О разработке мобильных приложений в Android Studio: часть 1

№73-1,

технические науки

В статье рассматриваются особенности работы в интегрированной среде разработки Android Studio, используемой для создания мобильных приложений.

Похожие материалы

В настоящее время разработка и создание мобильных приложений, предназначенных для запуска на смартфонах и планшетах, работающих под управлением операционной системы Android, является очень актуальной и востребованной [1, 2, 3].

В подавляющем большинстве случаев код этих приложений пишется на языке программирования Java, который постоянно развивается, как и развиваются среды разработки мобильных приложений, использующие этот язык программирования в качестве основного.

К одной из наиболее используемых и развитых в функциональном плане сред разработки относится программный продукт Android Studio, особенности работы с которым будут рассмотрены далее.

Android Studio представляет собой интегрированную среду разработки мобильных приложений (первая стабильная версия которой вышла в 2014 г.) для операционной системы Android, где одним из языков программирования официально является язык Java.

Процесс установки и (или) настройки Android Studio достаточно прост и интуитивно понятен большинству пользователей. В системе реализован механизм оповещения о доступных обновлениях, которые устанавливаются автоматически.

Помимо Android Studio также может потребоваться установка и (или) настройка эмулятора Android-устройств, необходимого для тестирования разработанных приложений, например, Genymotion.

Разработка приложения в Android Studio формально состоит из двух этапов: создания оконных форм, или Activity, и кода программных модулей, что осуществляется на рабочей области, которая позволяет переключаться между ними в процессе выбора файлов, входящих в структуру приложения.

Создание нового мобильного приложения в Android Studio начинается с выбора пункта меню FileNewNew Project

Далее требуется задать имя проекта, а также путь к папке, где он будет расположен.

Затем нужно выбрать минимальную версию операционной системы Android, необходимую для запуска приложения.

После чего Android Studio попросит выбрать шаблон приложения из числа имеющихся. В целях обучения отлично подходит шаблон под именем Empty Activity, или пустое окно. Как только шаблон будет выбран следует задать имя главного окна и нажать кнопку «Finish».

После выполнения указанных действий появится окно, как на рис. 1.

Среда разработки Android Studio
Рисунок 1. Среда разработки Android Studio

В левой части окна Android Studio отображается структура приложения в виде папок с файлами, каждый из которых можно открыть для просмотра или редактирования в правой части окна. Переключение между открытыми файлами осуществляется путем выбора соответствующих им закладок.

В структуру приложения, разрабатываемого в Android Studio, входят следующие основные элементы:

  1. файл AndroidManifest.xml, который находится в папке manifests и предназначен для редактирования глобальных настроек приложения, таких как: имя приложения, выбор главного окна и стиля оформления, и пр.;
  2. файлы с расширением .java, расположенные в папке java. Данные файлы представляют собой программные модули, код которых пишется на языке программирования Java;
  3. файлы с расширением .xml, расположенные в папке reslayout и содержащие настройки для окон и элементов управления, используемых в приложении, в формате XML (от англ. eXtensible Markup Language).
  4. файл string.xml, находящийся в папке resvalues, используется для хранения текстовых констант, используемых в приложении.

Проектирование оконной формы осуществляется путем размещения на ней различных элементов управления, или View, таких как радиокнопки, текстовые поля, переключатели, кнопки и пр., расположенные на палитре инструментов, размещенной в левой части редактора оконных форм.

Чтобы добавить нужный элемент управления на форму, необходимо выбрать его в списке, щелкнув по нему мышкой, а затем перетащить его на форму.

После размещения элемента управления, или компонента, необходимо произвести настройку его свойств на соответствующей вкладке в правой части редактора оконных форм, кроме того можно с помощью мыши менять его положение и (или) размеры.

Чтобы изменить значение какого-либо свойства, требуется щелкнуть мышкой по полю, напротив его названия, а затем ввести нужное значение.

Все компоненты, размещенные на оконной форме, отображаются в дереве объектов, которое находится в левом нижнем углу.

Переключение между режимами редактирования оконных форм: в формате XML или в режиме редактора производится путем переключения соответствующих закладок: Text и Design, размещенных в нижней части среды разработки Android Studio.

Внешний вид редактора оконных форм показан на рис. 2.

Редактор оконных форм, или Activity
Рисунок 2. Редактор оконных форм, или Activity

Сами по себе, элементы управления View, размещенные на форме, не выполняют каких-либо действий. Для этого необходимо запрограммировать их реакцию на конкретные события, например, на нажатие кнопки мышки. Так, в коде программы описываются методы обработки каких-либо событий, которые затем следует привязать к компоненту в свойстве onClick, путем указания их имени. Каждому элементу управления можно присвоить свое собственное имя, по которому к нему можно обращаться из программы, в свойстве ID.

Элементы управления, или View, по умолчанию размещаются на так называемых Layout (слоях или группах View), из которых состоит Activity. Каждый слой Layout обладает своими отличительными особенностями, связанными с размещением на нем View. По умолчанию в Android Studio версии 2.3 используется Constraint Layout.

К основным элементам управления, помещаемым на форму Activity, относятся: TextView (текстовая надпись), Button (кнопка), editText (поле для ввода текста), checkBox (поле для установки/снятия флажка) и пр., которые будут рассмотрены во второй части статьи.

Кроме того, Android Studio обеспечивает программистов большим количеством функциональных возможностей, облегчающим разработку, тестирование и отладку мобильных приложений.

Список литературы

  1. Антипин А.Ф. Организация эффективной работы преподавателей в условиях рейтинговой системы обучения // Прикладная информатика. 2014. № 3. С. 48-59.
  2. Седова Н.А., Седов В.А. Методы оценки качества полученных решений // Южно-Сибирский научный вестник. 2012. № 1. С. 88–91.
  3. Степашина Е.В. Оптимизация финансовых показателей предприятия на основе нейросетевой модели // Информационные системы и технологии. 2014. № 5. С. 34-42.