Физическая культура и волейбол как социальные феномены

NovaInfo 63, с.372-377, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

Волейбол в физической культуре удовлетворяет не только социальные потребности в общении, игре, развлечении, но и в профессиональной деятельности. С малых лет человек может достигать в некоторых формах самовыражения личности через социально активную деятельность и достижений при усердной работе надо собой. Физическая культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с утвержденными и проверенными нормами практической деятельности. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Ключевые слова

ДОСТИЖЕНИЯ, УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, УМЕНИЕ, ЗНАНИЯ, ФЕНОМЕН, ВОЛЕЙБОЛ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, СПОСОБ, МЕТОД

Текст научной работы

Волейбол для многих людей стал неотъемлемой частью их жизни. Он занимает достаточно важное место в учебе, работе. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности, профессиональных достижениях, именно поэтому для достижения результатов нужны знания и умения по волейболу с малого возраста. Немалую роль в дело воспитания и обучения волейбола вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания волейболистов после обучения в школах.

В обществе волейбол, будучи ведущим спортом страны, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, волейбольное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области волейбола.

Волейбол представлен совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, разнообразные методы сплочения игроков, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение игрока в процессе профессионально — игровой деятельности, и др.

Результатом деятельности в волейболе является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, физическое, анатомическое, интеллектуальное развитие.

Итак, волейбол следует рассматривать как особый вид спорта, результаты которого полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха волейбол проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение.

Волейбол — составная часть спорта, он так же имеет средства и методы развития физических и моральных качеств для достижения результатов, система организации и проведения соревнований и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Изначально волейбол сложился как игра для оздоровительного и активного отдыха, где не было стабильных правил, никто не смотрел на счёт игры и все играли в своё удовольствие, но после понимания обществом ценности волейбола, общество заинтересовалось им как профессиональным видом спорта. На данный момент создалась особая структурированная система тренировок, подбора игроков, проведения соревнований, наград и поощрений.

В нынешних условиях рыночных отношений, высокого уровня конкуренции, а также глобальных последствий мирового экономического кризиса в качестве главенствующих факторов развития, прежде всего, экономического, на передовую позицию выдвинуто накопление и воспроизводство не только материальных благ и услуг, сколько накопление опыта, знаний, навыков, здоровья, уровня физического и творческого становления личности. Важнейшей задачей Российского государства является создание демократического правового государства с социально направленной экономикой и формирование гражданского общества, в котором интересы человека и гражданина ставятся на первое место. Взять на себя ответственность за процветание государства, его будущее, может только такое поколение, которое будет обладать современными и актуальными знаниями востребованными в обществе профессиями, что является решающим фактором развития страны и продвижением её вперед. Именно опора на человеческий потенциал даёт возможность полноценной адаптации к условиям глобализации современного мира, достижениям конкурентоспособности, является важным условием усиления экономический силы страны, повышения уровня жизни её населения. Из этого следует, что уровень образования, система образования и здравоохранения, уровень профессиональной компетенции педагогического сообщества определяет человеческий потенциал любой высоко развитой страны как её главное конкурентное преимущество и её главное богатство.

Система образования должна своевременно и качественно адаптироваться к перспективным потребностям биржи труда, направлять на формирование способности к высокопроизводительному труду и общественному партнёрству, где происходит рождение нового человека, становление его как личности и гражданина, закладываются представления о морали, о добре и зле, уважение к старшему поколению, забота о детях, формируются взгляды на мир, его физическое, творческое и духовное совершенствование, его отношение к жизни. Важную работу в сфере физического воспитания школьников и студентов, развития массового детского и юношеского спорта проводят образовательные организации. Использование современных, действенных средств, форм и методов физической культуры и спорта должно стать одним из приоритетных способов воспитания у подрастающего поколения активной жизненной позиции, нравственности.

Физическое воспитание обучающихся содействует развитию следующих свойств и качеств: силы, ловкости, быстроты, находчивости. В ходе занятий, учащихся физическими видами спорта крайне необходимо достижение осознанной дисциплины, четкого выполнения правил и обязательств. Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  • формирование потребности обучающихся в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение ими навыками и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • увеличение физической подготовленности обучающегося, становление функциональных и физиологических возможностей его организма, совершенствование физических качеств через средства физической культуры;
  • развитие двигательных навыков за счет совершенствования двигательных действий, повышенной координации и спортивной ориентации, физическими упражнениями восстановительной и оздоровительно-профилактической направленности;
  • формирование здорового образа жизни, использование занятий физической культурой и спортом для профилактики вредных привычек, наркомании, асоциального поведения;
  • физической подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях.

Решению задач физического воспитания и становления личности в образовательных учреждениях способствует создание целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:

  • урочные и внеурочные формы занятий по предмету «физическая культура» и за её рамками;
  • дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями (кружки, секции);
  • занятия лечебной и адаптированной физической культурой, направленные на физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
  • спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления учащихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры на переменах, «часы здоровья», «спортивные часы»);
  • внеурочные формы проведения занятий должны ориентироваться на укрепление здоровья и физическую подготовку обучающихся (спортивные кружки и секции, группы ДЮСШ, самостоятельные и индивидуальные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);
  • физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (спортивные состязания, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта).

Разнообразные формы физической культуры и спорта могут включать, как классические (уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительная работа, занятия в секциях и кружках по видам спорта во внеурочное время), так и нетрадиционные (физкультурные и спортивные праздники) формы и методы.

Важным направлением физического воспитания молодого поколения считается повышение двигательной активности подростков, интенсивное вовлечение обучающихся в спортивные секции, которые имеют обучающий, организационный, дисциплинарный характер и являются значимой стороной физического воспитания подрастающего поколения. Правила игры могут помочь раскрыть перед учениками, где и как необходимо действовать, что делать и как себя вести, раскрывают способ действий. При этом правила активизируют познавательную деятельность учащихся: что-то рассмотреть, задуматься, сопоставить, найти выход из той или иной ситуации и способ решения поставленной задачи во время занятий физическим спортом.

В целях развития физической культуры в Российской Федерации:

  • принят федеральный закон «О физической культуре и спорте»;
  • проводится объемная научно-исследовательская и экспериментально-практическая работа в соответствии с Государственной программой «Развитие физической культуры и спорта»;
  • созданы физкультурно-спортивные объединения детей и учащейся молодёжи, а также физкультурно-оздоровительные комплексы по всей стране.

Все эти мероприятия направлены на последующее и кардинальное реформирование сферы физической культуры и спорта, улучшение системы подготовки специалистов в данной области. Так как образование должно являться первостепенной функцией государства, политика которого нацелена на формирование активной, самостоятельной, целеустремлённой и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные задачи в современном сложном, противоречивом и изменчивом мире.

Из этого следует, что, необходимо формирование самостоятельности, самоконтроля, взаимоконтроля в межличностных отношениях, способности ориентироваться в условиях меняющейся обстановки. Также необходимо развитие ловкости, меткости, силы, быстроты, точности реакции, проявлять волевые усилия при достижении собственных целей. В результате этого формируется способность контролировать свое поведение в различных обстоятельствах. Ведь известно, что развитие перечисленных выше физических качеств обучающихся, способствует становлению человека с более богатым духовным и нравственным миром.

Таким образом, наряду со взрослыми, растущее и вступающее в жизнь физически совершенствованное поколение молодых людей, обладающее передовыми знаниями способно взять на себя ответственность за динамичное развитие страны. Именно поэтому, вся деятельность Правительства, государственных, общественных, неправительственных и других структур должна быть направлена на формирование гармонично развитого, нравственно богатого, физически здорового подрастающего поколения.

Читайте также

Список литературы

  1. Изотова И.И. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие / И.И. Изотова, А.А. Малеванный, Л.В. Семенов, Е.Г. Чмаркова, А.В. Черкашин, А.В. Куклин. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – 190 с.
  2. Ильинич М.В. Физическая культура студента. Учебник/Под ред. В.И. Ильинича, М.: Гардарики, 2004. – 448 с.
  3. Лукьянов С.И. Роль физической культуры в жизни студентов // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 11. – С. 92-93.
  4. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.
  5. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». – М.: Физкультура и Спорт, 2006. – 122 с.
  6. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

Цитировать

Физическая культура и волейбол как социальные феномены / А.В. Медведев, С.С. Клименко, С.А. Ермоленко [и др.]. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 63. — С. 372-377. — URL: https://novainfo.ru/article/12297 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться