Создание электронного учебного пособия «Языки и методы программирования»

№63-2,

технические науки

В работе создано электронное учебное пособие «Языки и методы программирования». Пособие состоит из двух основных частей: теоретической и практической. В пособии даны задания для лабораторных работ, приведены примеры с решением, имеется итоговый тест.

Похожие материалы

Современный процесс образования невозможно представить без сопровождения информационных технологий. В данных условиях развития образовательного процесса преподаватель вынужден постоянно обновлять информационные ресурсы, обогащать и пополнять новыми знаниями, соответствующие современным условиям и стандартам [3].

Использование электронных оборудований позволяет автоматизировать и упростить ту сложную процедуру, которую используют преподаватели при создании методических пособий.

Электронный учебный курс обеспечивает:

  • мощные иллюстративные возможности;
  • интерактивность, т.е. материалы учебного пособия могут быть представлены в разной форме в зависимости от действий обучаемого;
  • поиск нужной информации в пределах электронного учебника;
  • возможность специального варианта структурирования материала;
  • возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого;
  • возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого;
  • различные варианты контроля и оценки полученных знаний (тесты, вопросы для самопроверки, упражнения) и т.п.

Правила расположения материала в электронном учебнике должна соответствовать следующим принципам [1]:

  1. От известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от конкретного к абстрактному», «от общего рассмотрения к детальному анализу» и т.д.
  2. Последующее основывается на предыдущем, а предыдущее подкрепляется последующим.
  3. Материал в большей степени порождает вопросы, чем простое заучивание.
  4. Каждое правило сопровождается достаточным количеством примеров, иллюстрирующих его разнообразное применение.
  5. Примеры предпосылаются правилам, а правила сопровождаются примерами.
  6. Сказанное подтверждается ссылками на авторитеты или же логическими доказательствами.

В данной работе, соблюдая вышеизложенные правила, создано электронное учебное пособие «Языки и методы программирования».

Студенты естественнонаучных направлений должны обладать способностью к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и программирования [2, 4, 5, 12]. Программирование на языках высокого уровня применяется при решении многих прикладных научных задач [6-11].

Рассмотрим структуру учебного пособия. При запуске электронного учебного пособия открывается главное окно. Пособие состоит из двух основных частей: теоретической и практической, которые делятся на разделы.

Теоретическая часть, содержит в себе восемь разделов, в которых разработан теоретический материал по темам:

  1. История языков программирования. Языки программирования высокого уровня.
  2. Методы программирования.
  3. Операции и стандартные типы данных в языках программирования высокого уровня.
  4. Программирование ветвлений.
  5. Программирование циклов.
  6. Типы данных пользователя. Записи. Массивы. Множества.
  7. Работа с файлами.
  8. Методы решения простых задач.

В свою очередь, разделы состоят из нескольких подразделов. Например, раздел «Методы программирования» состоит из девяти подразделов (рис. 1): «Парадигма программирования», «Императивная», «Конкатенативная», «Декларативная», «Метапрограммирование», «Параллельная», «Событийно-ориентированная», «Автоматная» и «Динамическая».

Подразделы пункта «Методы программирования»
Рисунок 1. Подразделы пункта «Методы программирования»

Каждый подраздел также делится на свои подразделы. Например, подраздел «Декларативная» состоит из четырех подразделов (рис. 2):

  • функциональная,
  • логическая,
  • ограничениями,
  • потоком данных.

Вторая часть — практическая, содержит в себе три раздела:

  1. Лабораторные работы
  2. Практические задания
  3. Тестовые задания.
Подразделы пункта «Декларативная»
Рисунок 2. Подразделы пункта «Декларативная»

Раздел «Лабораторные работы» содержит задания в достаточном количестве для учебной группы. Всего лабораторные работы разделены по восьми темам. Для каждой темы приведен пример с решением.

Практические задания содержат задачи по разным темам и разной сложности для самостоятельного решения.

Итоговый тест предназначен для проверки полученного знания после изучения всех тем.

Учебное пособие предназначено в помощь студентам при подготовке к лабораторным работам, зачетам и экзаменам, а также будет полезно преподавателям в качестве источника заданий для лабораторных работ.

Электронное учебное пособие «Языки и методы программирования» легко может быть изменен, т.е. дополнен новыми материалами, а интерфейс и дизайн пособия — усовершенствованы.

Список литературы

  1. Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2006. – 318 с.
  2. Белов В.В. Программирование в Delphi: процедурное, объектно-ориентированное, визуальное: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2009. – 240 с.
  3. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика.– М.: Изд-во МЭИ, 2013. – 87 с.
  4. Могилев А.В. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 608 с.
  5. Парадигма программирования. // Википедия. Свободная энциклопедия.- 2014. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения 12.04.16).
  6. Хусаинов И.Г., Рахимова Р.А. Роль интерактивных технологий на уроках информатики в развитии этического воспитания учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 488.
  7. Хусаинов И.Г. Воздействие акустическим полем на насыщенную жидкостью пористую среду // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15160 (дата обращения: 31.10.2014).
  8. Хусаинов И.Г. Динамика релаксации давления в полости с плоско-параллельными стенками после ее опрессовки // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-15159 (дата обращения: 31.10.2014).
  9. Хусаинова Г.Я. Исследование температурных полей при стационарном течении аномальных жидкостей // Автоматизация. Современные технологии. 2016. № 7. С. 13-16.
  10. Хусаинова Г.Я. Моделирование процесса очистки пористой среды растворителями // Автоматизация. Современные технологии. 2015. № 9. С. 39-43.
  11. Хусаинова Г.Я. Плоскорадиальная фильтрация несжимаемой аномальной жидкости // Современная техника и технологии. 2015. № 7 (47). С. 81-83.
  12. Языки и методы программирования. Лекции. // Армавирская государственная педагогическая академия. – 2013.URL: http://www.agpu.net (дата обращения 23.02.15).