Некоторые аспекты формирования у обучающихся ведомственных вузов духовно-нравственной культуры в рамках учебно-воспитательного процесса

№63-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены некоторые вопросы формирования морально-нравственных ценностей у обучающихся ведомственных вузов. Проведен анализ исследований по тематике, сделаны выводы и рассмотрены пути развития.

Похожие материалы

Еще не так давно наша страна переживала обширный кризис, охватывающий все сферы общественной и политической жизни. Многие ученые, занимающиеся изучением данного вопроса возлагают большие надежды на совершенствование духовного мира человека, оптимизацию духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений В поисках путей выхода из этого состояния, более широкое взаимодействие воспитательных институтов с традиционными агентами социализации.

Если говорить в обучающихся ведомственных вузов, то в деле духовно-нравственного воспитания курсантов и слушателей ведомственных вузов помимо так называемого воинского (профессионального) воспитания существует воспитание нравственное — процесс педагогического воздействия на воспитуемых в целях формирования у них соответствующих высоких нравственных черт и качеств как человека.

В педагогике и психологии принято выделять две тесно связанные стороны нравственного воспитания:

  • утверждение в сознании обучающихся требований морали, ее норм и принципов и на этой основе превращение знаний в глубокие нравственные убеждения;
  • формирование устойчивых привычек и норм осознанного поведения в соответствии с приобретенными знаниями.

Традиционно считается, что образовательные институты, к которым можно, в том числе и ведомственные, являются центральным звеном всей системы ведомственного образования, базовой частью фундаментальной культурной составляющей подрастающего поколения.

Стратегии обучения диктуют процесс воспитания в образовательных организациях и связывают это с формированием существенно новым представлением о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта.

Для анализа возможностей образовательных организаций силовых структур в формировании духовной культуры личности необходимо выработать систему объективных педагогических ценностей и норм.

Так, например, И.А. Ильин, отмечает, что следует ориентироваться на: уважение человека к самому себе, стержень человеческой личности; историческое сознание, применительно к молодежи — чувство времени, умение плыть по реке времени, ощущать прошлое и будущее; отношение к предметному миру и умение вычленить в нем наиболее интересные документальные свидетельства эпохи — предметы и памятники, беречь и ценить их.

Всем известна мысль о том, что недопустимо забывать и о том, что дело воспитания, образования и обучения молодежи должно стать основой в системе общечеловеческой морали, высокой гражданственной сознательности, готовности защищать свою Родину как от внешних, так и от внутренних врагов.

Процесс формирования сознания, как трактуют современные психологи является центральной задачей формирования личности. Этот процесс предполагает овладение знанием, овладение способами получения нового знания (гносеологическими способностями, логикой), наконец овладение системой определенных ценностей общества (присвоение норм общества).

В современных условиях вопрос о возрождении опыта предшествующих лет весьма актуален в разработке новых подходов к формированию духовной культуры личности.

Основополагающим мерилом нравственного воспитания молодежи выступает — патриотизм. Одним из важных компонентов возрождения России, культурного богатства страны является процесс его духовного возрождения, формирования патриотического сознания. Важная роль при формировании патриотизма отводится отечественной истории, литературе.

Изучение их с целью получения знаний о истории страны, значимости человеческого фактора в жизни общества способствует интеллектуальному и духовному обогащению обучающихся. Опыт, накопленные при проведении бесед, диспутов, лекций, литературных и читательских конференций с приглашением на них представителей различных профессий, родителей в сочетании с методами индивидуальной работы, такими, как беседа, наблюдение, изучение результатов деятельности молодежи могут дать желаемый результат при формировании духовной культуры личности обучающихся.

Невозможно недооценить в процессе воспитания музейную педагогику. Она может помочь будущему обучающимся стать творческой всесторонней развитой личностью. Три научные дисциплины: педагогике, психологии и истории, на которые основывается музейная педагогика.

Поэтому первостепенной педагогической задачей является духовное пробуждение молодого человека. Поэтому в деле формирования духовной культуры молодежи армия может шире использовать «сотрудничество» с церковью. На задачах духовного становления личности, Православие и другие религиозные конфессии неизменно концентрируют внимание человека, семьи и общества.

Необходимо активнее использовать эту возможность в интересах воспитания, так как общество вновь поняло и приняло ее жизненную необходимость, обращения к нетленным истинам христианства и других религий.

Коммуникативная функция культуры является существенно важной стороной этой многозначной деятельности, она выступает как развитие средств общества, предназначенные для усвоения и передачи не только ценностей духовной культуры прошлого, но созидания и преумножения новых ценностей, возникающих в ходе развития общества и на современном уровне неотделимых от научно-технического прогресса.

Безусловно действенным факторам социального воздействия на личность, в этом многоаспектном процессе приобщения к ценностям культуры всю большую роль играют средства массовой коммуникации.

Поэтому преподаватели обязаны учитывать эти обстоятельства в специально-педагогическом процессе и целесообразно использовать технические средства обучения: возможности Интернета, видео-аудиотехнику и др.

Воспитание молодежь, способной вносить красоту в жизнь, и в ратный труд служения Отечеству — основная задача командиров-наставников и педагогов. Формирование основных элементов духовной культуры невозможно в отдельности между ними существует тесная взаимосвязь.

Несомненно, что формирование развитие профессиональных интересов и ценностных ориентации духовной культуры, воспитание устойчивых установок на познавательный процесс, невозможно осуществить как чтение какого-либо спецкурса с последующей сдачей зачетов или экзаменов.

Следовательно, содержание воспитания морально-нравственной культуры у обучающихся ведомственных вузов, прежде всего должно включать в себя вовлечение их в такие виды деятельности, как общественная, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и другие.

Формирования духовной культуры представляется важным компонент воспитание у обучающихся сознательного и добросовестного отношения к труду и службе. В частности, преподаватель может глубоко знакомить обучающихся с экономическими и научно-техническими особенностями различных видов производства (не обязательно специализированные виды деятельность), раскрыть перед ними общественную значимость профессий рабочего, врача, учителя и т.д.

Объективные и субъективные факторы, взаимодействующие между собой, в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия, как стихийно, так и под влиянием объективных условий формируют культуры личности.

Согласно нашей заданной модели, только целенаправленное органическая взаимосвязь воздействий объективных условий и субъективного фактора может формировать духовный мир человека.

Комплексность и системность процесса формирования духовной культуры для обучающихся ведомственных вузов крайне важен. Этот процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни, представляющей собой целостную систему, составной частью которой для молодежи является путевкой в самостоятельную жизнь и добросовестное выполнение служебного долга.

Список литературы

  1. Неробеев А.Б. Особенности духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза. Электронный ресурс [http://www.superinf.ru/view_ helpstud.php?id=3411].
  2. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.
  3. Молодежь: проблемы формирования и воспитания. Сб. статей. - М., 1978, с. 149.
  4. Стержень духовного потенциала культуры России //Проблемы русской духовной культуры.
  5. Каурова Н.X. Духовная культура и телевидение//Проблемы русской духовной культуры, с. 157.