К вопросу о формировании критического мышления у обучающихся ведомственных вузов МВД России

№63-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы применения некоторых современник технологий формирования критического мышления сотрудников органов внутренних дел России. Проведен анализ отечественных и зарубежных исследователей, обобщен и проанализирован материал по тематике.

Похожие материалы

Роль критического мышления в познавательной деятельности сотрудника милиции столь велика, что вряд ли стоит говорить о том, что она направляет индивида на преимущественное изучение проблемного вопроса. Круг проблем, с которым сталкивается сотрудник органов внутренних дел, постоянно взаимодействуя с населением на обслуживаемой им территории, весьма велик. Однако их зазрешение практически всегда основано на знании сотрудником ситуации на обслуживаемой территории, а если быть более точным, то на его умении подойти к ней критически: увидеть детали, выделить узлы социальных связей, основные противоречия социума и среды его обитания и тем самым предупредить нежелательный ход тех или иных событий, происходящих в обществе.

Опираясь на результаты большого числа Российских и зарубежных исследователей в этом направлении, можно сделать логический вывод о том, что критическая мысль способствует постижению новых идей, активизируeт и создает предпосылки, в котором они только и могут функционировать как более или менее значимые явления. Соответственно получается, что по критическое мышление выполняет отношению к творческим предложениям, в основном, оценочную функцию. Рассматривать это просто с позиций «верно-неверно», «хорошо-плохо», «правдоподобно-неправдоподобно», но и в ценностном аспекте: значение, роль, место тех или иных явлений в области их возможного применения будет не совсем верно. К примеру, те или иные действия сотрудника полиции могут быть прокомментированы общественным мнением весьма негативно, в то же время, и это показывают многие социологические опросы, и правоохранительная деятельность в целом и охрана правопорядка в частности всегда воспринимаются тем же населением позитивно в любом государстве и в любой социально-политической ситуации. Оценка же сотрудником своей собственной деятельности практически всегда совпадает с оценкой его поведения в конкретной ситуации (собственно из таких ситуаций и складывается деятельность полицейского). Так возникает противоречие, разрешение которого связано с осмыслением ряда теоретических аспектов, находящихся на стыке многих наук, на которых нам хотелось бы остановиться более подробно.

Удача американских разработчиков, по нашему мнению, выразилась в том, что у них получилось процесс развития творчества технологизировать, первоначально хотя бы на начальной ступени формирования креативности. Опасаясь быть некорректно понятыми, хотелось бы уточнить, что технологизация предполагает стабильное достижение результата любым использующим ее педагогом.

Какой механизм заложен в основание технологии развития критического мышления? Авторы данной технологи назвали его базовой моделью. Мы же использовали ее для разработки нашего проблемного метода преподавания вводного курса «Введение в право» и «Гражданского права» курсантам первого курса.

Рассмотрим три фазы основных положений технологии.

Общеизвестно, что лучше усваивается та информация, которая актуальна в данное время. Мотивация интереса к новым знаниям у курсантов происходит через «извлечение» уже известного и выяснение вновь появившихся вопросов. Эти вопросы и вызывают потребность в освоение новых знаний. Эти вызовы готовят, настраивают на ту информацию и процесс, которые будут фактически предлагаться на последующих этапах работы, что будет способствовать усилению мотивации в познании новой информации. Сам ввод новой информации будет проходить на этапе осмысления. Последний этап в базовой модели критического мышления — рефлексия или размышление — является существенно значимым, так как творческое развитие обучаемого, осознание уже вновь обретённой информации происходит именно здесь. Взаимосвязанность и взаимозависимость тесная и вытекает других из друга соответственно.

Технология критического мышления сотрудника органов внутренних дел, положенная в основу преподавания юридических дисциплин, предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам учебной деятельности, в «пошаговой» реализации преодоления правового нигилизма и формирования гражданской позиции будущего полицейского.

Для решения этих задач разработаны конкретные приемы и стратегии работы как на этапе вызова, так и на этапах осмысления и размышления. Целью каждый из приемов, стратегия в критическом мышлении должны раскрыть творческий потенциал обучаемых . Обучение по технологии развития критического мышления будет продуктивным тогда, когда сам преподаватель отвечает непосредственно на два основных вопроса: 1) Какой должна быть информация, способствующая развитию критического мышления сотрудника полиции? и 2) Какой метод (прием, стратегию) следует выбрать и применить для эффективной реализации определенной цели занятия?

Мы четко можем ответить на эти вопросы: информация, способствующая развитию критического мышления для совершенствования процесса профессионализации будущего милиционера как юриста, должна быть связана с практикой реализации права в современном российском обществе; для этого нужно выбирать проблемный метод, приемы активизации всех видов восприятия и стратегию позитивной оценки роли права в обществе.

Следует заметить, что для преподавателей значительные трудности представляет переход к учению, сосредоточенному на правосознании курсанта. Особенно это актуализовывается когда в центре учебной среды непосредственно стоит сознание обучаемого, педагоги из «распределителей» знаний превращаются в «дирижеров», которые создают возможности для обретения знаний. Они также становятся демонстраторами — на собственном примере демонстрируют привлекательность и эффективность личности любознательной, находящейся в постоянном поиске мысли.

Критического мышление, технология ее развития подразумевает активное привлечение курсантов к различным приемам и способам оценочной деятельности (самооценка, взаимооценка). Педагог, используя технологию критического мышления, создает такие ситуации, которые учащийся осознал бы себя, проживая в обществе в большей степени. Ситуация выбора, диалог, работа в группе, дискуссия — учебные ситуации, обычные для формирования критического мышления курсантов.

И, наконец, последний элемент — подготовка курсантов к внеурочной работе или самоподготовке. Если обучаемый провел самооценку, будучи человеком ответственным (ответственность — одно из важных качеств будущего юриста, формируемых рассматриваемой технологией), он сам определяет, что еще нужно, что интересно, над чем следует подумать.

Рефлексия (размышление) как последний этап в базовой модели критического мышления представляется особо значимым, потому что непосредственно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации.

Для профессионального образования сотрудника обязательные следующие качества мышления, формируемые в процессе работы над способностью критически мыслить:

  • способность формулировать проблемы четко их идентифицировать,
  • возможность распознавать индуктивные и дедуктивные рассуждения, выявлять в рассуждениях ошибки;
  • возможность выводить разумные заключения из информации, находимой в разнообразных источниках (письменных, устных единичных и сводных, схематичных или табличных), а также рационально защищать полученные выводы;
  • понимать, развивать и использовать понятия и обобщения;
  • умения отличать факт от просто мнения.

Особенно важны для будущих сотрудников правоохранительных органов такие качества, как: способность критически и конструктивно включаться в обмен идеями, в частности, во время дискуссий между собой и во время общения с кем бы то ни было; способность задавать и отвечать на вопросы с пониманием и по существу не в зависимости от настроения либо отношения к конкретному человеку, пусть даже этот человек другой национальности, вероисповедания, расы, мировоззрения.

Недостаток в системе вузовского юридического образования МВД апробированных эффективных методик формирования критически мыслить обучающихся привело к тому, что будущие юристы не всегда могут компетентно решать проблемные правовые ситуации, выделить ошибки в процессуально-следственных действиях, проводить анализ возможных последствий событий и строить причинно-следственные цепочки. Но самое главное — это отсутствие способности критически мыслить оставляет у курсантов догматическое мышление или, в лучшем случае, защитное.

Подводя резюме, вышеизложенному можно констатировать, что выделенное из синтеза наших, отечественных разработок формирования творческого мышления и западных разработок критическое мышление, позволит усилить правовоспитательную ценность образовательного процесса в системе вузовской подготовки сотрудников ОВД.

Список литературы

  1. Рабазанов С.И. Критическое мышление как объект педагогического исследования в системе высшего юридического образования/ Ученые записки Российского государственного социального университета. 2007. № 3.