Возможности и особенности применения мультимедийного программного комплекса LifeMedia в обучении

№74-1,

физико-математические науки

В работе описываются особенности использование мультимедийных технологий в обучении и возможности разработанного программного комплекса LifeMedia, позволяющего создавать структурированные учебные мультимедиа материалы, хранить и просматривать их.

Похожие материалы

Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества. В настоящее время в мире наблюдается прорыв в компьютеризации различных видов деятельности, вызванный развитием мультимедиа технологий. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности. Самое широкое применение мультимедиа технологии нашли в образовании.

В настоящее время, для наиболее полного использования принципа наглядности в обучении, появилась возможность создания мультимедийных комплексов. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования.[3] Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека с компьютером в образовании позволит сделать учебный процесс более эффективным.

Наиболее ярко это сотрудничество проявляет себя в ходе проведения интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологий обучения. Необходимость использования информационных технологий в образовании диктуется несколькими обстоятельствами. К ним, прежде всего, следует отнести фундаментальные изменения последней трети ХХ века, поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий [1].

Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющие роль катализатора как научно-технического, так и социально-экономического развития общества. Это обстоятельство предъявляет определенные требования к формированию новой модели образования, призванной научить студента самостоятельно приобретать и актуализировать знания, обеспечивающей сочетание достаточно обширной общеобразовательной подготовки с возможностью глубокого постижения специальных дисциплин. [3]

Использование мультимедийных технологий в обучении реализует несколько основных методов педагогической деятельности, которые традиционно делятся на активные и пассивные принципы взаимодействия обучаемого с компьютером. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные — это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль каждого ученика, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения.

В связи с этим особое значение имеет проблема эффективного сочетания мультимедиа-составляющих. Интерактивные лекции предлагают наличие возможности изложения теоретического материала посредством дикторского рассказа с применением анимации, видео, которые наглядно иллюстрируют текст, следовательно использование мультимедиа позволяет повысить наглядность представления информации [2].

При использовании видео материала в учебных целях, как правило, нет необходимости демонстрировать его каждый раз полностью, т.е. необходимо предусмотреть возможность организации работы учащихся над элементами материала. Для этого целесообразно разбить его на части (фрагменты видеороликов) и каждую часть видео ролика сопровождать текстовым документом, который содержит поясняющий текст к видео ролику или вопросы к нему. Таким образом, каждая часть видео ролика определенным образом связана с соответствующим ей текстовым документом, следовательно, появляется необходимость хранения таких фрагментов учебного видео материала и соответствующих им текстовых документов.

При показе учебного материала важно также обеспечить выбор порядка просмотра учебного мультимедиа материала, поэтому его необходимо определенным образом структурировать. Удобной формой структуризации мультимедиа материала является возможность создания некоторого меню, с помощью которого можно организовать последовательность просмотра фрагментов учебного мультимедиа материала.[4]

Разработанный сотрудниками Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета программный комплекс LifeMedia, представляет собой техническое средство, позволяющее создавать структурированные учебные мультимедиа материалы, хранить и просматривать их.

Программный комплекс имеет удобный пользовательский интерфейс и может работает в двух режимах: в режиме создания мультимедиа материала и в режиме просмотра мультимедиа материала.

Функциональные возможности комплекса:

  • создание учебного мультимедиа материала;
  • привязка текстового файла к видео материалам;
  • создание структурного меню учебного мультимедиа материала;
  • создание, открытие, сохранение и удаление сценария (файл с расширением .cz) учебного мультимедиа материала;
  • просмотр учебного мультимедиа материала по пунктам меню и по сценарию;
  • создание текстовых материалов формата .mht;
  • создание видео материалов формата .mht;

Дополнительные функциональные возможности:

  • наличие удобной справочной системы.
  • поиск нужного учебного мультимедиа материала по ключевому слову;
  • сортировка списка учебных мультимедиа материалов;
  • создание меню и сценария учебного мультимедиа материала по умолчанию;
  • возможность настраивать интерфейс по желанию пользователя.

Программа разработана на языке программирования Borland Delphi 7.0. Представляет собой скомпилированный .exe-файл для работы под ОС Windows_9X/2000/XP. Необходимо наличие установленных офисных программ Microsoft Word и Microsoft Access.

Для нормальной работы требуется следующая конфигурация компьютера:

  • Pentium с частотой 100 МГц и выше;
  • свободное дисковое пространство не менее 2,22 Мб;
  • Мб ОЗУ и больше;
  • операционная система Windows XP и последующие версии;
  • CD- ROM.

Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования мультимедиа технологий необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения, использования мультимедиа-ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой школьников с современными средствами информатизации.

Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:

  • совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,
  • введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,
  • внесение изменений в системы обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой,
  • повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,
  • организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,
  • изменение содержания и характера деятельности школьника и учителя,
  • совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.

К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков.

В случае повсеместного использования мультимедиа технологий преподаватели и учащиеся становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала.

Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает учащихся возможности проведения реальных опытов своими руками.

Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение мультимедиа-средств в обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Список литературы

  1. Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образова-нии: Специализированный учебный курс / Авторизованный пер. с англ. – М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2005.
  2. Васенёв Ю.Б., Дементьев И.А. Проблемы разработки ГОС ВПО 3-го поколении. стр. 11-24, Информационный бюллетень УМО № 6, СПбГУ, 2005 г.
  3. Кузнецов М.В. Интерактивная лекция, как методическая среда для комбинирования коммуникативно-речевых умений // Вестник Тамбов-ского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 8. – С. 202-211.
  4. Беляева М.Б., Аншакова Н.В. Программный комплекс для созда-ния и просмотра мультимедиа материалов LifeMedia. // Электронная про-граммная разработка. – ИНИМ РАО ОФЭРНиО: Москва. – №19502, 2013.