Зарубежные тенденции в сфере спортивного законодательства, деятельность «Национальных футбольных информационных пунктов»

№67-2,

Юридические науки

В данной статье приведены основные тенденции в сфере спортивного законодательства выделенные рабочей группой под председательством менеджмента проекта Генерального секретариата Интерпола «STADIA». проанализирована работа «Национальных футбольных информационных пунктов».

Похожие материалы

Для эффективного обеспечения охраны общественной безопасности при проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 году на территории Российской Федерации необходимо учитывать мировой опыт в этой сфере. В данной статье рассмотрены мировые вопросы в сфере спортивного законодательства, итоги рабочих встреч по вопросам безопасности на спортивных объектах, проанализирована работа «Национальных футбольных информационных пунктов».

В период с 28 по 31 октября 2014 года во Франции (г. Лион) под председательством менеджмента проекта Генерального секретариата Интерпола «STADIA» (обеспечение безопасности крупных спортивных мероприятий) прошло заседание рабочей группы по вопросам спортивного законодательства.

В ходе встречи представители зарубежных правоохранительных органов представили вниманию членов рабочей группы различные законодательные и практические решения в области обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий. Несмотря на существенные различия в подходах к решению вопросов безопасности, были выделены отдельные тенденции, которые присущи большинству приведенных делегатами примеров:

  • четкое деление зон ответственности между правоохранительными органами государства и организаторами спортивного мероприятия (к примеру FIFA, UEFA и др.) по системе: стадион — зона ответственности организатора, остальные объекты — зона ответственности правоохранительных органов;
  • организация центров международного полицейского сотрудничества с привлечением представителей зарубежной полиции и специальных ведомств;
  • использование системы административных и судебных запретов на посещение стадионов;
  • активное сотрудничество с подразделениями общеевропейской интегрированной системы наблюдения за передвижением футбольных болельщиков в другие страны в вопросах обеспечения безопасности спортивных мероприятий, а также подготовки различных специалистов;
  • привлечение к работе на стадионах офицеров полиции в штатском для оперативного поиска и обозначения зачинщиков массовых нарушений порядка на трибунах стадионов;
  • организация системы специализированных судов, в том числе ведущих работу круглосуточно, которые в приоритетном порядке рассматривают материалы по происшествиям, связанным с правонарушениями, совершенными болельщиками.

Национальные футбольные информационные пункты.

В апреле 2002 года Совет Европейского союза постановил создать в полицейских структурах каждой страны Национальные футбольные информационные пункты которые непосредственно занимаются профилактическими мероприятиями в сфере организации безопасности футбольных матчей и обмена данными.

Разработчиками НФИП (поддержание функционирования системы) являются представители полиции Нидерландов, где и располагаются серверы с базами данных системы.

Главная цель полицейского обмена информацией — не допустить фанатов, представляющих угрозу для общественной безопасности, на международные спортивные мероприятия. Для этого в европейских странах составляют реестры таких болельщиков, которые обновляются перед каждым чемпионатом.

Основными задачами НФИП являются обмен соответствующей информацией, анализ рисков и возможных угроз при проведении матчей, оказание содействия «споттерам», а также обучение сотрудников полиции и координация действий подразделений полиции с другими ведомствами, футбольными клубами и организациями болельщиков.

В настоящее время НФИП созданы во всех государствах-членах ЕС, а также в Норвегии, Сербии, Турции и некоторых других странах. Все НФИП имеют доступ к закрытому интернет-сайту, содержащему информацию (за исключением персональных данных) о футбольных клубах, их болельщиках, «группах риска», обо всех инцидентах и нарушениях общественного порядка на состоявшихся матчах и т.д. Получить доступ к нему может любая страна, в которой действует свой НФИП. Вход в систему осуществляется по полученным у администратора логину и паролю.

Для возможности взаимодействия в рамках НФИП государству, не являющемуся членом Евросоюза, необходимо направить администратору заявку в письменном виде, которая будет рассмотрена на очередном рабочем совещании членов НФИП, проводимом, как правило, по мере необходимости.

Обмен информацией в рамках НФИП происходит по двум направлениям:

  • обмен статистическими данными относительно обычных болельщиков об их количестве, флагах, информацией о забронированных гостиницах, где они намерены остановиться перед матчем, и о транспорте, на котором они собираются приехать в страну. Данная информация вносится в рамках упреждающей и используется сотрудниками НФИП принимающей стороны для принятия соответствующих мер безопасности.
  • информация в отношении фанатов, которых иностранные коллеги считают представляющими риск, данные дополняются сведениями о татуировках, кличках, употреблении алкоголя, поведенческих характеристиках — вплоть до возможной реакции на победу или проигрыш команды, и их отношениях с представителями разных футбольных клубов.

Основной поток информации, проходящий через европейскую сеть НФИП, связан с обеспечением безопасности на матчах европейских клубных турниров (Лига чемпионов УЕФА и Лига Европы УЕФА), а также при организации международных матчей между национальными сборными и проведении Чемпионатов мира и Европы по футболу. При этом передача персональных данных третьим странам в рамках взаимодействия НФИП осуществляется исключительно на основе имеющихся двусторонних соглашений о правоохранительном сотрудничестве, специальных меморандумов о взаимопонимании, принимаемых в привязке к конкретным соревнованиям, либо по каналам Интерпола.

В рамках выполнения задачи по оказанию содействия «споттерам» осуществляется их прием и размещение в стране проведения спортивного мероприятия (как правило, за счет принимающей стороны), оказание помощи по вопросам обеспечения безопасного пребывания болельщиков до, во время и после футбольного матча, а также документирования возможных правонарушений со стороны фанатов.

Список литературы

  1. Постановление правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 г. № 607. Доступ: «Официальный интернет портал правовой информации» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201607040033
  2. О представлении Президенту России предложения о подписании Конвенции Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей. Доступ с официального сайта правительства Российской Федерации. Режим доступа: http://government.ru/docs/23612/
  3. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности футбольных матчей. Режим доступа: https://rm.coe.int/168007a0fd