К вопросу о совершенствование нормы, предусматривающей уголовную ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ)

№68-1,

юридические науки

В статье затронуты вопросы, касающиеся анализа статьи 322.1. УК РФ. Автор проводит анализ уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, определяет наиболее важные моменты, требующие пристального внимания со стороны законодателя в вопросах совершенствования данной нормы.

Похожие материалы

Совершенствование уголовно-правового законодательства представляет собой сложный процесс, направленный на улучшение правовых норм, поскольку преследуется одна единственная цель при этом — приведение нормы в соответствие с современными реалиями социальной действительности, социальными, политическими, экономическими аспектами.

Со стороны законодателя данный процесс получает свое выражение в криминализации одних деяний, декриминализации других, а также в пенализации и депенализации. Используя данные приемы, законодатель стремится к их четкости, формальной определенности, однозначности, логичности построения для того, чтобы выработать продуктивный и действенный метод борьбы с преступлениями в различных сферах человеческой деятельности. В то же время уголовное законодательство должно адекватно и своевременно реагировать на появление новых общественно опасных посягательств.

Преступления, выражающиеся в организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, не являются исключением из вышеуказанного контекста. Однако анализ правоприменительной и судебной практики, материалов средств массовой информации и сети Интернет свидетельствуют об обратном — налицо недостаточная эффективность, которая вызывает необходимость совершенствования норм уголовного законодательства, направленных на противодействие организации незаконной миграции.

Учитывая изложенное, совершенствование регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции должно быть направлено на повышение эффективности противодействия названным посягательствам уголовно-правовыми мерами. Исходя из этого, речь необходимо вести о выработке соответствующих предложений по внесению изменений и дополнений в уголовное законодательство России, а именно в ст. 3221 УК РФ «Организация незаконной миграции».

Совершенствование уголовного законодательства является частью уголовной политики, и если государство заинтересовано в эффективном преодолении негативных процессов, связанных с незаконной миграцией, оно должно поставить уголовно-правовой барьер на пути, прежде всего, организации незаконной миграции как деяния, представляющего несомненную опасность для нашего общества. Еще во второй половине XIX века М.П. Чубинский справедливо отмечал, что «уголовная политика есть ветвь науки уголовного права; она призвана вырабатывать указания для наилучшей постановки в данной стране уголовного правосудия как путем социальных реформ, так и путем создания лучшего уголовного законодательства. Поэтому она распадается на политику превентивную и политику репрессивную и имеет главной, но не единственной задачей борьбу с преступностью» [1, с.78]. С.Ф. Милюков справедливо указывает, что «ядром и одновременно нормативной базой российской уголовной политики является законотворческая и правоприменительная деятельность государства по созданию и реализации уголовно-правовых норм, регламентирующих борьбу с преступностью посредством привлечения виновных к уголовной ответственности и применения к большей части из них уголовного наказания» [2, с.3]. Как видим, совершенствование регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, выработка предложений по улучшению соответствующих уголовно-правовых норм как с точки зрения юридической техники, так и применительно к реализации их практического применения, изменения и дополнения уголовного законодательства, отвечающие насущным потребностям противодействия преступлениям, своевременная адаптация уголовного закона к современным реалиям.

Одним из таких необходимых изменений и дополнений является следующее обстоятельство. Следует обратить внимание на соответствие названия интересующей нас ст. 3221 УК РФ «Организация незаконной миграции» содержанию уголовно-правового запрета, закрепленного в данной статье. Описание деяний, образующих объективную сторону организации незаконной миграции, содержится в ч. 1 анализируемой нормы: «Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации». В диспозиции ч. 1 ст. 3221 УК РФ, при изложении объективной стороны анализируемого состава преступления, речь идет о трех альтернативных способах совершения рассматриваемого преступного деяния [3, с.86]. Это организация: 1) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, 2) их незаконного пребывания в Российской Федерации, 3) незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Два первых альтернативных действия в целом можно охарактеризовать как организацию незаконной иммиграции: речь идет о незаконных въезде и пребывании в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. В то же время третье альтернативное действие — организацию незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации — нельзя однозначно отнести к организации незаконной иммиграции: в данной ситуации имеется как въезд в Российскую Федерацию, так и выезд из нее иностранных граждан или лиц без гражданства (это уже не попадает под понятие «иммиграция»).

Учитывая изложенное, ошибочным будет утверждать о том, что название ст. 3221 УК РФ не соответствует ее содержанию. Наоборот, название рассматриваемой статьи «Организация незаконной миграции» охватывает разноплановые проявления данного преступления, связанные как с въездом в Российскую Федерацию, так и с выездом из нее. В этой связи нельзя согласиться с предложениями о замене названия рассматриваемой статьи «Организация незаконной миграции» на «Организация незаконной иммиграции».

В науке уголовного права высказаны предложения об изменении диспозиции ч. 1 ст. 3221 УК РФ. Так, А.В. Сухарникова полагает, что ч. 1 ст. 3221 УК РФ должна быть изложена в следующей редакции:

«1. Организация незаконной иммиграции, то есть:

а) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства или их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

б) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства путем предоставления жилого или иного помещения и незаконного привлечения к трудовой деятельности либо совершение одного из этих действий после применения административного взыскания за такие же правонарушения;

в) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства путем обеспечения подложными документами для пребывания и (или) трудоустройства на территории Российской Федерации» [4, с.22].

Считаем, что подобная детализация признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 3221, излишне перегружает текст уголовного закона. Подробное описание в уголовно-правовой норме всех возможных вариантов и способов совершения того или иного преступления было свойственно ранее действовавшим нормативным правовым актам (пик такой детализации приходится на Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.). Современный уровень законодательной техники позволяет при изложении диспозиций уголовно-правовых норм выработать универсальные унифицированные формулировки, охватывающие все возможные варианты преступного поведения, не прибегая к излишней детализации и казуистическому перечислению, характерным для законодательных актов предшествующих эпох.

В связи с этим следует обратить внимание на законодательную технику, при помощи которой сконструирована диспозиция рассматриваемой нами ч. 1 ст. 3221 УК РФ в действующей редакции: «Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного проезда через территорию Российской Федерации». На наш взгляд, использование троекратного повторения слова «незаконного» при конструировании диспозиции данной нормы явно избыточно.

Кроме того, в ч. 1 ст. 3221 УК РФ можно избежать двойного использования союза «или» при изложении диспозиции данной статьи, в первом случае заменив равнозначным союзом «либо».

Также в целях более точного формулирования уголовно-правовой нормы, призванной противодействовать организации незаконной миграции, а также недопущения разночтений при толковании уголовного закона в данной части, предлагаем на законодательном уровне рассмотреть вопрос о замене множественного числа при закреплении формулировки «иностранных граждан или лиц без гражданства» на единственное число — «иностранного гражданина или лица без гражданства».

Учитывая изложенное, предлагается изложить диспозицию ч. 1 ст. 3221 УК РФ «Организация незаконной миграции» в следующей редакции: «Организация незаконных въезда в Российскую Федерацию, пребывания в Российской Федерации либо проезда иностранного гражданина или лица без гражданства через территорию Российской Федерации».

Список литературы

  1. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права. М., 2010. С. 78.
  2. Милюков С.Ф. Об основных характеристиках российской уголовно-правовой политики // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 2001. С. 3.
  3. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 3221 УК РФ, является единым (единичным) сложным преступлением с альтернативными действиями: объективная сторона представлена двумя или более действиями, совершение любого из которых достаточно для признания преступления оконченным; совершение нескольких действий рассматривается как единое (единичное) преступление и множественности не образует. См.: Бавсун М.В., Баландюк В.Н., Вишнякова Н.В. Конспект лекций по уголовному праву России: (Общая часть): учебное пособие. Омск, 2012. С. 86.
  4. Сухарникова А.В. Методика расследования преступлений, совершаемых в сфере организации незаконной миграции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 22.