Несмотря на то, что теория Дж. М. Кейнса получила от автора название «общей теории занятости», она часто выходит за пределы проблем самой занятости, ее содержание порой намного глубже и шире. Роль и место теории Кейнса в экономической науке раскрывается в кейнсианской макроэкономической модели равновесия и концепциями, связанными с ней.
Кейнс говорит следующее относительно своего труда: «Я докажу то, что постулаты классической теории применимы не к общему, а только к особому случаю, так как экономическая ситуация, которую она рассматривает, является лишь предельным случаем возможных состояний равновесия. Более того, характерные черты этого особого случая не совпадают с чертами экономического общества, в котором мы живем, и поэтому их проповедование сбивает с пути и ведет к роковым последствиям при попытке применить теорию в практической жизни».
Как известно, свою теоретическую систему Кейнс описал в труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
Теория эффективного спроса
Совокупный спрос — одна из основных переменная величина, воздействуя на которую, можно достичь равновесия в кейнсианской макроэкономической модели. Здесь говорится о так называемом эффективном спросе равен совокупному предложению и обеспечивает полную занятость.
В условиях закрытой рыночной экономике без государственного регулирования совокупный спрос определяется совокупными расходами, которые включают потребительские расходы домашних хозяйств (потребление населения) и инвестиционные расходы организаций (денежные расходы предприятий). Других источников совокупного политую при такой ситуации не существует. Основным элементом регулирования совокупного спроса Кейнс считал инвестиции. Рассматривая функцию потребления устойчивой, он все внимание сосредоточил на условиях обеспечения устойчивого прироста инвестиций, динамика которых обусловлена доходами. Поэтому потребление нужно стимулировать только после того, подчеркивал Кейнс, как достигается стадия инвестиционного насыщения производства.
Прирост инвестиций также имеет свой предел. Особенно это проявляется в условиях экономической стагнации, когда объемы производства малосущественны и отсутствует тенденция к росту.
Если при таких условиях получается баланс совокупного спроса и совокупного предложения, экономическая равновесие не наступит, ведь существует значительная неполная занятость, а совокупные сбережения значительно перекрывают чистые инвестиции, что также является условием достижения равновесия.
Данную картину и исследовал Кейнс в своей базовой макроэкономической модели. Он пришел к выводу, что без регулирующего воздействия государства и без внешнего рынка нехватка совокупного спроса обусловливает хроническое нарушение рыночного равновесия и неполную занятость. При этом рыночный механизм оказывается не в состоянии лишь через потребление и инвестиции исправить положение, рыночная экономика надолго оставаться в неравновесном состоянии депрессии.
Графическая форма базовой модели образует знаменитый «кейнсианский крест», т. е. пересечение кривых AD(«совокупный спрос» — зависимая переменная, образуется суммой потребления и инвестиций) и AS(«совокупное предложение» является независимой переменной). Равновесие возникает в точке их пересечения, когда AD равна AS, все сбережения превращаются в инвестиции и существует полная занятость.
Однако для достижения эффективного спроса требуется государственное вмешательство в экономические процессы, что пробуждает еще два фактора совокупных расходов — государственные расходы и чистый экспорт.
За расходы своего бюджета, сформированного прежде всего налогами, государство увеличивает расходование и инвестиции, что приводит к росту спроса. Это же ждет и чистого экспорта (разницы стоимости экспорта и импорта), рост которого под весом государственного стимулирования увеличивает спрос на национальный продукт за рубежом (увеличивает расходы иностранцев на закупку национального продукта).
При неимении автоматического механизма для достижения именно полной занятости только государственное регулирование совокупного спроса даёт возможность достижения динамического экономического равновесия (равновесного экономического роста), т. е. равенства совокупного спроса и совокупного предложения, сбережений и инвестиций при полной занятости. Такой вывод содержится в расширенной макроэкономической модели Кейнса — модели открытой рыночной экономики с государственным регулированием.
Теория мультипликатора инвестиций и занятости
В связи с формированием эффективного совокупного спроса Дж.М.Кейнс формулирует концепцию мультипликации инвестиций — наиболее оригинальной в его теоретической системе. В ней он определяет связь между чистыми инвестициями, потреблением и национальным доходом, ставшим центральным звеном в кейнсианской теории.
Между приростами национального дохода и инвестиций (чистыми инвестициями), как доказал Кейнс, есть определенная и устойчивая пропорция — коэффициент мультипликатора инвестиций. Мультипликатор инвестиций заключается в том, что каждая единица примененных чистых инвестиций показывает больший прирост национального дохода, и наоборот, уменьшение инвестиций оборачивается масштабным уменьшением национального дохода. Так же инвестиции пытаются оказывать влияние и на занятость, поэтому мультипликатор инвестиций является также мультипликатором занятости.
Продолжительность и общий эффект мультипликационного процесса, как и сама величина коэффициента этого мультипликатора, зависят от того, в каком соотношении прирост национального дохода способен распределиться между потреблением и сбережениями (доходом, избегает потребления), то есть от показателей предельной склонности к потреблению (доля прироста потребления в приросте национального дохода, или МРС) и предельной склонности к сбережениям (доля прироста сбережений в приросте национального дохода, или МРЅ).
Мультипликационный эффект зачастую состоит в том, что увеличение национального дохода, занятости и потребления происходит, как правило, в большей пропорции, чем увеличение первоначальных инвестиций, которые через мультипликатор продуцируют вторичные, третичные и последующие инвестиции с убывающим эффектом. Мультипликационный цикл заканчивается тогда, когда очередные инвестиции уже не проявляют мультипликационного эффекта, что происходит в ситуации полной занятости, когда не изменяется совокупный спрос.
При этом коэффициент мультипликатора будет тем еще масштабнее, а мультипликационный эффект тем сильнее, чем больше МРС и чем меньше будет МРЅ. Исходя из этого, приумножая МРС, можно достичь роста мультипликатора вместе с совокупным спросом, занятостью и национальным доходом, тогда как несомненное увеличение МРЅ обязательно приведет к мультипликационному уменьшению дохода, спроса и занятости.
Это позволило Кейнсу открыть так называемый парадокс бережливости, из-за которого подъем сбережений домашних хозяйств приведут к сокращению чистых инвестиций, уменьшение национального дохода, совокупного спроса и занятости, т. е. к обеднению нации.
В то же время Кейнс сформулировал и вывел другой «закон», который он назвал скорее психологическим, чем экономическим. Суть «закона Кейнса» состоит в том, что в большой вероятности с ростом дохода склонность к потреблению резко падает, а склонность к сбережениям также стремительно возрастает, что в конце ведет к такому же и уменьшению мультипликатора, снижение дохода, совокупного спроса и занятости и следующей стагнации экономики. Поэтому государство должно всеми способами стимулировать потребление и тем самым и совокупный спрос.
Свои доходы государство учреждает за счет налогов с доходов организаций и населения, уменьшая тем самым МРЅі увеличивая МРС и мультипликатор инвестиций и занятости. Важным средством получения эффективного совокупного спроса становится финансово-бюджетная политика государства — основной и значимый инструмент кейнсианского регулирования, которое имеет антициклический характер.
Чтобы достичь высокой степени затрат и эффективного спроса Кейнс предполагал существование дефицитного бюджета государства и роста на этой основе внутреннего государственного долга. При этом, как подчеркивал выдающийся английский экономист, не имеет большого значения, на что расходуются бюджетные денежные средства лишь бы это стимулировало бы эффективный спрос и занятость.
Кейнсианская теория мультипликатора инвестиций, занятости и экономического роста обнаружила огромное влияние на развитие экономической теории в целом, заставила экономистов различных направлений по-новому оценить роль потребления и сбережений, развернуть широкие исследования условий макроэкономического равновесия.