Некоторые аспекты организации бухгалтерского учёта в туристических фирмах

NovaInfo 62, с.183-189, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрыты особенности туристической деятельности и их влияние на построение учета. Рассмотрена специфика бухгалтерского учета туристической деятельности. Рассмотрена бухгалтерская документация формируемая предприятиями туристической отрасли.

Ключевые слова

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР, ТУРИСТИЧЕСКИЙ АГЕНТ, ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Существенный фактор построения учета — организационная форма деятельности туристического предприятия, а именно: деятельность туристического оператора и туристического агента (далее — турагент). Законодательство определяет туроператора как субъекта, занимающегося организацией и обеспечением создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посреднической деятельностью по предоставлению характерных и сопутствующих услуг [30].

В свою очередь, турагент осуществляет только посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг.

Следовательно, целесообразно рассмотреть состав и характер расходов туроператора и организационно-методические особенности их учета [3, 31]. В основе организации учета затрат находится их анализ с последующим группировкой по системе признаков [25]. В отечественной теории и практике расходы туристической деятельности классифицируются по видам продуктов (услуг) и связанные с технологией туристической деятельности. Последняя состоит из нескольких процессов по формированию (организация и обеспечение создания туристического продукта), продвижению, продажи и предоставлению туристических услуг.

Совокупность хозяйственных операций, связанных с организацией и обеспечением создания туристического продукта (разработка туристического маршрута, определение структуры туристических услуг, достижение договоренностей с предприятиями, которые предоставляют соответствующие услуги, сопровождение туристов во время тура и контроль предоставления услуг) [21], в бухгалтерском учете относятся к процессу производства [20]. Соответствующие расходы являются производственными. По отношению к объекту учета среди производственных затрат выделяют прямые и косвенные расходы [7].

При формировании туристического продукта затраты на основные виды туристических услуг, как правило, являются прямыми производственными затратами. Необходимо учитывать, что туристический продукт представляет собой комплекс не менее двух туристических услуг по перевозке, размещению, питанию, а также оформление виз, организации посещения объектов культуры, отдыха и развлечений, пользование рекреационными ресурсами и тому подобное [13].

Состав и стоимость таких туристических услуг являются основными факторами, определяющими общую сумму расходов на туристический продукт [19]. Поскольку туристический продукт в основном состоит из услуг сторонних организаций, условия признания и объем расходов, порядок их включения в себестоимость туристического продукта определяются формой и условиями договоров [23]. Все взаимоотношения с партнерами-поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются договорами. Они могут иметь типовую форму договора купли-продажи, комиссии, поручения, обмена (при безвозмездном обмене туристическими группами) или агентского соглашения. Конкретная форма и условия договора определяют порядок отражения в учете стоимости туристических услуг в составе расходов предприятия [4].

Например, взаимоотношения туроператора с гостиничными предприятиями, которые регулируются договором купли-продажи, в соответствии с международной практикой имеют следующие виды:

  • договор о текущем бронирования (расходы турфирмы переменные, состоят из стоимости бронирования мест и проживания по обычным тарифам);
  • договор о квоте мест без гарантии заполнения (расходы турфирмы переменные, равны стоимости фактически заполненных мест по обычным ценам);
  • договор о квоте мест с гарантией заполнения 30-80% (расходы турфирмы имеют постоянную и переменную части. Сумма постоянных расходов будет равна нижней границе расходов, а именно — стоимости 30-80% мест, выделенных по квоте. Сумма переменных затрат рассчитывается как частное от деления суммы превышения стоимости фактически использованных мест над стоимостью гарантированной квоты на фактическое количество использованных мест. Расчет с отелем проводится по сниженным ценам);
  • договор о твердой закупке мест с полной оплатой (затраты турфирмы постоянные, равны стоимости выделенной квоты мест по сниженным ценам) [5].

Таким образом, по условиям договора расходы на проживание туристов по отношению к предоставлению услуг могут быть переменные и постоянные, а при калькулировании себестоимости туристического продукта следует считать стоимость проживания в гостинице в соответствии с условиями договора с отелем [27, 28, 29].

Итак, для организации учета расходов туроператора необходимо провести анализ стандартных условий договоров со всеми поставщиками туристических услуг, посредниками, клиентами, туристами и другими организациями [6, 14].

Если туристическую группу во время путешествия сопровождают представители туристической фирмы, соответствующие расходы являются прямыми производственными, они содержат стоимость проживания, питания, расходов на проезд, трансфер, визовые и таможенные сборы — все это следует предусмотреть при формировании туристического продукта и расчета его себестоимости [9, 10].

Отдельно следует рассмотреть услуги по обязательному страхованию туристов [22]. В соответствии с законодательством турфирма выступает лишь в роли посредника при предоставлении этих услуг [15]. Следовательно, их стоимость не являются расходами туристического предприятия и не включается в себестоимость тура. В учете стоимость страховки отражается путем вычитания из дохода от реализации [17].

Кроме рассмотренных прямых производственных затрат в процессе формирования туристического продукта возникают коммерческие расходы, а именно:

  • расходы на оплату труда производственного персонала, формирует туристические продукты, если расчет производится по повременной оплате труда или штатным расписанием;
  • начисление единого социального взноса на фонд оплаты труда производственного персонала;
  • амортизация офисной техники, мебели, предметов интерьера и других основных средств производственного назначения;
  • амортизация нематериальных активов производственного назначения, в том числе специального программного обеспечения, лицензии на туристическую деятельность и т.п. [16];
  • стоимость канцелярских товаров, визиток, расходных материалов для ксероксов, принтеров и других материалов, используемых по производственному назначению [24];
  • стоимость услуг сторонних организаций, связанных с обеспечением производственного процесса;
  • другие косвенные производственные затраты.

Годовая отчетность турфирмы или отеля составляется по общей методике в соответствие с действующим законодательством РФ (согласно ПБУ 4/99). Отчетность формируется в рублях. Если на счетах организации или в кассе есть иностранная инвалюта, или она появлялась на счете в течение отчетного года, ее переводят в рубли по курсу на день формирования отчета [1, 8].

Далее укажем некоторые моменты учетной политики. Нюансы возникают потому, что в отдельных законах по-разному решается вопрос о правовой сущности путевки. По одним документам следует, что это договор купли-продажи [12]. В данном случае момент реализации наступает в минуту вручения путевки в руки клиенту в турагентстве. Другие нормативные акты устанавливают, что путевка является договором оказания услуг, ее цена представляет сумму предоплаты. В данном случае моментом реализации считается дата благополучного возвращения туристов из тура. Бухгалтер должен учитывать также все сроки реального оказания клиенту обещанных в путевке услуг [18]. Объем реализации услуг в этих случаях будет различный: есть туристы, которые приобрели путевку на будущий год, есть и те, кто к 31 декабря еще не закончил отдых или путешествие. В этой связи, в начале каждого года главбух должен рассчитать, какой метод учета компании использовать выгоднее, и представить этот расчет руководителю. Решение по этому вопросу на наступивший год должен принять руководитель организации в пояснительной записке.

Суммы НДС, предъявленные в счетах-фактурах поставщиков услуг в РФ, учитывают на счете 19 для возмещения их в дальнейшем из бюджета. НДС не облагаются услуги санаториев и домов отдыха, находящихся на территории РФ, если при оформлении путевок использованы бланки строгой отчетности [26]. Заграничные туры также не облагаются НДС. Размер налога на прибыль будет зависеть от закрепленных в учетной политики правил налогообложения [11].

Обобщая проведенное исследование, необходимо отметить, что на структуру и характер затрат туристического предприятия, организацию и методику их учета влияет комплекс факторов, в частности: организационная форма туристической деятельности, структура туров, договорные условия предоставления туристических услуг, законодательные требования к субъектам туристической деятельности, наличие форс-мажорных обстоятельств и т.п.

Читайте также

Список литературы

  1. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Приказ Госкомспорта РФ от 04.12.1998 N 402 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Проблемы повышения качества современного управления в условиях нестабильности внешней среды // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 10-14.
  4. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия : учебник для академического бакалаври- ата / Л. В. Баумгартен. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 338 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  5. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Формирование инструментария государственного регулирования агропромышленного производства на региональном уровне // Синергия. 2016. № 6. С. 46-53.
  6. Болаев К.К., Манджиева Д.В., Хулхачиева Г.Д. Анализ современного состояния инвестиционной деятельности региона. // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 73-84.
  7. Давыдова Е.Ю., Овсяников С.В., Максимович В.П. Бухгалтерский аутсорсинг как инновационный способ достижения экономических преимуществ // Территория науки. 2017. № 1. С. 107-111.
  8. Дупина Т.Н. Порядок составления бухгалтерского баланса // Территория науки. 2016. № 1. С. 176-179.
  9. Захарова О.Л. Совершенствование и оптимизация организационных структур на современном этапе // Евразийский научный журнал. 2016. № 8. С. 10-12.
  10. Захарова О.Л., Шпакова З.Ф. Формирование затрат по местам их возникновения // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Междунар. научно-практической конференции: в 12 частях. 2012. С. 56.
  11. Каурова О.В., Малолетко А.Н. Особенности управленческого учета в сфере сервиса. Формирование и развитие сферы услуг.//Сервис. -М.:№4 т.2., 2014. - 98с.
  12. Ковалёва Ю.С., Терехов А.М. Характеристика учетной политики сельскохозяйственных предприятий и предложения по ее формированию // Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 209-213.
  13. Мизиковский И.Е. Модели распределения косвенных затрат предприятия // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4. С. 25-27.
  14. Николенко П.Г., Терехов А.М. Анализ деятельности персонала гостинично-ресторанного комплекса // NovaUm.Ru. 2017. № 5. С. 71-84.
  15. Николенко П.Г., Терехов А.М. Инфраструктура рынка услуг и сервиса: Учебное пособие / Нижний Новгород, 2016.
  16. Николенко П.Г., Терехов А.М. Инфраструктура системы автоматизации в гостинично - ресторанном комплексе // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 100-103.
  17. Николенко П.Г., Терехов А.М., Терехова А.В., Попова И.Ю. Формирование кадровой инфраструктуры в сфере сервиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 1018-1027.
  18. Николенко П.Г., Терехов А.М. Формирование клиентурных отношений в сфере сервиса: Учебное пособие / Нижний Новгород, 2017.
  19. Станчин И.М. Информационное обеспечение статистического исследования финансов предприятий // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 52-61.
  20. Терехов А.М. Биологические активы сельскохозяйственного предприятия и их классификация // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2012. № 2. С. 170-172.
  21. Терехов А.М. Качество и безопасность услуг в сфере гостиничного сервиса // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 48. С. 150-153.
  22. Терехов А.М. Организация безопасности услуг в гостиничных комплексах // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 40. С. 53-57.
  23. Терехов А.М. Характеристика рисков в гостиничном бизнесе и возможные пути их минимизации // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 35. С. 94-98.
  24. Хулхачиева Г.Д. Выявление факторов, оказывающих воздействие на хозяйственную деятельность сельскохозяйственного предприятия, в рамках проведения ПЭСТ-анализа./ Г.Д. Хулхачиева // Экономическая безопасность и финансово-кредитные отношения в современных условиях: подходы, проблемы и направления совершенствования первая Международная научно-практическая сессия: сборник трудов конференции. Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. 2016. С. 251-255
  25. Хулхачиева, Г.Д., Хулхачиев, Д.П. Перспективы применения МСФО 41 «Сельское хозяйство» в России [Текст] / Г.Д. Хулхачиева, Д.П. Хулхачиев // Архаизм и модернизация в условиях устойчивого развития сельских территорий: современные проблемы и перспективы Материалы Международной научно-практической конференции. – Элиста, Изд-во Калмыцкий государственный университет, 2014. – с. 234-236.
  26. Хулхачиева Г.Д. Факторы воздействующие на организацию службы внутреннего аудита в сельскохозяйственной организации/ Г.Д. Хулхачиева // Экономическая безопасность и финансово-кредитные отношения в современных условиях: подходы, проблемы и направления совершенствования первая Международная научно-практическая сессия : сборник трудов конференции. Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. 2016. С. 255-258.
  27. Эволюция учетной мысли и её современное состояние: учебное пособие. Т.1./ Бадмахалгаев Л.Ц., Ромадикова В.М., Горшкова Н.В., Перекрестова Л.В., Тостаева В.С., Глущенко А.В., Солоненко А.А., Сарунова М.П., Манджиева Д.В., Гаджиев Н.Г., Дорджиева О.Б., Малунова Е.М., Сулейманов Д.А., Ахмедова Л.А., Наминова К.А., Хулхачиева Г.Д., Худякова А.С., Доштаева Е.Д., Педерова О.В. – Элиста, издательство КалмГУ, 2014. – 186с.
  28. Хулхачиева Г.Д. Развитие методики внутреннего аудита и ее особенности в сельскохозяйственных организациях. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ростовский государственный экономический университет. Ростов-на-Дону, 2010
  29. Хулхачиева Г.Д. Развитие методики внутреннего аудита и ее особенности в сельскохозяйственных организациях. / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ростовский государственный экономический университет. Ростов-на-Дону, 2010
  30. Хулхачиева Г.Д. Стандартизация процесса проведения внутреннего аудита в сельскохозяйственных организациях // Бухгалтерский учет. 2009. № 17. С. 75-79.
  31. Хулхачиева Г.Д., Басангова Н.А. Разработка методических подходов к управлению рисками в рамках системы внутреннего контроля сельскохозяйственных организаций. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 952-958.

Цитировать

Постушенко, П.О. Некоторые аспекты организации бухгалтерского учёта в туристических фирмах / П.О. Постушенко, К.В. Ундалова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 183-189. — URL: https://novainfo.ru/article/12115 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться