIS-school), в котором собрано все необходимое для изучения тонкостей веб-программирования (рисунок 2).

Описание: рисунок 2.png

Рисунок. 2. Внешний вид обучающего комплекса IRBIS-school

Все приведенные уроки написаны очень подробно, с картинками и скринами. Если в процессе обучения у обучающего возникают вопросы, то он может получить прямую консультацию у авторов ресурса. К основным недостаткам ресурса относятся обязательная необходимость установки обучающего комплекса на ПК обучающегося, а также то, что обучение на курсах платное. Хотя стоимость урока варьируется от 50 до 250 рублей, в зависимости от сложности и объема, то итоговая стоимость курса составит около 30 тысяч рублей.

Обучающий ресурс KobRU, отечественная разработка, позволяющая в режиме он-лайн изучить основы работы в HTML и JavaScript.

Ресурс реализован в виде сайта, содержащего шапку с логотипом и названием ресурса, горизонтальное меню, основной обучающий блок и блок для перемещения между категориями курса.

Курс содержит 2 блока уроков: HTML и Javascript. В блоке HTML содержится 5 тематических категорий: введение в html, вставка текста в html, оформление списков, форматирования текста, работа с изображениями. На первой странице урока приведено только начало теоретических блоков, для перехода к основной части необходимо воспользоваться кнопкой Более подробно…

Однако данный обучающий ресурс имеет больше теоретическую направленности, и не ориентирован на отработку практических навыков веб-программирования.

Ресурс HTMLAcademy содержит более 100 курсов на различные тематики: математика, физика, веб-дизайн, программирование, экономика и т.п.

Курс Веб-дизайн посвящен изучению основ веб-программирования. Внешний вид страницы обучающего курса приведен на рисунке 3. Курс выполнен в сдержанной серо-белой гамме. Рабочее окно курса разделено на две части: левая содержит общее содержание курса по неделям (всего 10 недель), правая — теоретический материал по теме недели.

Описание: рисунок 3.png

Рисунок. 3. Внешний вид начальной страницы ресурса HTMLAcademy

На каждой неделе обучающемуся предлагается ознакомиться с видео-лекциями, затем пройти тестовый опрос по теме лекции и перейти к интерактивным упражнениям. Количество интерактивных упражнений на каждой неделе разное, но не более 3-х.

Наиболее интересной представляется реализация интерактивных упражнений. Каждое упражнение открывается в отдельном окне браузера (рисунок 4). Перед началом каждого упражнения размещена короткая теоретическая справка. Страницы с обучающим материалом разделены на 4 части. В левой верхней приведен код html, в левой нижней — код css, в правой нижней — цель, которую должен достигнуть обучающийся, в правой верхней — отображение кодов html и css. Цель может быть реализована либо в текстовом виде, либо в графическом.

Описание: рисунок 4.png

Рисунок. 4. Внешний вид страницы с упражнением ресурса HTMLAcademy

Среди отечественных ресурсов HTMLAcademy является наиболее емким, а курс Веб-программирования самым полным и продуктивным. После его освоения обучающийся овладевает всеми необходимый теоретическими знаниями и практическими навыками для создания собственных веб-сайтов. К недостаткам курса можно отнести то, что его выполнение ограничено по срокам (2,5 месяца), после чего пользователь не имеет больше доступа к информации курса. Кроме того, сложный механизм оценки правильности выполнения интерактивных упражнений приводит к частым сбоям при работе с курсом.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно заключить, что существуют разные обучающие ресурсы и курсов по программированию. Каждый из них ориентирован на каком-то одном направлении: теории, практике, проверке знаний. Однако не существует такого ресурса, который включал бы аспекты обучающего процесса.

Список литературы

  1. Серикова М.В. Применение современных информационных технологий для визуализации в рамках разработки интерактивных обучающих ресурсов в курсе информационных дисциплин // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. - № 6. С. 308-311.
  2. Богайчук К. Массовые открытые дистанционные курсы: понятие, типология, перспективы // Электронный доступ http://e-lpro.blogspot.co.ke/2013/06/blog-post_23.html.
  3. Фролова Ю.С., Арбузова А.А. Разработка интерактивного обучающего курса по веб-программированию // Молодые ученые - развитию текстильно-промышленного кластера (ПОИСК-2016): сборник материалов межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов с международным участием. Ч.2 – Иваново: Изд-во Иванов.гос. политехн.ун-т, 2016. С. 429-430.
  4. Арбузова А.А. Использование интерактивных демонстрационных средств в обучающем процессе вуза // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 57; URL: http://novainfo.ru/article/10136.