Проектирование системы управления электронной очередью

NovaInfo 68, с.44-50, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 67
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены системы управления электронной очередью, рассмотрены возможности разработки комплекса информационных программ.

Ключевые слова

ЭЛЕКТРОННАЯ ОЧЕРЕДЬ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Электронная очередь — это комплекс программ, позволяющий управлять потоком посетителей. Главной целью системы электронной очереди является направление посетителей внутри организации и получение информации о наиболее востребованных услугах, время их оказания.

Системы управления очередью помогают избежать скопления людей в местах приёма посетителей и организовать более цивилизованный порядок обслуживания клиентов. Системы в основном применяются для распределения, оптимизации и учета клиентов в очереди и вызова их к окнам обслуживания с помощью звукового сигнала и визуального отображения индивидуального номера очереди клиента. Наиболее типичные применения подобных систем: кассы по продаже ж/д и авиабилетов, кассы приема платежей, государственные учреждения, сервис центры по оказанию услуг на вокзалах, офисы крупных фирм, банки, пункты регистрации автотранспорта (ГАИ) и др.

Предлагается внедрить подобные системы в энергосбытовой компании.

Разрабатываемый комплекс информационных программ должен обеспечивать работу пользователей трех категорий: администратор, оператор и клиент.

Администратору должны быть доступны следующие функции:

  • управление доступом к системе;
  • создание, редактирование и удаление справочников: «Окна ЦОК» и «Виды работ ЦОК»;
  • добавление, редактирование и удаление данных о работниках ЦОК;
  • сопоставление работника с выполняемыми работами рабочем месте.

Оператору должны быть доступны следующие функции:

  • отслеживание клиентов стоящих в очереди;
  • вызова клиента из очереди;
  • завершение работы с клиентов.

Клиенту должны быть доступны следующие функции:

  • получение талона с номером очереди;
  • отслеживание продвижения очереди.

При проектировании системы были выявлены акторы для обозначения согласованного множества ролей, которые могут играть пользователи в процессе взаимодействия с проектируемым комплексом информационных программ электронной очереди.

На рис. 1 представлены основные кандидаты в акторы комплекса.

Анализ акторов комплекса
Рисунок 1. Анализ акторов комплекса

Оператору панель вызова клиентов доступна после регистрации администратором учетной записи. После авторизации ему будет доступно вызов клиентов, вставших в электронную очередь. Клиент после выбора нужной услуги получает талон с номером очереди и ожидает вызова оператором.

Диаграмма вариантов использования показана на рис. 2.

Диаграмма вариантов использования системы
Рисунок 2. Диаграмма вариантов использования системы

Детальная структуризация вариантов использования представлена на рис. 3

Модифицированная диаграмма прецедентов системы
Рисунок 3. Модифицированная диаграмма прецедентов системы

Вариант использования представляет собой последовательность действий, выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым внешним объектом (действующим лицом). Вариант использования описывает типичное взаимодействие между пользователем и системой. В простейшем случае вариант использования определяется в процессе обсуждения с пользователем тех функций, которые он хотел реализовать [1].

Диаграммы взаимодействия являются моделями, описывающими поведение взаимодействующих групп объектов. Как правило, диаграмма взаимодействия охватывает поведение только одного варианта использования. На такой диаграмме отображается ряд объектов и те сообщения, которыми они обмениваются между собой в рамках одного варианта использования[3].

Диаграмма взаимодействия (последовательности действий) администратора и оператора при создании учетной записи оператора, представлена на рис. 4

Диаграмма последовательностей действий
Рисунок 4. Диаграмма последовательностей действий

На рис. 5 представлена диаграмма последовательности действий оператора и клиента при взаимодействии с очередью.

Диаграмма последовательностей действий
Рисунок 5. Диаграмма последовательностей действий

Описание реестра вариантов использования позволяет перейти к разработке концептуальной модели.

Проектирование концептуальной модели предметной области основано на основе анализа решаемых задач по обработке данных. Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, представляющих интерес в рассматриваемой предметной области [4].

Самой популярной моделью концептуального проектирования является модель "сущность-связь" (ER-модель), она относится к семантическим моделям. Основными элементами модели являются сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).

В разрабатываемой базе данных определим 5 сущностей: пользователи, вид работ, окна, очередь, пароли администратора.

Сущность «Пользователи» хранит данные учетных записей операторов, атрибуты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Атрибуты сущности «Пользователи»

Имя поля

Данные

Тип

id

Счетчик

int

Fio

Ф.И.О. оператора

varchar

login

Имя учетной записи

varchar

password

Пароль учетной записи

varchar

okno

В каком окне работает

int

vidrab

Вид выполняемой работы оператором

int

Сущность «Вид работ» используется для хранения информации о видах работ проводимых в центре обслуживания клиентов, атрибуты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Атрибуты сущности «Вид работ»

Имя поля

Данные

Тип

id

Счетчик

int

vidrab

Вид выполняемой работы в ЦОК

varchar

Сущность «Окна» используется для хранения информации о названии рабочих мест операторов в центре обслуживания клиентов, атрибуты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Атрибуты сущности «Окна»

Имя поля

Данные

Тип

id

Счетчик

int

okna

Название рабочих мест в ЦОК

varchar

Сущность «Очередь» хранит информацию о клиентах занявших места в очереди и их статус, атрибуты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Атрибуты сущности «Очередь»

Имя поля

Данные

Тип

id

Счетчик

int

Nomer

Присвоенный номер

int

idrab

Идентификатор оператора обслуживающего клиента

int

data

Дата обращения

date

vremin

Время когда занял очередь

time

vremik

Время окончания обслуживания

time

okno

В каком окне обслуживался

int

zv

Подача звукового сигнала при вызове

boolean

syf

Ввод на табло номера

boolean

Сущность «Пароли администратора» хранит информацию о паролях входа в панель администратора, атрибуты представлены в таблице 5.

Таблица 5. Атрибуты сущности «Пароли администратора»

Имя поля

Данные

Тип

id

Счетчик

int

password

Пароль для входа в панель администратора

varchar

Построенная ER-модель в графической нотации представлена на рис. 6

ER-диаграмма
Рисунок 6. ER-диаграмма

При помощи модели «сущность-связь» на высоком уровне проанализирована предметная область, выявлены её важнейшие сущности, а также их атрибуты и характер взаимосвязей.

Таким образом, мы осуществили все этапы проектирования и можем перейти к разработке и дальнейшему документированию комплекса информационных программ электронной очереди для энергосбытовой компании.

Читайте также

Список литературы

  1. Братющенко, В.В. Проектирование информационных систем. [Текст]/ В.В. Братющенко. – И.: БГУЭП, 2014. – 184 с.
  2. Васильев, А. Информационные системы. [Текст]/ А. Васильев, Ю. Избачков, В. Петров, И. Телина. – СПб.: Питер, 2010. – 544 с.
  3. Вентров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. [Текст]/ А.М. Вентров. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 153 с.
  4. Грекель, В.И. Проектирование информационных систем. [Текст]/ В.И. Грекель, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2015. – 175 с.

Цитировать

Лытнев, Д.Г. Проектирование системы управления электронной очередью / Д.Г. Лытнев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 68. — С. 44-50. — URL: https://novainfo.ru/article/13676 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться