Факторы, определяющие выбор финансовой стратегии предприятий малого бизнеса

NovaInfo 62, с.227-232, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные внутренние и внешние факторы, обосновывающие необходимость финансовой стратегии для малых предприятий и влияющие на ее формирование. На основе анализа регионального развития и общеэкономическом анализе было выделено ряд проблем,с которыми сталкиваются представители малого бизнеса в России. Изучение динамики различных факторов, экспертная оценка, регрессионно-корреляционный анализ регионов позволили выявить зависимость предприятий от множества факторов развития страны и ее областей и сделать вывод о необходимости формировании максимально гибкой и комплексно разработанной стратегии малых предприятий.

Ключевые слова

ИНДЕКС ОПОРЫ RSBI, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, МАЛЫЙ БИЗНЕС, РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ, ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ, РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА

Текст научной работы

Существует распространенное мнение о том, что разработка финансовой стратегии малого предприятия является нецелесообразной и зачастую невозможной. Однако, понятие «рациональность» является важнейшим в экономике, поэтому, можно сказать, что без разработки финансовой стратегии любое предприятие, в том числе и малое, будет неспособно рационализировать свою финансовую производственную деятельность. [1].

Как и у любой крупной компании, у малого предприятия имеются схожие ориентиры и факторы, влияющие на финансовое поведение. Ниже, на рисунке 1 представлены факторы, выявленные в результате анализа особенностей деятельности малого бизнеса, оказывают наибольшее влияние на выбор финансовой стратегии [2].

Компоненты финансовой стратегии [2]
Рисунок 1. Компоненты финансовой стратегии [2]

Итак, согласно представленому рисунку, на выбор финансовой стратегии влияют как внутренние, так и внешние факторы. К сильнейшему внешнему фактору, сдерживающему развитие предприятий малого бизнеса и провоцирующему возникновение финансовых проблем, относится острая конкуренция, возникающая между ними. Согласно аналитическому исследованию АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», порядка 27,3% предприятий малого бизнеса сталкиваются с данным фактором, особенно в ценовой политике.

Факторы, сдерживающие развитие бизнеса [8]
Рисунок 2. Факторы, сдерживающие развитие бизнеса [8]

Немаловажно отметить и другой фактор, связанный с формированием финансов компании, а именно с большим обьемом заемных средств в структуре капитала малых компаний. Так, согласно аналитическим данным, 60% субъектов сегмента СМБ нуждаются в заемных средствах, тем не менее различные административные ограничения и барьеры ликвидности самих компаний не дают возможность получать кредитные средства, что значительно ограничивает рост. Поэтому, при формировании финансовой стратегии необходимо учитывать сложность получения кредитов, так как данный фактор вынуждает искать альтернативные источники финансирования деятельности.

Анализ хозйственной деятельности лежит в основе разработки финансовой стратегии и проводится всеми компаниями малого бизнеса. Если говорить об оценке состояния и ожиданий компаний в России в настоящий момент, то стоит обратиться к индексу Опоры RSBI, который является многокомпонентной системой, оценивающей все стороны деятельности компаний малого бизнеса. Данный индекс представляет собой индикатор, оценивающий деловую активность в сегменте малого и среднего бизнеса, формирующийся в результате оценки мнений российских предпринимателей в разрезе размера бизнеса, отраслей и отдельных регионов исследования. Ниже, на рисунке 3, представлена динамика данного индекса.

Димамика индекса RSBI [4]
Рисунок 3. Димамика индекса RSBI [4]

Согласно графику, в 2016 году наблюдается рост деловой активности и положительных ожиданий предпринимателей малого сектора. Вместе с тем, индекс все еще находится в зоне общего спада на уровне до 50 пунктов, что говорит о проблемах ликвидности малого бизнеса и доступности финансирования. Чтобы понимать, из каких компонент состоит индекс, обратимся к графику, представленному на рисунке 4.

Динамика компонент индекса RSBI [4]
Рисунок 4. Динамика компонент индекса RSBI [4]

Согласно рисунку 4, наибольшее влияние на рост индекса оказала компонента «Продажи», которая подскочила на 11,5 пунктов. Это говорит о повышении стабильности, ожиданий бизнесменов и реальной возможности для улучшения собственной ликвидности и работоспособности, тем не менее лишь 17% компаний рассчитывали на повышение активности потребителя [4].

Индекс имеет и дополнительные компоненты, такие как: оценка бизнес-климата, цен, себестоимости, запасов, спроса и прибыли, представляя таким образом из себя систему, необходимую при анализе финансового положения компании и составлении соответствующей стратегии.

Помимо перечисленных факторов, одним из определяющих является социально-экономическое развитие региона, в котором работает предприятие [5, с.239]. Для более точного понимания степени влияния на малый бизнес региональных факторов был проведен регрессионный анализ модели, в рамках которой результативным фактором являлась выручка на 1 малое предприятие в регионе. Для конкретизации вектора влияния региональной составляющей было выведено 3 основных группы факторов на основе метода главных компонент: 1 группа описывает состояние экономики, 2 группа-доступность финансовых и физических ресурсов, 3 группа характеризует рынок труда и образования. Результаты проведенного анализа более подробно представлены в таблице 1 [6].

Таблица 1. Матрица влияния факторов на результативный признак модели [6]

Факторы

Коэффициенты корреляции по группам факторов

1

2

3

Валовый региональный продукт на душу населения

0,97

0,01

0,05

Объем отгруженных товаров на душу населения

0,81

0,34

0,001

Среднедушевые доходы населения

0,94

-0,16

0,25

Численность молодежи на 1000 человек

-0,08

-0,56

-0,67

Уровень безработицы

-0,31

-0,42

-0,75

Число жилых и нежилых помещений на 1000 человек

-0,01

0,79

-0,11

Предоставленные в расчете на 1 организацию кредиты

0,12

0,87

0,19

Число учреждений ВПО на 10 000 человек

0,13

-0,17

0,81

Оборот розничной торговли на душу населения

0,78

0,18

0,32

Как видно из приведенной выше таблицы, наиболее важными факторами, определяющими развитие малого бизнеса являются факторы группы, объединяющей показатели общего экономического развития региона. Вместе с тем, в рамках исследования была выявлена тенденция большего развития малого бизнеса в регионах, с преобладанием молодого населения, поскольку люди в возрасте 25-35 лет более активно занимаются развитием малого предпринимательства. Немаловажным фактором является доступность финансовых ресурсов в регионе [7].

Далее, на основе проведенного анализа была сформирована матрица регионов в таблице 2. Регионы в ней разделены на 3 кластера. В 1 кластер вошли регионы Северо-Запада и Дальнего Востока и некоторые регионы Центрального округа, во 2 регионы-представители Приволжского и некоторые регионы Северо-Запада страны. В третьем оказались регионы Северо-Кавказского, Сибирского, Центрального округов, а также Республики Крым. Стоит отметить, что из рассматрения были исключены Тюмень, Москва и Санкт-Петербург, как города, показатели которых значительно отличаются от общероссийских.

Таблица 2. Матрица влияния факторов по регионам [6]

Факторы

Средние значения

1 группа (5 регионов)

2 группа (24 региона)

3 группа (43 региона)

Валовый региональный продукт на душу населения, тыс.руб.

328,4

217,7

140,6

Объем отгруженных товаров на душу населения, тыс.руб.

221,6

216,2

85,8

Среднедушевые доходы населения, тыс.руб.

24,1

16,5

13,7

Численность молодежи на 1000 человек, тыс.человек

234,0

222,8

230,0

Уровень безработицы, %

9,4

8,2

12,3

Количество жилых и нежилых помещений на 1000 человек, кв.м.

308,0

666,0

494,5

Предоставленные в расчете на 1 организацию кредиты, тыс.руб.

1274,8

1952,2

1195,0

Число учреждений ВПО на 10 000 человек, единиц

9,9

7,8

8,2

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс.руб.

118,9

105,2

78,4

Объем выручки на 1 малое предприятие, тыс.руб.

12052,4

98042,3

8904,7

В результате анализа было выявлено 2 основых тенденции:

  1. Наиболее благоприятными для ведения малого бизнеса являются регионы 1 кластера;
  2. Регионы 2 и 3 кластера характеризуются комплементарным влиянием как положительных, так и отрицательных факторов, в связи с чем, федеральным и региональным властям необходимо обратить особое внимание на регулирование развития данных регионов.

Таким образом, построенная модель доказывает, что при разработке финансовой стратегии, компания должна ориентироваться на региональную составляющую, поскольку это позволит правильно оценить и спрогнозировать будущие денежные потоки и определить приоритетные сегменты развития.

Изучив факторы, определяющие выбор финансовой стратегии малого предприятия, можно сделать вывод о том, что во многом, малые предприятия и их финансовое поведение зависят от ряда сформировавшихся в нашей стране проблем. Система оценки положения компании должна включать все рассмотренные в работе компоненты и учитывать, подобно индексу RSBI, все риски и ожидания. В силу специфики, стратегия малого предприятия должна быть максимально гибкой и комплексно разработанной.

Читайте также

Список литературы

  1. Готин С.В. Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности. // М.: Вариант. - 2012. – 12-28 с.
  2. Теплова Т. В. Финансовые решения: стратегия и тактика. // М.: Магистр. - 2013. - 237-304 с.
  3. Индекс ожиданий МСП. - Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.opora.ru/images/files/index_116.pdf
  4. Индекс Опоры RSBI: Бизнес учится жить без кредитов // Промсвязьбанк [Электронный ресурс]. - http://www.psbank.ru/Bank/Press/News/2017/02/06-02
  5. Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства 2011// Госкомстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/business/prompt/small_business/index.htmlml
  6. Опора России. - Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.opora.ru/
  7. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn55/news/activities_fts/4436795/
  8. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году. - Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mspbank.ru/userfiles/files/MSP_SIO_2015_15-06.pdf

Цитировать

Браун, К.И. Факторы, определяющие выбор финансовой стратегии предприятий малого бизнеса / К.И. Браун, И.А. Бурчиц. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 227-232. — URL: https://novainfo.ru/article/12165 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться