Конкуренция как антипод монополии: теоретико-правовой аспект

№66-1,

юридические науки

В условиях активно развивающегося бизнеса стоит острая проблема монополизации отдельных видов экономической деятельности. Для недопущения подобных инцидентов регулятором правоотношений на рынке и антиподом монополий является конкуренция. Целью данной научной работы является выявление роли конкуренции в области недопущения образования монополий в хозяйствующей деятельности. В статье так же описана опасность монополий и виды конкуренции используемые субъектами предпринимательской деятельности.

Похожие материалы

На сегодняшний день в России достаточно хорошо развит институт бизнеса, что обусловлено выделением частной собственности в постсоветское время, существованием многообразных организационно-правовых форм юридических лиц, различными системами налогообложения и разнообразными программами поддержки развития малого и среднего бизнеса федерального и регионального уровней. Так в достаточно благоприятных условиях развития бизнеса существует острая проблема образования монополий. Понятие "монополия" законодатель не обозначает, однако выделяет понятие монополистической деятельности которое обозначает злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Без исключения соглашения (договоры), нарушающие антимонопольное законодательство заключаются между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.

При этом стоит отметить, что естественная монополия угрозу злоупотребления доминирующим положением на рынке товаров и услуг не представляет в отличие от "обычной" монополии. Естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Одним из факторов негативно влияющим на развитие монополии является конкуренция.

В современном антимонопольном законодательстве понятие конкуренция трактуется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Таким образом можно сказать, что конкуренцией обеспечивается свобода экономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта. Конкуренция выступает некоторой системой сдержек и противовесов ограничивая права одних для реализации прав других и наоборот. Некоторые теоретики считают, что конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию.

Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, конкуренция является несовершенной.

Основные черты совершенной конкуренции:

  1. имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема;
  2. товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;
  3. отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода из отрасли;
  4. полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;
  5. рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается.

К несовершенной конкуренции относят следующие модели рыночных структур:

  • чистая монополия — единственный продавец, отсутствие близких продуктов-заменителей (нет альтернативы), диктуемая цена, вступление в отрасль заблокировано;
  • олигополия — в отрасли насчитывается несколько фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию; контроль над ценой; наличие существенных препятствий для вступления в отрасль.
  • монополистическая конкуренция — существует достаточно большое число фирм; ограничен контроль над ценами; продукты обладают реальными или мнимыми различиями; вступление в отрасль является относительно легким; в неценовой конкуренции значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, торговые марки.

Так же выделяют такие виды конкуренции как внутриотраслевую и межотраслевую. Первой характерно соперничество производителей производящих аналогичные товары или услуги. Иначе внутриотраслевую конкуренцию называют предметной или межфирменной. Плюсами внутриотраслевой конкуренции является то, что она побуждает производителей пользоваться достижениями научно-технического прогресса, внедрять в производство новейшие технологии и оборудование, применять различного рода инновации, дабы повысить спрос на товар (услуги). При этом межотраслевой конкуренции характерно соперничество между производителями различных сфер хозяйственной деятельности. При межотраслевой конкуренции происходит корректировка хозяйствующей деятельности в зависимости от потребностей общества.

Еще одними видами конкуренции являются ценовая и неценовая. Целью ценовой конкуренции является вытеснение с рынка конкурентов посредством снижения цены на аналогичные товары или услуги. При неценовой конкуренции субъекты хозяйствующей деятельности делают акцент на повышении качества продукции.

Таким образом, правильно работающая конкуренция представляет собой универсальною форму антимонополии, выступая барьером для злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующего положения.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 21июл. 2014 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ № 2-ФКЗ, № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ – 2014. – 04авг.
  2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ: в ред. от 03 июля 2016// Российская газета - 2016. - 06 июля.
  3. Добрынин А.И. Экономическая теория / А.И. Добрынин - РГ - Пресс, 2015 345 с.