Совсем недавно в Российской Федерации не было конкретного термина муниципально-частного партнерства. Его суть определялась в основном возможностями определенного региона, в котором имели место такие проекты МЧП. Однако, сейчас можно вполне точно охарактеризовать данное понятие.
Муниципально-частное партнёрство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [3].
Иными словами, муниципальное частное партнерство — это взаимоотношения частного бизнеса и муниципальных образований, в рамках которых происходит софинансирование проектов первой стороной и устанавливаются соответствующие обязательства для второй стороны. Практика показывает, что в РФ данные отношения носят инвестиционный характер.
Сегодня муниципально-частное партнерство — одно из важнейших условий успеха в развитии территорий и бизнес-дел. Безусловно, в подавляющем большинстве проектов инициатором выступают сами муниципалитеты в виду невозможности их самостоятельной реализации. Следовательно, они должны уделять большое внимание условиям сотрудничества с частными партнерами для максимально взаимовыгодной и плодотворной работы, ведь в противном случае это может сказаться на качестве товаров и услуг, предоставляемых населению.
Яркий пример удачной реализации такого партнерства — проект «Концессия в области здравоохранения» в городе Казань. Данная программа обеспечивает общедоступность медицинский услуг, в том числе и высокотехнологичных. Без затрат из бюджета муниципалитета было заменено все старое оборудование за счет частного инвестора, которому на срок 10 лет был передан центр планирования семьи и репродукции. [4]
Безусловно, для частных инвесторов с большим потенциалом всегда более выгодны и интересны высокие уровни реализации проектов, например, республиканский. Однако, в Республике Карелия, например, успешно протекают программы в рамках МЧП по снабжению очистными канализационными сооружениями двадцати двух муниципалитетов.
Во многих городах России востребованным и выгодным для каждой из сторон стал проект «Билдинг-сад» среди дошкольных образовательных учреждений. «Билдинг-сад» — это мини-садики в жилых домах. Этот проект дает возможность гражданам отдавать детей в сады без очередей, что выгодно и для населения, и для муниципальных образований. Более того, это решает проблему времени в пути, ведь сады находятся в шаговой доступности. Затраты на обеспечение детей инвесторам частично возвращают муниципалитеты. Проект успешно реализуется в г. Самара, г. Ханты-Мансийск. [4]
Довольно результативно и качественно администрация Новгородского муниципального района взаимодействует с местными предпринимателям, которые занимаются производством продуктов питания. Предприниматели берут на себя обязательства реализовывать произведенную продукцию с наименьшей наценкой к отпускной цене, взамен на это им предлагаются площадки рыночного типа, либо в торговых центрах для продажи производимых ими товаров — в основном, это хлебобулочные изделия, в периферии еще и молочная продукция.
Итоги исследования теории и практики осуществления проектов муниципально-частного партнерства на территориях различных муниципалитетов Российской Федерации показывают, что для успешного финансирования этих проектов нужны как объективные, так и субъективные обстоятельства. Объективными можно считать имеющееся положение экономики МО, а также географический фактор. Субъективными — действия органов местного самоуправления по выявлению инвестиционного потенциала.
Муниципальные образования сталкиваются с различными трудностями в привлечении частного капитала в проекты, выгодные для самих образований. К самым очевидным можно отнести немалую стоимость подготовительного этапа проектов, а также «долгие деньги», не всегда выгодные для частных партнеров. Отсутствие достаточного количества средств заставляет инвесторов отказываться от «затяжных» проектов в пользу заманчивых быстроокупаемых проектов. К ним относятся проекты в нише информационных технологий и фото-видеофиксация в транспортной сфере, также некоторые участки сферы медицины. Довольно часто МО сталкиваются с некомпетентностью и отсутствием должного опыта у фирм и компаний.
Для чего нужно развитие муниципально-частных программ в России сегодня? Во многом для улучшения процесса оказания государственных и муниципальных услуг гражданам путем совершенствования и новой постройки объектов инфраструктуры в различных сферах.
На данный момент более 50% проектов в фазе запуска в сфере коммунальных услуг. Необходимо отметить, что такой вид муниципально-частного партнерства как концессионное соглашение является одним из самых востребованных, когда право эксплуатации какого-либо объекта передается инвесторам на оговоренный срок.
В Российской Федерации муниципалитеты прилагают много усилий для качественной и плодотворной работы в области МЧП. Наблюдается положительная динамика развития взаимоотношений между МО и частными предприятиями. Однако, нельзя сказать, что Россия может быть довольна числом успешно реализованных программ, ведь на данный момент не везде органы власти могут в полном объеме обеспечить партнерам выгодные условия, а сами партнеры не всегда готовы и имеют возможность исполнять возложенные обязательства качественно и стабильно. Остается лишь надеяться, что в скором времени ситуация в области МЧП изменится в лучшую сторону.