Использование знаний о ведущей репрезентативной системе на уроках в школе

NovaInfo 67, с.275-280
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

Работа посвящена исследованию знаний о ведущей модальности, описанию трех типов восприятия и обработки информации и выяснению, того каким образом, учителя используют эти знания в школьной практике, как работают с каждым типом ведущей модальности.

Ключевые слова

МОДАЛЬНОСТЬ, ВЕДУЩАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

На современном этапе восприятия школьниками информации очень важно уметь ее правильно доносить. Ведь сейчас во время информатизации и компьютеризации стало все труднее научить школьников, сконцентрировать их внимание, передать необходимые знания, которыми должен обладать каждый в своей жизни.

Поэтому, на наш взгляд, на уроках обязательно нужно учитывать ведущую модальность учеников, что должно значительно повысить эффективность обучения.

Модальность — это форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти.

Термин «ведущая модальность» пришёл в русскую психологию из современного зарубежного направления психологии — нейролингвистического программирования (НЛП). Согласно ему, всех людей можно разделить на 3 типа, в зависимости от того, каким образом они лучше всего воспринимают и обрабатывают информацию.

Различают визуальную (В), аудиальную (А), кинестетическую (К) модальность. Люди, мыслящие образами, относятся к В-типу. Для них важно представить себе картину, и только после этого они смогут понять Вашу или высказать свою мысль. Обладающие А-типом обязательно должны услышать информацию и логически ее обработать, и только после этого они смогут этой информацией пользоваться. Люди же, обладающие К-типом, должны эмоционально осознать содержание информации, как бы пропустить ее через себя.

Учителя нередко не добиваются понимания со стороны учеников именно потому, что не учитывают, какой тип модальности преобладает у них. А. Петренко пишет: «если информацию, построенную в терминах, характерных для визуалиста, предложить аудиалисту, то он либо с большим трудом поймет ее адекватно, либо вообще не сможет этого сделать». [3]

Именно поэтому учителям нужно строить информацию, направленную на ученика в терминах той модальности, которая у него доминирует.

Первым делом нужно ответить на вопрос: «Как выявить тип модальности?».

Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить глаголы, прилагательные, наречия. Именно они несут информацию о ведущей репрезентативной системе.

Примеры визуальных предикатов: увидеть, смотреть, яркий.

Примеры аудиальных предикатов: слушать, созвучный, громко, тихий.

Примеры кинестетических предикатов: чувствовать, ощутимый, грустный, ухватить.

Каждый человек привык говорить с использованием предикатов какой-либо модальности. Иногда, это приводит к непониманию, может сложиться впечатление, что вы разговариваете на разных языках. Поэтому в общении с учеником очень важно обращать внимание на предикаты, которые он использует в речи, например, во время ответа у доски. Помимо наблюдения за речевыми предикатами, важно обращать внимание на глаза школьника, так называемые глазные ключи доступа, при ответе на вопросы. Очень важно правильно вопросы формулировать, что будет стимулировать перемещение глаз. Для определения ведущей модальности ученика можно задавать совершенно нейтральные вопросы, типа: «Вспомни, пожалуйста, кого ты сегодня встретил, когда пришел в школу?», «Вспомни, пожалуйста, какого цвета обои в нашем классе?».

Важно понимать, что содержание вопроса должно касаться того, что ребенок испытывал сам. От вербальной реакции на эти вопросы ничего не зависит, так как глаза ученика начнут двигаться раньше, чем он начнет давать ответ. В зависимости от типа модальности и способа усвоения информации учеником, его глаза в момент осмысления этой информации будут перемещаться в определенную зону. Каждая зона имеет свое значение, что отражено на рисунке 1.

Направление глаз при ответе на вопросы: В<sup>в</sup> — визуальные вспоминаемые образы, В<sup>к</sup> — визуальные конструируемые образы, А<sup>в</sup> — аудиальные вспоминаемые образы, А<sup>к</sup> — аудиально конструируемые образы, К — кинестетические образы, Д — внутренний диалог.
Рисунок 1. Направление глаз при ответе на вопросы: Вв — визуальные вспоминаемые образы, Вк — визуальные конструируемые образы, Ав — аудиальные вспоминаемые образы, Ак — аудиально конструируемые образы, К — кинестетические образы, Д — внутренний диалог

Взгляд прямо с расширением зрачков указывает на визуальный доступ к информации.

Схема действительна для правши, для левши нужно использовать инвертированную схему. [1]

Остановимся на особенностях восприятия учащимися информации:

Визуал:

  • Ориентируется в большей степени на зрительные образы;
  • Отлично помнит увиденное;
  • Не воспринимает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации, но при этом — хороший рассказчик.

Аудиал:

  • Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал;
  • Нередко имеет успехи в изучении иностранных языков;
  • Если задумается, может говорить сам собой;
  • При чтении шепотом вторит себе;
  • Его речь ритмически слажена;
  • Реагирует на шумы.

Кинестетик:

  • Обращает внимание на ощущения, эмоции, движения;
  • Легче обучается, если делает что — то сам, даже если ошибается, делает несколько раз похожую работу;
  • Когда читает, нередко, водит пальцем по строчкам;
  • Хорошо помнит общее впечатление о событии и свои чувства;
  • С трудом выдерживает болевые ощущения;
  • Обилие движений много жестикулирует.

Познакомившись с типами ведущей модальности в общем виде, остановимся на отличительных чертах каждого из них.

Остановимся на внешних признаках каждого типа:

  • Визуал. Чаще всего его выдает ровная осанка, выдержанная дистанция с собеседником, его речь громкая и быстрая. Также делает частые остановки в речи, будто перерисовывает слова, которые хочет сказать в картинки. Часто у таких учеников завышенная самооценка, они критически оценивают мир вокруг себя. При стрессовой ситуации их слова носят обвинительный характер;
  • Аудиал.Отсутствуют жесты, не предпочитает визуального контакта. Очень редко употребляет местоимение «я». Не любит брать на себя ответственность;
  • Кинестетик.При разговоре корпусом подается веред. Дистанция с собеседником минимальная, любит прикасаться к человеку, с которым говорит, при рукопожатии долго не выпускает руки партнера. При стрессовой ситуации принимает извиняющуюся позицию. Часто использует местоимение «я». Старается пропустить информацию через себя. Нередко очень эмоционален.

Известно, что без замечаний не обходится ни один учитель. Как же лучше всего воздействовать на учеников? Для каждого типа восприятия нужно делать замечания особым образом, что особенно важно учитывать учителям в их работе:

  • визуалам — покачать головой, погрозить пальцем;
  • кинестетику — легко прикоснуться к плечу;
  • аудиалу — сказать шепотом: «Ш-ш-ш» [2].

Перейдем к практической стороне нашего исследования.

Экспериментальное изучение типов модальностей проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Пензы. В опросе приняли участие более 10 учителей в возрасте от 40 до 60 лет, следующих специальностей: русский язык и литература, математика, география, обществознание и история.

Мы спросили учителей предметников в МБОУ СОШ № 7, помогают ли им в педагогической практике знания о ведущей модальности. Они любезно согласились ответить на наши вопросы. В нашем опросе участвовало 4 учителя русского языка и литературы, 3 учителя математики, 1 учитель физики и 2 учителя по биологии и географии.

В анкете мы отразили следующие вопросы: «Знаете ли Вы, что такое ведущая модальность?», «Знакомы ли Вам понятия: аудиал, визуал, кинестетик?», «Как Вы используете знания по ведущей модальности в процессе обучения?».

В результате проведенного нами опроса было выявлено, что в целом учителя знакомы с понятиями «аудиал», «визуал» и «кинестетик», но многие не предполагали, что данные термины объединены общим понятием — ведущая модальность. Как выяснилось, педагоги в возрасте от 40 до 50 лет знают, что такое ведущая модальность и применяют это в своей практике, что не скажешь об учителях старшего возраста (от 50 до 60), им такой термин не знаком, они не знают и понятий: «аудиал», «визуал», «кинестетик». Возможно, это связано с различными программами подготовки преподавателей. Безусловно, влияет и возраст.

На вопрос о использовании знаний по ведущей модальности на уроках, учителя дали нам исчерпывающий ответ.

Для учеников-визуалов, воспринимающих большую часть информации с помощью зрения, используются презентации. Учителя математики пишут на доске формулы для запоминания, чертят фигуры для визуального представления; учителя истории и обществознания используют видео, пишут на доске понятия и высказывания великих людей, вешают картины, карты и портреты; учителя русского языка и литературы показывают ученикам фрагменты фильмов, вешают портреты поэтов и писателей, пишут на доске словарные слова, раздают материал в таблицах и схемах, также работают с книгой; учителя географии вешают карты, дают делать задания в контурных картах, используют красочные презентации.

Для аудиалов, тех, кто получает информацию в основном через аудиальный канал, педагоги на своих уроках стараются четко проговаривать главную информацию. Учителя математики задают учить формулы, теоремы и аксиомы, а затем их рассказывать; учителя истории и обществознания работают с определениями и датами; учителя русского языка и литературы проговаривают знаки в диктантах, читают ученикам отрывки из стихотворений и прозы, задают учить их.

Для учеников-кинестетиков, воспринимающих большую часть информации через ощущения, с помощью движений и эмоции, учителя тоже используют различные приемы. Учителя обществознания устраивают контрольные по важным датам и определениям, дают записывать всю нужную информацию по новой теме несколько раз; учителя географии дают ученикам трогать различные материалы: горные породы, камни, песок, фигурки животных; учителя русского языка и литературы много времени уделяют самостоятельной работе ученика с книгой, заставляют проговаривать упражнения по цепочке.

Как выяснилось, учителя в большей степени ориентируются на визуалов, затем на аудиалов, и меньше всего на кинестетиков.

По мнению учителей, в школах преобладает количество детей-визуалов (около 40 процентов). Аудиалов и кинестетиков в школе примерно одинаковое количество (примерно по 30 процентов) .

Подведем итоги.

На основе всего выше сказанного, можно подытожить, что в школьной практике учитель должен быть гибким и обращать внимание на каждого ученика, учитывая его тип модальности, должен уметь воздействовать на каждую из трех сенсорных систем. Только воздействуя и на визуальную, и на аудиальную, и на кинестетическую системы, меняя тон голоса и предикаты, мимику, жесты, вызывая тот или иной эмоциональный отклик, можно добиться и личностного контакта с каждым учеником, иметь обратную связь с классом, что повлияет и на эффективность обучения. Также хотелось бы добавить, что человек лучше всего запоминает ту информацию, которая так или иначе задействует все его анализаторные системы, вне зависимости от типа ведущей модальности. Поэтому на уроке эффективнее всего давать полисенсорную информацию. Это позволяет учащимся перерабатывать её, используя свой ведущий тип модальности и развивать другие модальности, тем самым лучше запоминать материал учителя и из простой информации, превращать его в знания.

Читайте также

Список литературы

  1. Киреев Сергей «Применение методологии НЛП в обучении детей» журнал «Школьный психолог» №26/2003
  2. Методические рекомендации для учителей работающих в рамках проекта ИСУД (Индивидуальный стиль учебной деятельности) «Функциональная асимметрия мозга и модальность» «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бородино Красноярского края.
  3. Петренко А. «Безопасность в коммуникации делового человека». – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

Цитировать

Ладанова, Е.С. Использование знаний о ведущей репрезентативной системе на уроках в школе / Е.С. Ладанова, П.В. Ходос. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 67. — С. 275-280. — URL: https://novainfo.ru/article/13614 (дата обращения: 23.01.2022).

Поделиться