Со вступления 1 января 2006 года в силу закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», до введения которого всю ставку акцизного налога платил производитель алкогольной продукции, прошло почти 11 лет.
Данный срок предполагает ощутимые результаты внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и обозримые перспективы.
В сентябре 2016 года «Росалкогольрегулирование» в лице помощника руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка России Екатерины Геннадьевны Приезжевой прокомментировало текущую ситуацию на алкогольном рынке.
По словам эксперта, внедрение ЕГАИС во всей цепочке оборота алкоголя принесло свои плоды. По данным ЕГАИС, которые получает «Росалкогольрегулирование» от участников алкогольного рынка, можно констатировать рост объемов производства. Учитывая алкогольную продукцию крепостью свыше 9 девяти градусов, объем производства за первое полугодие 2016 года увеличился на 15 процентов по сравнению с предыдущим годом.
При этом розничные продажи не возросли. Эксперт делает вывод о вытеснении нелегальной алкогольной продукции с рынка.
На вопрос о том, как в 2017-2018 годы к ЕГАИС должны будут подключиться розничные продавцы из городских и сельских поселений, и есть ли для этого необходимая инфраструктура (в первую очередь, каналы связи), Екатерина Геннадьевна ответила, что «для передачи сведений о розничной продаже в сельских поселениях будут использоваться те же каналы связи, в рамках которых организации уже подтверждают факт закупки» [1].
Данный ответ весьма обобщен. Т.е., возможно предположить, что весь малый бизнес, находящийся в сельских поселениях (особенно отдаленных), будет освобожден от подключения к ЕГАИС, или же напротив, субъекты малого предпринимательства уже подключены.
Учитывая статистику, которая фиксируется в реальном времени на Интернет-ресурсе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, можно смело заявить, что доля розничных организаций, подключенных к ЕГАИС, в общем объеме продаж алкогольной продукции, составляет 99%.
Далее представитель Федеральной службы уточняет, что все розничные организации (за исключением, расположенных в Крыму) уже подключены к ЕГАИС.
Стоит упомянуть, что нужно для подключения ЕГАИС в рознице (малые и средние предприятия):
- компьютер (оперативная память не менее 2 Гб, дисковый накопитель не менее 50 Гб, 32-битный процессор с частотой от 2.0 ГГц, ОС Windows 7 Starter и выше, ПО Java 8 и выше);
- сканер для считывания штрихкодов PDF417;
- крипто-ключ JaCarta со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ;
- усиленная квалифицированная электронная подпись;
- кассовый аппарат, совместимый с ЕГАИС;
- программное обеспечение ЕГАИС УТМ (доступно для бесплатного скачивания в личном кабинете на сайте Росалкогольрегулирования);
- устойчивое интернет соединение от 256 Кбит/сек.
К сожалению, данной техникой и сопутствующими услугами не могут обеспечить себя некоторые участники рынка сельских местностей.
Стоит упомянуть о гражданской инициативе, размещенной на соответствующем ресурсе. В соответствии с инициативой №74Ф22297, граждане предлагали отменить фиксацию в ЕГАИС закупок и продажи алкогольной продукции в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 3 000 человек (голосование закончилось 21.09.2016 г., не набрав и 1% необходимых голосов) [2].
Данная инициатива обоснована несколькими факторами:
- недостаточное финансовое обеспечение организаций в сельских поселениях для приобретения оборудования;
- отсутствие технической возможности услуги доступа в Интернет;
- основная выручка таких организаций идет с продаж алкогольной продукции. При возможном закрытии сельских магазинов возникнет 2 проблемы: потеря рабочих мест и повышение активности «подпольной» реализации некачественного алкоголя.
Правительство, получив обратную связь от народа и изучив определенные цифры, выступило с предложением о льготах по спутниковой связи для работы в системе ЕГАИС.
Для населенных пунктов, в которых имеются проблемы с предоставлением доступа в Интернет, Минкомсвязь разработала решение, по которому будет возможно использовать льготную спутниковую связь.
По словам департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ, в течение трех лет, возможно, начиная с 2018 года, акцизы на алкогольную продукцию будут поступать не от производителей, а перераспределяться в соответствии с законом о бюджете на основании показателей в ЕГАИС.
Ранее Минфин РФ сообщил, что собирается предложить перераспределять часть акциза на крепкий алкоголь, который зачисляется в бюджеты субъектов РФ, среди регионов в зависимости от объема розничных продаж.
Сейчас в бюджеты регионов поступает 40% акцизов на произведенный крепкий алкоголь, а в федеральный — 60%. При этом производители распределены неравномерно, в одни регионы акцизов поступает по 10 000 рублей на человека, а в другие — по 50 рублей [3].
Зачисление акцизов по месту продажи создаст единое экономическое пространство для алкоголя. Сейчас губернаторы заинтересованы в поддержке своих производителей и часто закрывают рынок для других.
В Ростовской области за январь — май 2016 г. акцизов от алкоголя крепче 9 градусов было собрано на 4 млн. руб., а в Саратовской — на 7 млн. руб. Это несравнимо с Оренбургской областью, где за тот же период было собрано акцизов на 1,4 млрд. руб.
Инициатива Минфина стимулирует губернаторов бороться с нелегальным алкоголем. Возникнет понимание того, что каждая легально проданная бутылка является поступлением в бюджет региона, что также будет стимулировать борьбу с контрафактом.
По данным Росстата, российские водочные заводы два месяца подряд наращивали легальное производство рекордными темпами: в апреле они выпустили на 30,4% больше, чем годом ранее, а в мае — на 29%.
О результатах контроля контрафактной продукции сообщил руководитель межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Алексей Крупин.
«С июля, когда ЕГАИС в полную силу заработала в России, основываясь на данных системы, мы провели ряд проверок в Иркутской и Новосибирских областях, 4 — на территории Кемеровской области, выезжали в Красноярск и Бурятию.
В результате сотрудники управления обнаружили нарушения и возбудили 32 административных дела по оптовым и розничным продавцам алкоголя, арестовали 38187 бутылок (19156 литров) алкогольной продукции. Кроме того, мы обратились в суд с требованием аннулировать лицензию одной организации оптовой торговли в Новосибирской области. Пока действие лицензии этой организации приостановлено до вынесения судебного решения» [4].
Также ранее Минфину и Минсельхозу было поручено рассмотреть возможность внедрения системы подобной системы контроля в производстве и при продаже табачной продукции, но не нашлось оснований для создания в России системы контроля табачной отрасли — аналога ЕГАИС.
По заключению ведомств, объем контрафактной продукции на российском табачном рынке не превышает 2%, причем большая часть ее поступает из соседних государств.
По словам представителя Минфина, сейчас ведомство занято совершенствованием маркировки для профилактики правонарушений. Также обсуждается вопрос о создании информационного ресурса, который позволит оптовикам и торговым сетям визуально оценивать подлинность акцизных марок, сверяясь с ресурсом. Планируется, что данная система будет актуальна для всех стран, входящих в Евразийский экономический союз.
Норма о создании подобной системы заложена в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», срок вступления в действие перенесен с 1 января 2017 года на 1 июля 2018 года в связи с тем, что для реализации требуется обработать большой пласт данных.
Минсельхоз также не считает нужным направлять бюджетные средства на внедрение ЕГАИС на табачном рынке, учитывая высокий уровень собираемости акцизов и низкий уровень нелегального производства табачной продукции. Представитель ведомства сообщил, что с 2010 по 2016 год поступления в федеральный бюджет от акцизов на табачную продукцию росли, а собираемость не опускалась ниже 99%.
Учитывая актуальный тренд поиска дифференциации путей реализации алкогольной продукции, российские ритейлеры вместе с участниками алкогольного рынка разработали схему продажи спиртного через интернет-магазины.
Согласно новой схеме, склад интернет-магазина, начинающего торговать спиртным, будет оборудован универсальным транспортным модулем ЕГАИС и встанет на учет в Росалкогольрегулировании. Доставкой алкоголя смогут заниматься только штатные сотрудники интернет-магазина.
При этом курьеры будут иметь при себе терминал с 2D-сканером и функцией обмена данными с модулем ЕГАИС в режиме онлайн, а также мобильную кассу с возможностью распечатывать QR-код, полученный из ЕГАИС.
Доставив товар, сотрудник должен будет удостовериться, что клиент старше 18 лет и что он может заплатить банковской картой. После этого курьер сканирует штрих код акцизной марки, терминал отправляет запрос на разрешение проведения оплаты в систему ЕГАИС, которая проверяет акцизную марку, дату и время продажи.
По окончании маршрута курьера сверяется информация штрих кода акцизной марки при подборе на складе под заказ клиента и при продаже.
«Полагаем, что этот вид торговли должен иметь специальный вид лицензии, — рассказал газете директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов. — Только те производители, сайты интернет-магазинов, которые будут иметь соответствующую лицензию, должны быть участниками оборота. Все иные сайты должны подлежать внесудебной блокировке. Это один из наиболее эффективных инструментов борьбы с нелегальным оборотом алкогольной продукции в интернете» [5].
По словам министра финансов Антона Силуанова, «российский алкогольный рынок постепенно становится прозрачнее и постепенно начинает обеляться: мы видим большее поступление доходов, у нас акцизы только на крепкий алкоголь в этом году выросли на 26%» [6].
Он также отметил, что Россия нуждается в законодательном регулировании интернет-торговли спиртным, поскольку по факту такое явление давно существует.
В свою очередь стоит отметить, что после запуска системы ЕГАИС нелегальное спиртное в стране из традиционной розницы активно перетекает в интернет-торговлю. В борьбе с этой тенденцией, власти бессильны, поскольку блокировать сайты могут только судьи, что является довольно длительной процедурой.
Также стоит оценить масштабы отечественного рынка спиртосодержащих жидкостей, так называемого, «двойного назначения», которые активно употребляются населением.
Меры, предлагаемые правительством, помогут лучше контролировать рынок алкоголя. Но, на данный момент, ЕГАИС и акцизы не доказали свою эффективность на алкогольном рынке.
Дальнейшее взаимодействие государства и предприятий-участников данного рынка пойдет на пользу всем участникам, вплоть до потребителей. При этом необходимо вести диалог и учитывать мнения нескольких сторон: оптовиков, розничных продавцов, а также непосредственных потребителей.