Функции педагогического управления в деятельности преподавателя физической культуры

NovaInfo 65, с.371-374, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 22
CC BY-NC

Аннотация

В статье описаны функции педагогической и управленческой деятельностей преподавателя физической культуры как базовые и предметные действия. Деятельность педагогического управления рассматривается как реализация базовых функций педагогической деятельности. Показана декомпозиция функций управления на частные функции.

Ключевые слова

ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, БАЗОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, РАЗВИТИЕ

Текст научной работы

Определяющими для деятельности преподавателя физической культуры являются функции педагогической и управленческой деятельностей. В этой связи, функции педагогической деятельности определяются как базовые, а функции управленческой деятельности − как предметные действия [4]. Таким образом, можно с достаточным основанием выделить три направления деятельности педагога физической культуры (функции педагогической деятельности) − обучение, образование, воспитание. Каждое направление, имея свой объект деятельности, включает однотипный (в пределах конкретного направления) набор предметных действий, которые характеризуют процесс реализации функций управленческой деятельности. К ним относятся организация, планирование, регулирование, учет и контроль. Выделение функций управленческой деятельности соответствует общенаучным представлениям [3].

Обозначение функций педагогической деятельности требует уточнения в связи с особенностями содержания обучающей и учебной деятельности, где они реализуются. Например, учебный предмет «физическая культура» имеет специфическое содержание. Оно определяется двумя общепринятыми базовыми направлениями физического воспитания. Это, во-первых, формирование способностей двигательной деятельности (двигательных умений и навыков), а, во-вторых, развитие двигательных качеств. При данных приоритетах формирование знаний у занимающихся выполняет подчиненную роль. По существу, знания по предмету «физическая культура» играют не самостоятельную, а прикладную роль. Естественно, их формирование осуществляется по остаточному принципу, но параллельно с формированием способов двигательной деятельности и развитием двигательных качеств.

Отсюда появляется обоснованная возможность спецификации функций педагогической деятельности применительно к преподавателю физической культуры. Для него, на наш взгляд, специфическим проявлением функций педагогической деятельности являются функции обучения (формирование способов двигательной деятельности), функции развития (развитие двигательных качеств) и функции воспитания (формирование мотивационной сферы у обучаемых применительно к предмету физическая культура). При этом термин «развитие» используется в узком смысле слова, в отличие от широкого толкования термина «развитие» предполагающего реализацию целевой функции на основе интеграции результатов обучения, образования и воспитания, используемого в философии, социальной педагогике [2].

Реализация базовых функций педагогической деятельности преподавателя есть ни что иное, как деятельность педагогического управления. Очевидно, что всякая деятельность предполагает последовательную реализацию ряда действий (процедур, операций), которые начинаются с обозначения цели и завершаются определенным результатом. Для достижения последнего в процессе деятельности используются определенные средства. Таким образом, в качестве базовых структурных элементов действий необходимо считать цель, средства, процесс, результат, между которыми существуют определенные соотношения, характеризующие функции управления.

Соотношение «цель — процесс» определяет функцию «организация», т.е. упорядочение действий во времени и в пространстве. Функцию планирование определяет соотношение «цель — средства», т.е. распределение целей и средств для их реализации в пространстве (последовательность) и времени (продолжительность). Соотношения «средства — процесс», «средства — результат» определяют функцию «регулирование», т.е. координацию, субординацию и коррекцию действий. Соотношения «цель — результат» и «процесс — результат» определяют функцию «контроля и учета», т.е. их сличения, фиксации и определения меры в пространстве и времени. Представленные теоретические посылки являются основанием для обозначения характеризующих признаков каждого из специфических направлений педагогической деятельности (обучение, развитие, воспитание) через функции управления (организация, планирование, регулирование, учет и контроль).

При выделении трех направлений деятельности педагога физической культуры (образование, воспитание, развитие), а в каждом из них по четыре предметных действия (организация, планирование, регулирование, учет и контроль), в итоге получается двенадцать характеризующих признаков. Можно полагать, что они необходимы т.к. отсутствие какого-либо из них делает оценку деятельности педагога физической культуры усеченной, неполной; и достаточны, так как характеризуют все базовые направления педагогической деятельности.

В конкретизации предметных действий мы исходим из следующих положений. Во-первых, ориентировки на декомпозицию функций управления на частные функции, имеющиеся в специальных публикациях по теории управления [1]. Во-вторых, из анализа и уточнения выделяемого в педагогических публикациях набора предметных действий педагога [3] с учетом интервала взаимодействия составляющих этот набор (часть-целое). В-третьих, фактологического проявления предметных действий. В-четвертых, экспертной оценки предлагаемого набора. Представленные основания позволили определить набор предметных действий. В зависимости от характеризуемого направления деятельности преподавателя, количество предметных действий колеблется от 20 до 25 в пределах каждого из выделенных направлений. В обобщенном виде набор предметных действий имеет следующий вид.

Предметные действия по реализации функции управления «организация».

  1. Выявление объекта организации.
  2. Соотнесение возможностей и условий организации.
  3. Конкретизация требований и ограничений по организации.
  4. Структуризация содержания организации.
  5. Выбор способов, средств, методов организации.
  6. Нормирование организационных процедур в пространстве и времени.

Предметные действия по реализации функции «планирование».

  1. Анализ предпосылок (теоретических, практических).
  2. Прогнозирование результата.
  3. Определение целей и задач.
  4. Характеризация (описание) средств.
  5. Композиция, оформление.

Предметные действия по реализации функции «регулирование».

  1. Диагностирование отклонений в результатах и выявление причин.
  2. Определение предметной области регулирования (что?).
  3. Определение способа регулирования (как?).
  4. Оптимизация выбора средств и методов деятельности.
  5. Субординация (соответствия требованиям), координация (взаимодействия), коррекция (воздействие).
  6. Техника слова.
  7. Техника демонстрации.
  8. Кинетическая техника (жесты, мимика, позы, перемещения).
  9. Лингвистическая техника (паузы, акценты, интонации, повторы).

Предметные действия по реализации функции «контроль и учет».

  1. Определение объекта (что контролировать).
  2. Определение способа (как контролировать).
  3. Разработка технологии.
  4. Процедура измерения.
  5. Оценивание.

Перечисленные предметные действия присутствуют (с некоторыми исключениями и вариантами) во всех базовых направлениях педагогической деятельности преподавателя физической культуры.

Читайте также

Список литературы

  1. Волков А.М.,Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ: монография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 216 с.
  2. Зеленов Л.А. Становление личности. Горький: ВВКИ, 1989. 168 с.
  3. Чичикин, В.Т. Профессиональная готовность педагога: монография. Н. Новгород: Китеж, 1998.103 с.
  4. Чичикин В.Т. Структура и регуляция профессиональной готовности преподавателя физической культуры (методологические аспекты): учеб. пособие для студентов, аспирантов, слушателей ФПК ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 94 с.

Цитировать

Напреев, С.Г. Функции педагогического управления в деятельности преподавателя физической культуры / С.Г. Напреев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 65. — С. 371-374. — URL: https://novainfo.ru/article/12957 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться