Анализ деятельности органов власти при проведении спортивных мероприятий в Нидерландах

№67-2,

Юридические науки

В данной статье рассмотрена деятельность органов государственной власти Нидерландов при проведении спортивных мероприятий. Проанализирован процесс организации охраны общественного порядка при проведении спортивных мероприятий.

Похожие материалы

Штатная численность сотрудников полиции Нидерландов составляет 63 тысячи человек при населении страны в 17 миллионов жителей.

Во время футбольных матчей это находит свое отражение в обеспечении правопорядка на стадионах нанятыми футбольными клубами стюардами, тогда как основные силы полиции находятся «снаружи» и задействуются при возникновении беспорядков.

В рамках общей оценки состояния правопорядка и безопасности на спортивных мероприятиях на территории Голландии делается акцент на основных проблемах национального масштаба:

  • договорные футбольные матчи;
  • реализация межведомственной национальной программы «Футбол 2020» (без выделения дополнительного финансирования, предусматривающая комплексный подход к обслуживанию и обеспечению безопасности на футболе);
  • сращивание хулиганских околофутбольных группировок с организованными группами байкеров;
  • разработка нового законодательства о футболе;
  • внедрение системы видеонаблюдения «Далмайер»

(с возможностью идентификации болельщиков по биометрическим параметрам) за счет футбольных клубов.

Основные усилия государства при разработке нового законодательства о футболе направлены на минимизацию задействования полиции на стадионах. Аргументируется это необходимостью сохранения средств налогоплательщиков в бюджетах различного уровня. Обеспечение безопасности при проведении матчей ложится на организаторов.

Так, при получении лицензии профессиональные клубы обязуются принять необходимые меры безопасности. Одновременно при выдаче разрешения на право проведения матчей дается поручение организатору в соответствии с местным муниципальным законодательством.

Несмотря на то, что стюарды, задействованные на стадионах, не обладают полицейскими полномочиями, игнорирование их требований считается нарушением порядка поведения на спортивных мероприятиях, ведущим к запрету их посещения.

Запрет на посещение матчей выносится клубом и действует только на матчи с участием этого клуба, но по его ходатайству может быть распространен Национальной федерацией футбола Нидерландов на все футбольные матчи, проводящиеся на территории страны.

В настоящее время в государствах-членах Совета Европы разрабатываются меры законодательного характера для недопущения пребывания лиц, которым запрещено посещение матчей на территории одной страны, на объектах спорта на территории других стран Совета Европы.

В целях максимального снижения возможности совершения болельщиками нарушений общественного порядка во время следования к месту проведения матчей профессиональными футбольными клубами организуется централизованная междугородняя их доставка на стадион.

Финансирование транспортировки болельщиков производится за счет принимающих клубов. В Нидерландах все матчи профессиональных футбольных клубов с учетом анализа рисков разделяются по трем категориям риска: от «А» — низкий уровень риска до «С» — высокий уровень.

Категория «С» предусматривает возможность прибытия болельщиков гостевой команды на матч только на специально заказанных поездах.

Категория «В» кроме железнодорожного транспорта предусматривает возможность доставки болельщиков автобусами.

В случае если болельщик гостевой команды прибыл в город проведения матча не на организованном транспорте, ему будет отказано в доступе на стадион.

Уровень «А» не ограничивает возможность передвижения болельщиков на матч.

Анализ рисков предусматривает изучение обстановки в среде болельщиков встречающихся команд, их взаимоотношения, склонность к нарушениям общественного порядка, интереса к матчу, уточнение количества выделенных для болельщиков гостевой команды билетов.

По представлению полиции муниципальными властями может быть принято решение о переносе даты проведения спортивного мероприятия в случае проведения в это же время других массовых мероприятий (концертов, митингов, и т.д.).

В зависимости от категории риска выделяется определенное число сотрудников полиции, несущих службу, как на стадионе, так и за его пределами.

Финансирование организованной транспортировки болельщиков производится за счет принимающих клубов (аренда железнодорожного состава составляет в среднем 18 тыс. евро). Следует отметить, что пять клубов первого дивизиона Нидерландов располагают собственными железнодорожными платформами, расположенными в шаговой доступности от стадионов. Транспортные средства, используемые для доставки болельщиков, в обязательном порядке сопровождаются нарядами полиции. При этом железнодорожная компания дает согласие на выделение состава только при условии присутствия в нем 15 сотрудников полиции, в том числе со служебными собаками, а также стюардов клуба. Выделяемые поезда не оборудуются устройствами экстренного торможения (стоп-кранами) для исключения случаев их неправомерного применения.

Одновременно глава муниципального образования оставляет за собой право отказать в приеме арендованного состава в месте проведения игры и вернуть его на станцию отправления в случае грубых нарушений болельщиками общественного порядка во время следования электропоезда. При этом клуб оплачивает издержки, связанные с изменением расписания движения по железной дороге.

Функции национального футбольного информационного пункта в структуре Национальной полиции Нидерландов возложены на Центральный информационный полицейский пункт по футбольному вандализму (далее — Пункт), который располагается в г. Утрехт.

К задачам, ответственность за выполнение которых несет Пункт, относятся:

  • сбор информации и обмен ею с заинтересованными подразделениями при проведении футбольных матчей внутри страны;
  • аналитическая деятельность для выработки мер государственной политики;
  • межведомственное взаимодействие;
  • оказание содействия «споттерам»;
  • обеспечение ведения системы футбольного мониторинга;
  • международное взаимодействие, в рамках сети национальных футбольных информационных пунктов, с представлением в указанной сети Нидерландов;
  • обеспечение функционирования веб-сайта НФИП.

В ведение НФИП Нидерландов входят только профессиональные футбольные клубы (первый и второй дивизион, всего 39 клубов).

Ответственность за выполнение непосредственных полицейских функций лежит на подразделениях местной полиции.

Сведения обо всех матчах национального первенства вносятся в специализированную базу данных — систему футбольного мониторинга, содержащую информацию о дате и времени матча, месте его проведения, командах, результате, количестве задержанных болельщиков, количестве удаленных со стадиона, общем количестве присутствовавших болельщиков, сведения о транспорте гостевых болельщиков, поведении болельщиков, использовании ими пиротехнических изделий, актах дискриминационного характера, а также количестве задействованных стюардов и полицейских.

Допуск к базе данных имеют заинтересованные министерства и ведомства, а также организации (подразделения полиции, органы прокуратуры, муниципальные власти, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, футбольные клубы, Национальный футбольный союз).

При этом обеспечивается возможность использования каждым из заинтересованных ведомств только узкого специализированного сегмента базы данных. Несанкционированный доступ к сведениям базы исключается двухуровневой системой обеспечения безопасности.

Список литературы

  1. Статистика населения в европейских странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://countrymeters.info/ru/
  2. Официальный сайт Нидерландов «Предупреждение и предотвращение преступности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hetccv.nl/english/