Особенности начисления оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы РФ

NovaInfo 66, с.113-117, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC

Аннотация

Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии учреждения любого типа является учет заработной платы. Этот участок призван обеспечить оперативный контроль за использованием средств фонда оплаты труда, различных выплат социального характера, а также качеством и количеством труда работников учреждения. Данная статья посвящена учету заработной платы в учреждениях бюджетной сферы РФ, его основным особенностям и принципам.

Ключевые слова

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РФ, ТК РФ, БЮДЖЕТ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, УЧРЕЖДЕНИЕ, НОРМАТИВНО ПРАВОВОЙ АКТ, ОПЛАТА ТРУДА

Текст научной работы

В соответствии со ст. 129 ТК РФ [1], заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Системы оплаты работников государственных и муниципальных учреждений, в соответствии с положениями ст. 144 ТК РФ [1], локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями и иными нормативными правовыми актами РФ для федеральных государственных учреждений, в учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях они дополняются законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

На сегодняшний день в бюджетной сфере в отношении различных категорий сотрудников используются разные виды систем оплаты труда, которые регулируют соответствующие нормативные правовые акты.

Так, например, оплата работников федеральных государственных учреждений осуществляется в соответствии с положениями ТК РФ и постановлением Правительства РФ №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов...» от 05.08.2008 г.

Для работников муниципальных учреждений и государственных учреждений субъектов РФ регулирование оплаты труда осуществляется на основании федеральных законов РФ, законов и актов органов местного самоуправления, субъектов РФ и Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов на соответствующий год [2].

Для муниципальных служащих оплата труда осуществляется в виде денежного содержания, она регулируется ФЗ № 25–ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25–ФЗ и иными муниципальными правовыми актами;

Оплата труда государственных гражданских служащих также представлена в виде денежного содержания. В данной категории правовые акты подразделяются на 2 группы, регулирующие оплату труда федеральных служащих и служащих субъектов РФ. Они регулируются ФЗ № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. (для обеих групп), Указом Президента РФ № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25.07.2006 г., постановлением Правительства РФ № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» от 06.09.2007 г. и соответствующими нормативными актами субъектов РФ.

Оплата труда категории лиц, имеющих специальные звания, военнослужащих и приравненных к ним осуществляется в соответствии с положениями отдельных федеральных законов в виде денежного довольствия.

Для остальных категорий сотрудников нормативно–правовой базой оплаты труда являются различные ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственных нормативных актов и т.д. Например, постановление Правительства РФ № 1027 «Об упорядочении оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» от 30.12.2000 г.

Перечень осуществляемых в пользу специалистов бюджетной сферы выплат, порядок их исчисления, выплаты, определяется нормативно–правовыми актами, содержащими правила оплаты труда работников и регламентирующими иные, связанные с оплатой труда, вопросы. Так, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются на основании действующих в субъектах локальных нормативных актов, коллективных договоров и соглашений.

При формировании систем оплаты труда учреждениям необходимо учитывать положения единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Данные рекомендации издаются ежегодно на основании ст. 135 ТК РФ.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при разработке нормативно–правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений рекомендовано следующее [7]:

  • не допускать установления различных размеров должностных окладов, тарифных ставок, разного рода повышающих коэффициентов для работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую работу по одним и тем же должностям;
  • не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда при условии сохранения за работником того же объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации;
  • соблюдать принцип оптимального соотношения уровней оплаты труда руководителей и работников учреждений.

Стоит отметить, что начиная с 1 января 2017 года бюджетные учреждения всех уровней и типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты сотрудников с зарплатами руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера [8]. Соотношение заработной платы указанных должностных лиц и остальных работников не должно превышать одной восьмой. Расчет производится следующим образом — среднемесячная зарплата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера делится на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения.

Таким образом, в соответствии с поправками, внесенными в ст. 145 ФЗ № 347–ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ», среднемесячная зарплата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров теперь зависит от оплаты труда работников учреждения. В то же время учредитель учреждения имеет право составить перечень таких подведомственных организаций, в которых данное требование может не соблюдаться, т.е. зарплаты руководства могут выходить за рамки установленного предельного соотношения.

Также учреждениям необходимо руководствоваться законодательно установленными государственными гарантиями в области оплаты труда, закрепленными в ст.130 ТК РФ. Так, например, заработная плата за месяц работника, полностью отработавшего норму рабочего времени за этот период и выполнившего все возложенные на него трудовые обязанности в полном объеме, не может быть ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ). В случае, если заработная плата работника менее минимального размера оплаты труда, устанавливается доплата до МРОТ.

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух составляющих — базовой и стимулирующей части.

1. Базовая часть заработной платы включает в себя общую часть (должностные оклады, ставки), компенсационные выплаты (устанавливаемые к должностным окладам, ставкам), повышающие коэффициенты (доплаты за сложность, категорию труда и т.д.) и доплаты за государственных наград, почетных званий.

Стоит отметить, что данная часть, в зависимости от вида учреждения, будет иметь свою специфику.

Так, для работников бюджетной сферы казенных учреждений источником покрытия базовой части заработной платы является бюджетная роспись, смета, лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 211. Для автономных и бюджетных учреждений источником будут являться субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания.

2. Стимулирующая часть заработной платы включает в себя выплаты за качество выполняемых работ, выслугу лет, интенсивность и высокие результаты работы, премии и т.п. Условия получения и размер данных выплат устанавливаются в соответствии локальными нормативными актами учреждения, коллективными договорами, соглашениями.

Источниками покрытия данной части заработной платы для бюджетных и автономных учреждений являются средства от приносящей доход деятельности, средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС), а для казенных учреждений — бюджетные ассигнования.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат для государственных и муниципальных учреждений устанавливаются соответствующими уровнями бюджетов согласно ст. 144 ТК РФ.

Все обязательные к применению положения по оплате труда также приведены в ТК РФ, например, положение о выплате заработной платы не менее двух раз в месяц, и имеют общие принципы как для учреждений бюджетной сферы, так и для коммерческой. Стоит отметить, что бухгалтерский учет расчетов по заработной плате с работниками бюджетной сферы, а также другим выплатам осуществляется на счетах учета 030211000 «Расчеты по заработной плате», 030212000 «Расчеты по прочим выплатам» [4].

Таким образом, в процессе начисления и выплаты зарплаты необходимо руководствоваться законодательством РФ, локальными нормативными актами учреждения и заключенными трудовыми договорами.

Заработная плата является одним важнейших средств повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, а следовательно и улучшения качества оказываемых услуг [6]. Необходимость организации четкого контроля за мерой труда и потребления заключается в значительной трудоемкости учетной работы на данном участке, что предопределило потребность в точном учете затрат труда и хорошо налаженной системе внутреннего контроля.

Читайте также

Список литературы

  1. Российская Федерация. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197–ФЗ в ред. от 03.07.2016 №77// СПС Консультант Плюс.
  2. Бюджетный учет и отчетность: учебное пособие (Серия «В помощь бухгалтеру бюджетной сферы», выпуск 1/2012) / Е.И. Костюкова, О.В. Ельчанинова, И.Б. Мажосова, А.Н. Бобрышев, М.Н. Ветрова, С.В. Гришанова; под общ. ред. Е.И. Костюковой. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 144 с.
  3. Гринько, А.Г. Влияние кризиса на бюджетную политику / А.Г. Гринько, О.В. Ельчанинова // Ставрополь: Современная экономика: Актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2016. – С. 84–86.
  4. Ельчанинова, О. В. Сравнительная характеристика бюджетного и коммерческого плана счетов / О.В. Ельчанинова // Ставрополь: Экономика регионов России: анализ современного состояния и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам 73–й ежегодной научно–практической конференции. – 2009. – С. 187–190.
  5. Ельчанинова, О. В. Учет финансового результата в бюджетных учреждениях / О.В. Ельчанинова // Ставрополь: Учетно–аналитические и финансово–экономические проблемы развития региона. Ежегодная 76–я научно–практическая конференция Ставропольского государственного аграрного университета «Аграрная наука – Северо–Кавказскому региону»– 2012. – С. 40–43
  6. Яковенко, В.С. Проблемы ведения учета и отчетности бюджетных образовательных учреждений при наличии обособленных структурных подразделений / В.С. Яковенко, О.В. Ельчанинова // Ставрополь: Аграрная наука, творчество, рост. – 2013. – С. 222–227.
  7. Единые рекомендации по оплате труда для бюджетников на 2017 год: [Электронный ресурс], 2017, https://www.budgetnik.ru/art/102552–edinye–rekomendatsii–po–oplate–truda–dlya–byudjetnikov–na–2017–god (дата обращения 07.05.2017)
  8. Предельное соотношение заработной платы в учреждениях: [Электронный ресурс], 2017, https://www.budgetnik.ru/art/102565–qqzbu–17–m3–21–03–2017–predelnoe–sootnoshenie–zarabotnoy–platy–v–uchrejdeniyah (дата обращения 03.05.2017)

Цитировать

Нещадимова, А.А. Особенности начисления оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы РФ / А.А. Нещадимова, О.В. Ельчанинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 66. — С. 113-117. — URL: https://novainfo.ru/article/13228 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться