Социально-философский анализ национального самосознания

№74-1,

Философские науки

Данная статья посвящена социально-философскому анализу национального самосознания. В ней рассматриваются проблемы формирования сознания нации, национального самосознания, которые играют ключевую роль в становлении и развитии национальных отношений. Это говорит о готовности нации обрести свое собственное место в мировой истории, определить роль, которую она сыграла в развитии и становлении мировой культуры.

Похожие материалы

Актуальность исследуемой проблемы. Обращение к проблеме национального самосознания было продиктовано социально-политическими и экономическими преобразованиями, произошедшими в стране после распада Советского Союза, и формированием независимых государств. Данные исторические процессы существенно повлияли на возрождение национального самосознания и рост интереса народов к своей самобытной культуре. Вместе с тем усиливаются процессы глобализации и международной интеграции, которые воспринимаются нациями, этносами не совсем однозначно. Данные процессы влияют на межнациональные взаимоотношения, развитие национального сознания и самосознания различных народов и наций. На сегодняшний день самосознание народов оказалось под сильным влиянием современных информационных технологий, что угрожает сохранению и воспроизводству культурных традиций и национальной самобытности народов и этносов.

Материал и методика исследований. Методологической основой анализа национального самосознания является социокультурный подход, который позволяет рассмотреть культурную и духовную составляющую нации. В ходе исследования использовались принципы объективности, всесторонности изучения, единства исторического и логического подходов. Результаты исследований и их обсуждение. Национальное самосознание, являясь важнейшим компонентом сознания нации, играет ключевую роль в становлении и развитии национальных отношений.

Как показывают исследования, феномен «национальное самосознание» как этнологическая категория известен давно, но в историко-философском и социально- философском аспектах остается малоисследованным. Еще Сократ призывал человека обратить свои мысли к самому себе. «Познай самого себя» — Сократ поставил этот призыв в основу своего философского мировоззрения. Платон, говоря о душе, отмечал, что познание Бога происходит через познание самого себя. Этот тезис позднее был подкреплен словами пророка Мухаммеда: «Тот, кто познал самого себя, познал Господа своего». Проблема самосознания была подробно рассмотрена творцом немецкой классической философии Георгом Гегелем. Исследуя данную проблему в своей работе «Феноменология духа и логики», Гегель отмечает взаимопроникаемость субъекта и сознания: «Как самосознание Я созерцает само себя, и выражением его в его чистоте является Я = Я, или: Я есмь Я». Эту же мысль мы можем проследить в статье Е. Е. Алтынкович: «Самосознание, являясь процессом определения субъектом самого себя как четко отграниченного от условий собственной реализации «Я», выступает в качестве основания некоего порядка, выраженного как потребность устойчивого бытия в условиях непрерывного изменения себя и окружающего мира».

Другими словами, сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активности по отношению к миру. Вкупе с оценкой своих возможностей, с отношением к самому себе сознание образует те специфические характеристики человека, которые называются самосознанием.

Самосознание — это динамичное, исторически развивающееся образование, выраженное в разных уровнях и формах. Оно возникает лишь в определенных условиях, когда реальные события вынуждают человека выйти за пределы своих умозаключений и подойти к оценке своего общественного положения и своих социальных качеств с другой точки зрения. В результате индивид встает на позицию другого субъекта, отличая себя от него и в то же время отождествляя себя с ним. Такое идеальное отношение в некоторых исторических условиях становится массовым, а не случайным индивидуальным явлением. Это более высокий уровень самосознания, где индивид осознает свою принадлежность к той или иной культуре и социальной группе.

Одним из уровней такого самосознания является национальное самосознание. Национальное самосознание отличается от национального сознания, это более специфическое понятие, более высокий уровень самопознания нации. Мы характеризуем сознание нации как совокупность взглядов, идей и представлений, которые выражают волю и стремление нации и отражают сформировавшийся в процессе исторического развития уровень интеллекта и культуры нации. А самосознание нации — это духовные аспекты данной совокупности, это осознание нацией своих общих интересов, своего места и в мировом сообществе, и в конкретной стране, осознание своего отношения к другим народам и государству.

По мнению С. Г. Калтахчян, «национальное сознание, возникнув, становится важным условием существования и развития нации, которая объединяется уже не только объективными связями, основанными на самосознании в широком смысле, включающими в себя сознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, определенное отношение к другим нациям, чувство национальной гордости». Исторически самым сильным фактором, влияющим на рост национального самосознания, является фактор внешнего воздействия, угрожающего существованию нации. Активная реакция на данное давление извне — это один из показателей возрождения нации как в политической, так и в культурной сферах. Процесс самосознания нации возникает сначала в узкой среде интеллигенции или политических кругах, затем в борьбу за национальную независимость и самодостаточность вступают массы. И это не случайное, не частное явление. В этой связи национальное самосознание — это социальное самосознание, результат исторического процесса возрождения национального сознания. Национальное сознание, или «этническое возрождение», — это глобальное явление, и для выяснения этого феномена необходимо найти его общие причины и подойти к вопросу с исторической точки зрения. К примеру, рост национального самосознания во второй половине ХХ века был обусловлен, прежде всего, стремлением устранить историческую и социально-политическую несправедливость, чрезвычайно обострившуюся за время существования национальных, этнорелигиозных групп населения под полуколониальным (великодержавным) и неколониальным гнетом, в условиях дискриминации и угнетения.

На сегодняшний день существует мнение о том, что на современное состояние национального самосознания повлияло развитие частного капитала, которое во многом характеризуют как прогрессивный и необратимый исторический процесс. Однако данное утверждение не берет во внимание то, что частный капитал не уничтожил национального своеобразия и индивидуальных черт нации. Таким образом, сказанное К. Марксом и Ф. Энгельсом о духовной и материальной культуре нации и народностей актуально и сегодня: «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров, она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены или продолжают уничтожаться каждый день. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальные односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература».

Итак, по моему мнению, национальное самосознание — это, в первую очередь, осознание исторического и социально-духовного состояния нации, т. е. познание ее исторического и культурного прошлого, существующих в настоящем социально- политических и духовно-культурных сторон и анализ ее предполагаемого будущего в сравнении с другими нациями. Из этого можно сделать вывод, что национальное самосознание — это практическое, активное состояние нации, ее готовность обрести свое собственное место в мировой истории и осознать ту роль, которую она сыграла в развитии и становлении мировой культуры. В широком смысле национальное самосознание — это осмысление нацией своей прошлой истории, своих истоков, своего вклада в мировую культуру, это основа ее настоящего социально-культурного ренессанса.

Список литературы

  1. Алтынкович, Е. Е. Проблема духовности в контексте параметров социального способа существования / Е. Е. Алтынкович, Г. Д. Петрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – 2013. – № 1 (77). Ч.
  2. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет : в 2 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1971. – 672 с.
  3. Калтахчян, С. Т. Марксистко-ленинская теория нации и современность / С. Т. Калтахчян. – М. : Политиздат, 1983. – 367 с.
  4. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. Т. 40 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М. : Государственное издательство политической литературы, 1967. – С. 157.
  5. Платон. Тэтет / Платон ; пер. с греч. и примеч. В. Сережникова. – М; Л.: Госиздат, 1936. – 190 с.