Об одном подходе к реализации компьютерной системы оценки знаний учащихся

NovaInfo 76, с.47-51, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В работе рассматривается подход автора, использованный им при разработке и реализации компьютерной системы оценки знаний учащихся и студентов. Разработанная система отличается от других подобных систем простотой формирования теста, тестовые задания могут произвольно размещаться на странице теста. Тест формируется в любом удобном для разработчика графическом или текстовом редакторе.

Ключевые слова

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ ТЕСТА, РАСПОЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЙ ТЕСТА, ТЕСТИРОВАНИЕ, КОНСТРУКТОР ТЕСТА

Текст научной работы

Автоматизированное (компьютерное) тестирование позволяет оперативно, достаточно точно и непредвзято определить уровень знаний учащихся [1, 2]. Не смотря на то, что в настоящее время существует большое количество разнообразных тестирующих программ, практически все они неудобны или в плане разработки теста, или в плане функциональности (очень часто присутствуют оба этих недостатка). Имеются также ограничения на приложения, из которых можно экспортировать материалы, используемые при подготовке теста. Как следствие, подготовка теста в таких системах очень трудоемка и занимает много времени, поэтому есть необходимость создания тестирующей системы, которая будет лишена таких недостатков.

В работе ниже представлен подход автора, использованный им при разработке системы оценки знаний учащихся и студентов, позволяющий исключить, или по крайней мере минимизировать отмеченные выше недостатки. В отличие от других подобных систем, разрабатываемая автором система отличается простотой формирования теста: позволяет формировать задания для проведения компьютеризованного тестирования в текстовых и графических редакторах практически любой степени сложности в плане расположения элементов теста. Строки с вопросами и ответами могут располагать в любой области страницы. Кроме того, разрабатываемая система поддерживает следующие возможности: работа с произвольным количеством вопросов и вариантов ответов к тесту (без необходимости явного указания их количества); материалы теста можно создавать в любом удобном для разработчика редакторе (текстовом, графическом); поддержка семи групп вопросов: выбор одного варианта ответа из многих, выбор нескольких вариантов ответов, соответствие одних высказываний другим, восстановление хронологической последовательности, указание области на изображении, ввод ответа в виде текста, перетаскивание областей или фигур.

Для реализации перечисленных возможностей было решено организовать работу программы с графическими файлами, которые будут содержать материалы теста. В процессе подготовки теста производится блочная разметка материалов на основе специального инструментария программы в условиях высокой степени автоматизации процесса. Идеи и реализации, используемые при разработке тестирующей программы, основанные на использовании графического представления материалов и блочной разбивки материалов теста, предложены впервые в программах такого класса, и не имеют аналогов.

Основными методологическими принципами при разработке программы проведения компьютеризованного тестирования выступают следующие:

  • Принцип наглядности. Программа должна предоставлять возможность располагать материал теста соответствующим образом на страницах теста (поддерживать произвольное размещение текста и изображений).
  • Принцип эргономичности. Конструктор тестов должен максимально автоматизировать процесс разработки теста, а его инструментарий должен обладать достаточной функциональностью для размещений различных групп вопросов. При этом похожие действия, такие как, например, разметка областей верных вариантов ответов или самих вопросов, должны выполняться одинаково, вне зависимости от типа вопроса.

При разработке тестирующей системы рассматривались следующие вопросы, связанные с возможностью программы работать с произвольным расположением вопросов и вариантов ответов к тесту.

Во-первых, должна поддерживаться работа с произвольным количеством вопросов и вариантов ответов к тесту (при этом можно выбирать как один, так и несколько вариантов ответов). Кроме того, нужно организовать работу таким образом, чтобы при формировании теста в конструкторе программы у разработчика не было необходимости явно указывать программе, сколько в каждом конкретном случае будет верных ответов.

Во-вторых, вопросы и варианты ответов могут быть произвольно размещены на странице теста. При этом должно быть реализовано произвольное перемешивание вопросов (и, возможно, вариантов ответов) теста.

В-третьих, программа должна позволять разработчику теста разрабатывать материалы теста в требуемом ему виде, в общем случае вид заданий теста и вариантов ответов к нему может быть произвольным, а сам тест может быть подготовлен в произвольном редакторе (текстовом, графическом).

Для решения таких вопросов предложено организовать работу программы с графическими файлами, которые будут содержать материалы теста. При этом для получения таких файлов в случае использования текстовых редакторов можно использовать экспорт материалов теста в файл графического формата (если такая возможность поддерживается текстовым редактором), или просто использовать графическую копию экрана и сохранить ее в графический формат, используя, например, Photoshop. На самом деле получить графическую копию теста, подготовленного в текстовом редакторе, таком, как, например, Microsoft Word, можно на основе любого конвертера в формат PDF. При этом если тест содержит обилие формул, то лучше использовать Adobe Acrobat версии 10 и выше.

После решения вопроса о представлении материалов теста прорабатывался механизм разметки теста, чтобы программа могла на этой основе проверить и идентифицировать тестовый материал. Для этого была использована разметка областей (блоков), содержащих сами вопросы и ответы к ним (механизм разметки интуитивно понятен, и напоминает разметку областей в программе распознавания текста Abbyy FineReader). Так как тест может содержать неограниченное количество вопросов, необходимо также предусмотреть порядок следования страниц теста. В результате, после разметки разработчиком очередной страницы теста, программа будет сохранять информацию о файле страницы, о наличии на ней размеченных областей, и областей, означающих правильный ответ. Поэтому в программе нужно использовать постраничное сохранение материалов графических файлов (их имя, размещение, размеченные области). Для удобства доступа к материалам теста принято во внимание, что все материалы теста, и сам файл, сформированный конструктором тестов разрабатываемой программы, будут расположены в одном каталоге. Ограничений на размер файла, содержащего страницы теста, не накладывается.

Разрабатываемая тестирующая система состоит из двух модулей: модуль разработки теста (конструктор тестов) и модуль проведения теста.

Формирование теста в конструкторе тестов интуитивно понятно, максимально автоматизировано и включает в себя выполнение следующей последовательности действий:

  1. Добавление очередной страницы материалов к тесту. Так как тест в общем случае может состоять из нескольких страниц, то это действие позволяет добавить новую страницу материалов к тесту.
  2. Разметка страницы с материалами теста. Этап не предусматривает строгого соблюдения определенной последовательности действий, однако удобнее в начале выделить блоки вопросов, и лишь затем производить разметку в пределах каждого выделенного блока.
  3. Сохранение разметки страницы теста. На данном этапе программой выполняется автоматическое сохранение размеченной разработчиком страницы теста во внутренний формат программы.
  4. Добавление следующей страницы теста (при необходимости). Для этого выполняется п.1. Если страницу добавлять не нужно, переходим к следующему пункту.
  5. Сохранение размеченного теста в отдельный файл.

Выполнив перечисленные выше действия, мы получим готовый к использованию тест. С целью исключения возможных ошибок, связанных с разметкой теста (и зависящих только от разработчика теста), рекомендуется проверить только что созданный тест в модуле проведения теста.

Модуль проведения теста реализует сам процесс тестирования учащихся. Во время тестирования учащийся должен отмечать выбранные им варианты ответов. При этом в вопросах с заданием на соответствие или заданием на выставление верной хронологической последовательности ему нужно кликами мыши установить верное расположение вариантов ответов (два варианта, на которых было осуществлено по одному клику, меняются местами). Таким образом, в процессе тестирования не приходится совершать каких-либо сложных манипуляций наподобие выбора и выставления цифр последовательностей, и т.д.

Описанный подход позволил автору реализовать систему тестирования, удобную как для разработчика теста, так и для учащегося.

Читайте также

Список литературы

  1. Горовая Т.Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор // Историческая и социально-образовательная мысль. –2013. – № 1. – С. 79-81.
  2. Дмитриев В.Л. Тестирование в игровой форме как способ проверки усвоения учебного материала // Информатика в школе. – 2012. – № 10 (83). – С. 41-43.

Цитировать

Дмитриев, В.Л. Об одном подходе к реализации компьютерной системы оценки знаний учащихся / В.Л. Дмитриев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 76. — С. 47-51. — URL: https://novainfo.ru/article/14401 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться