Особенности разработки программ в современных IDE: часть 2

№90-1,

технические науки

В статье рассматриваются особенности разработки программ и приложений в современных IDE.

Похожие материалы

В предыдущей части статьи были рассмотрены особенности разработки программ и приложений в интегрированной среде разработки (IDE) NetBeans на языке программирования Java [1, 2, 3].

Далее будут рассмотрены особенности разработки приложений в IDE Embarcadero Delphi и Android Studio, предназначенные для решения задач, описанных в первой части статьи.

При реализации оконного приложения в IDE Embarcadero Delphi также предпочтительно использовать стандартные компоненты для ввода и вывода данных, такие как: «Label», «Edit» и (или) «Memo», а также кнопки «Button», предназначенные для осуществления необходимых расчетов. Вместо пары компонентов «Label», «Edit» можно использовать комбинированный вариант «LabeledEdit», размещенный на вкладке «Additional».

Компоненты можно группировать, исходя из их принадлежности к какому-либо заданию, используя для этого компонент «GroupBox».

Таким образом, для реализации приложения были использованы, по числу заданий, 4 компонента «GroupBox», одинаковых размеров, в свойстве «Caption» которых были прописаны номера заданий, а также 4 командные кнопки для выполнения требуемых расчетов.

Компонент «GroupBox1» содержит следующие компоненты:

  1. LabeledEdit1» — текстовое поле, используемое для ввода исходного числа;
  2. LabeledEdit2» — текстовое поле, предназначенное для вывода на экран самой большой цифры числа;
  3. Label1» — надпись, в которую будет выводиться ответ на вопрос, верно ли, что в числе все цифры одинаковые?

Компоненты «GroupBox2» и «GroupBox3», помимо командных кнопок, содержат в себе компоненты «Memo1» и «Memo2» соответственно, которые используются для вывода результатов, со значением свойства «ScrollBars», равном «ssVertical» для отображения вертикальных полос прокрутки.

Компонент «GroupBox4» содержит следующие компоненты:

  1. LabeledEdit3» — текстовое поле, используемое для ввода значения x;
  2. LabeledEdit4» — текстовое поле, предназначенное для вывода на экран сгенерированного случайным образом значения y;
  3. LabeledEdit5» — текстовое поле, предназначенное для вывода на экран рассчитанного значения функции F(x, y).

На рис. 1 показано окно разработанного приложения в момент работы с ним.

Окно Delphi-приложения
Рисунок 1. Окно Delphi-приложения

Процедура обработки события «OnClick» кнопки «Button1» имеет вид:

var b: boolean; n,c,max: integer;beginif StrToInt(LabeledEdit1.Text) > 999 then begin b := true; n := StrToInt(LabeledEdit1.Text); c := n mod 10; max := c; while n >= 10 do  begin  n := n div 10;  if (c <> n mod 10) and b   then b := false;  if max < n mod 10   then max := n mod 10;  end; LabeledEdit2.Text := IntToStr(max); Label1.Caption := 'Все ли цифры ' + 'одинаковые? '; if b  then Label1.Caption := Label1.Caption + 'Ответ: да.'  else Label1.Caption := Label1.Caption + 'Ответ: нет.'; end;end;

Процедура обработки события «OnClick» кнопки «Button2» имеет вид:

var i,n,p: integer;beginMemo1.Clear;for i := 101 to 990 do begin n := i; p := 1; while n >= 1 do  begin  if n mod 10 <> 0 then   if (n mod 10) mod 3 = 0    then p := p * (n mod 10);  n := n div 10;  end; if p = 27  then Memo1.Lines.Add(IntToStr(i)); end;if Memo1.Lines.Count = 0 then Memo1.Lines.Add('Таких чисел нет!');end;

Процедура обработки события «OnClick» кнопки «Button3» имеет вид:

var b: boolean;  i,c,n: integer;beginMemo2.Clear;c := 0;for i := 10 to 100 do begin b := true; n := i; while n >= 10 do  begin  if n mod 10 <= (n div 10) mod 10   then b := false;  n := n div 10;  end; if b then  begin  inc(c);  Memo2.Lines.Add(IntToStr(i));  end; end;Memo2.Lines.Add('Количество: ' + IntToStr(c) + '.');end;

Процедура обработки события «OnClick» кнопки «Button4» имеет вид:

var x,y,f: double;beginrandomize;x := StrToFloatDef(LabeledEdit3.Text,0);y := random(5) + 5;LabeledEdit4.Text := FloatToStr(y);if x <= -2 then f := sin(y) + power(x,5) else if x >= 0     then f := cos(x) — y * y     else f := (power(x,3) + 7 * y * y — 3) / Pi;LabeledEdit5.Text := FloatToStr(f);end;

При разработке мобильного приложения, реализующее решение задач в Android Studio также следует использовать стандартные компоненты для ввода/вывода данных, такие как: Button, TextView и EditText.

Компоненты следует группировать, исходя из их принадлежности к тому или иному заданию, используя для этого компоненты ConstraintLayout, каждый из которых расположен в отдельном окне, или Activity.

Выбор необходимого задания осуществляется с помощью 4 командных кнопок Button, размещенных на главном окне приложения.

На рис. 2, 3, 4 и 5 показаны оконные формы мобильного приложения, в окне №3 которого (рис. 4) при нажатии на командную кнопку выполняется решение заданий №2 и №3 одновременно.

Главное окно мобильного приложения
Рисунок 2. Главное окно мобильного приложения
Окно с реализацией задания №1
Рисунок 3. Окно с реализацией задания №1
Окно с реализацией заданий №2 и №3
Рисунок 4. Окно с реализацией заданий №2 и №3
Окно с реализацией задания №4
Рисунок 5. Окно с реализацией задания №4

Методы для обработки событий onClick, по сути, повторяют методы из программы, разработанной в среде NetBeans. Так, метод обработки события onClick кнопки button5, где реализовано решение задания №1, имеет вид:

TextView tV2, tV3;tV2 = (TextView) findViewById(R.id.textView2);tV3 = (TextView) findViewById(R.id.textView3);EditText eT1;eT1 = (EditText) findViewById(R.id.editText1);int n, max = 0;n = Integer.parseInt(eT1.getText().toString());int k = n % 10;boolean b = true;while (n >= 1){     if (n % 10 > max){          max = n % 10;     }     if (k != n % 10){          b = false;     }     n /= 10;}String answer;answer = "Самая большая цифра числа равна: ";answer += max + ".";tV2.setText(answer);if (b){     answer = "В числе все цифры одинаковые!";} else{     answer = "Число содержит разные цифры!";}tV3.setText(answer);

Как видно, основное отличие заключается в реализации операций ввода и вывода данных.

На рис. 6 показано приложение в момент работы с ним.

Окно приложения в момент работы
Рисунок 6. Окно приложения в момент работы

Таким образом, как видно из обзора, все рассмотренные IDE имеют схожие черты, начиная от окна редактора и заканчивая наборами визуальных компонентов. Выбор той или иной среды разработки целиком и полностью зависит от назначения программного обеспечения, сферы его использования, а также операционной среды.

Список литературы

  1. Антипин А.Ф. Организация эффективной работы преподавателей в условиях рейтинговой системы обучения // Прикладная информатика. 2014. № 3. С. 48-59.
  2. Степашина Е.В. Оптимизация финансовых показателей предприятия на основе нейросетевой модели // Информационные системы и технологии. 2014. № 5. С. 34-42.
  3. Седова Н.А., Седов В.А. Методы оценки качества полученных решений // Южно-Сибирский научный вестник. 2012. № 1. С. 88–91.