Конкурентоспособность фастфуд ресторанов над другими ресторанами

№75-2,

Экономические науки

Анализируется структура рынка фастфуда. Дана характеристика современного состояния рассматриваемой отрасли. Определены основные преимущества ресторанов быстрого питания над другими ресторанами.

Похожие материалы

Понятие фастфуд настолько прочно вошло в нашу жизнь, что сегодня невозможно представить улицы городов без небольших кафе и павильончиков, предлагающих разнообразную еду быстрого приготовления [4]. Связано это с ритмом жизни города: прием пищи в подобном месте занимает минимум времени. Фастфуд — одно из самых перспективных направлений бизнеса сегодня [3].

Почему рестораны быстрого питания стал таким популярным и в чем секрет их конкурентоспособности? Целью каждого предпринимателя является увеличение прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это приводит к взаимной борьбе предпринимателей за выгодные условия производства и сбыта товаров.

На сегодняшний день в Уфе зарегистрировано 235 точек фастфуда. Рынок разделен между ними неравномерно. Поделен он между ними в соответствии с количеством точек продаж. Лидерами являются:

  • McDonald’s» –10 штук;
  • KFS» — 8 штук;
  • Burger King» — 7шт;
  • Subway» — 5шт.

Выше указанные заведения являются наиболее узнаваемыми за счет их бренда. В профессиональном медицинском журнале Archives of Pediatrics & Adolescent Medicime были обнародованы итоги исследования о влиянии брендированных продуктов на нервную-систему детей дошкольного возраста. Детям предлагали попробовать куриные палочки, чизбургер, жареную картошку, молоко, морковь и из McDonald’s. Продукты были теми же самыми, только их ребятам давали пробовать просто, а иногда — обернутым в фирменную упаковку McDonald’s. Оказалось, что компания McDonald’s не зря каждый год тратит $1 млрд на рекламу только в Соединенных Штатах Америки. В большинстве случаев ребята предпочитали по вкусу те продукты, которые были завернуты в фирменную упаковку McDonald’s.

Посещение фастфуд ресторанов с каждым днем растет. Вот почему увеличивается число ресторанов такого типа. Ещё одной причиной возрастающего спроса стало открытие новых точек на волне кризиса. Главный директор YUMI Restaurants International — компании, занимающейся развитием сети ресторанов KFC в РФ, — сообщил о повышении прибыли за счет новых точек продаж. С каждым днем все большее количество клиентов, ранее предпочитавших обычные рестораны среднего ценового сегмента, стали посещать заведения типа фастфуд [3]. Главным аспектом посещения таких ресторанов является средняя сумма (средний чек) покупки на одного человека:

  • 450 — 800 рублей — «McDonald’s»;
  • 400 — 500 рублей — «KFC» и «Burger King»;
  • 250 — 350 рублей — остальные сетевые кафе и бары.

Наиболее развитым сегментом рынка общественного питания сетевого формата считается фастфуд, который охватывает около 30 % всех ресторанных сетей России. В 2015 году в РФ осуществляли деятельность 99 операторов быстрого Приблизительно 50 % сетевых заведений, открытых в 2014 году, являлись ресторанами быстрого питания [2]. Это связано с тем что, сетевые формы ведения бизнеса отличает наличие ряда основополагающих конкурентных преимуществ по отношению к единичным предприятиям сферы общественного питания, а именно:

  • наличие разнообразного (регионального) опыта;
  • прогнозируемая модель ведения бизнеса;
  • централизованный контроль качества как обслуживания, так и продукции позволяет поддерживать единые стандарты во всех предприятиях сети;
  • узнаваемость бренда фирмы.

Кроме этого, сетевая модель ведения бизнеса позволяет устанавливать низкие цены за счет более высоких объемов продаж [1].

Отличительной особенностью подобных заведении считается обширная целевая аудитория различных возрастов. Посещают KFC, McDonald’s и прочие заведения лиц с 14 вплоть до 65 лет. При этом подобный выбор делается вне зависимости от доходов определенного покупателя. Предпосылкой этому считается удобство, а кроме того мгновенное обслуживание во многих точках.

Максимальную прибыль рестораном быстрого питания (приблизительно 40%) приносят родители с детьми. Главный фактор этому — красочные упаковки и высокие вкусовые качества реализуемой продукции. В среднем семья из 4 человек (двое взрослых, двое детей) приносят прибыль заведению от 1 000 рублей [3].

Фастфуд является наиболее развитым форматом сетевого рынка общественного питания в России. Отечественный рынок образован в основном иностранными сетями. Таким образом, 4 из 5 наиболее активно развивающихся инвесторов имеют статус международных. В их числе Subway, McDonald’s, Burger King и KFS.

Таким образом, на рынке фастфуда доминируют сетевые операторы со знакомым брендом и устоявшейся репутацией, более широким выбором блюд и стабильными ценами за счет экономии на масштабе закупок. Следовательно, рынок быстрого питания сохранит тенденцию к росту [2].

Список литературы

  1. Кашин А.В. Сетевые предприятия общественного питания и их конкурентоспособность // Российское предпринимательство – 2011. – №1– С. 158-163
  2. Гуров С.А. Cети фастфуда в российской федерации: тенденции развития и территориальная структура // География. Геология. Том 2–2016.–№1–С. 14–23
  3. Общее исследование рынка фастфуда в Москве в 2016 году [Электронный доступ] - М., 2016 URL: https://business-planner.ru/articles/analitika/obshhee-issledovanie-rynka-fastfuda-v-moskve-v-2016-godu.html (дата обращения: 1.12.2017)
  4. Как жители Кривого Рога относятся к фастфуду? [Электронный доступ] – KR24 сервер новостей. 2017 URL: http://kr24.com.ua/news/kak-zhiteli-krivogo-roga-otnosjatsja-k-fastfudua – (дата обращения: 1.12.2017)