Компьютерные технологии в образовании

№65-1,

педагогические науки

В данной статье рассматриваются современные компьютерные технологии и их применение в педагогической деятельности. На теоретическом уровне обосновывается необходимость применения учителем новейших технологий совместно с традиционными. Показывается роль каждой информационной технологии в процессе обучения, воспитания и развития младшего школьника.

Похожие материалы

В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда их использование становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения [1, c.129]. Новые технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь, заметно увеличилась степень их влияния на подрастающее поколение. Виртуальный мир занимает неотъемлемую часть в их окружающей действительности. Будет ли применение современной техники толчком к развитию ребенка или нет, зависит от взрослых, особенно от учителя.

Существенно объяснять школьникам, что в современном мире за короткое время нужно преобразовывать и оперировать большой поток информации. Учитель на современном этапе обязан умело применять в своей профессиональной деятельности информационные технологии на ряду с традиционными, что помогает в решении данной задачи. Освоение знаний и умений, допускающих высокую и эффективную работу с мультимедийной информацией, является наиценнейшим для педагога любой специализации (в том числе и для учителя начального звена). Ведь применение компьютера во внеурочной деятельности и на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным и строго дифференцированным (Головнева Е.В., Головнева Н.А., Кандаурова А.И. и др.) [2; 3].

Молниеносное продвижение компьютерных технологий устанавливает потребность в поиске новейших подходов к построению учебно-воспитательного процесса. Например, массовую популяризацию получило использование презентаций. Это информационное средство интересно тем, что может соединять в себе различные элементы: тестирование, аудиозаписи, видеофрагменты, анимации и другое. Удобно это так же возможностью останавливаться на определенном слайде и втягивать школяров в дискуссию. Огромным плюсом презентации является использование ее на различных этапах урока (изучение нового материала, обобщение и так далее) и разных видах занятий. Важно отметить, что это компьютерное средство в начальной школе должно быть красочно оформлено, а тезисы чётко сформулированы. Поэтому создание презентаций требует от учителя творческого подхода.

Применение в учебно-воспитательном процессе электронных энциклопедий, являющихся аналогами справочно-информационных книжных изданий, помогает детям быстро находить нужную информацию, облегчает порой утомляющий младшего школьника поиск нужного слова по книгам. К тому же электронные справочники могут содержать в себе аудиозаписи или видеофрагменты, помогающие детям создать полную наглядную картинку о новом для них знании.

Широкое распространение в начальной школе получила система виртуального эксперимента. Детям нравится такая игровая и познавательная форма, предоставляющая возможность провести эксперимент, который был бы невозможным по соображениям безопасности, финансов. К тому же виртуально проведенные эксперименты дают возможность ученикам, по сравнению с традиционным методом, гораздо обширнее изучить выполняющийся процесс. Такая лаборатория подзадоривает школьников экспериментировать и получать удовольствие от собственных изобретений.

Компьютерные игры позволяют повысить мотивированность ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации [4, c. 30]. Новейшей технологией является внедрение компьютерных игр, позволяющих поправлять физическое здоровье детей, что тоже немало важно. Устанавливается специальная игра на компьютер, задействованы определенные органы тела и запрограммированы нужные телодвижения, направленные на лечение того или иного нарушения. Но, следует учесть, что при неверной подборке компьютерных игр вероятно и такое неприятное психологическое проявление, как вытеснение интересов. Это выражается в уклонении от общения с друзьями, учебных занятий, в "уходе" в виртуальный мир. Так что работа с детьми начальных классов требует целесообразное использование логических игр.

Новейшей и интересной технологией для младших школьников являются виртуальные и интерактивные экскурсии. В отличие от традиционной экскурсии этот вид отличается доступностью, многократной воспроизводимостью приглянувшихся моментов, не зависимостью от погодных условий. Так, виртуальная экскурсия, несомненно, не заменяет личного присутствия, но предоставляет возможность получить полное представление о каком-либо объекте. Во время путешествия ученик может сам выбрать маршрут, поглядеть по сторонам, увеличить или уменьшить нужный объект, рассмотреть интересующие детали интерьера, посмотреть панораму из далека, погулять по отдельным помещениям.

Однако, следует учесть, что учебно-воспитательный эффект от применения современных компьютерных технологий будет на прямую зависеть от того, сможет ли учитель донести до детей, что именно и для какой цели им требуется наблюдать, и сможет ли привлечь и поддержать внимание младших школьников на протяжении всего процесса обучения. Ведь дети могут быстро адаптироваться к визуальной подаче информации. Здесь существует риск избыточности, который приведет к торможению развития из-за постоянно поступающей готовой информации. Следует уделить особое внимание к трудности выбора приемлемой зрелищности в педагогической деятельности, что должным образом помогало бы образовательному процессу, а не препятствовать ему.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс начального звена предоставляет возможность в доступной форме применять познавательные и игровые потребности учащихся для процессов познания и развития персональных качеств. Учитель же начальной школы должен иметь представление о фундаментальных навыках компьютерной грамотности, владеть знаниями об известных и распространенных операционных офисных приложениях на сегодня.

Список литературы

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., ИОШ, РАО,1994. –227 с.
  2. Головнева Н.А., Кандаурова А.И. Теоретические аспекты активизации познавательной деятельности младших школьников / В сборнике: Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. ˗ Стерлитамак, 2015. С. 34-39.
  3. Головнева Е.В., Головнева Н.А. Методика воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов вузов по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». ˗ Стерлитамак, 2013.
  4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.