Вопросы конкурентоспособности предприятий общественного питания

NovaInfo 76, с.170-174, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В этой статье рассматривается вопрос конкурентоспособности.Даны критерии эффективности производства. Анализируется структура рассматриваемой отрасли.

Ключевые слова

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, РЕСТОРАНЫ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФАСТ-ФУД, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ

Текст научной работы

В нашей стране в настоящее время одной из самых динамично развивающихся отраслей является отрасль общественного питания (ОП), при этом общественное питание несет в себе важное социальное и экономическое значение.

Социальное значение отрасли общественного питания и ее значение в современной рыночной экономике проявляется в создании условий, облегчающих и улучшающих жизнь людей, поэтому необходимо качественное развитие и изменение сферы услуг вообще, и в том числе сферы общественного питания.

Существует несколько форматов предприятий общественного питания: фаст-фуд, стрит-фуд, рестораны, кафе, бары, кофейни, пиццерии, предприятия общественного питания направления фри-фло и др. В основном преобладают предприятия демократичного формата, рассчитанные на потребителя в среднем ценовом сегменте. Но наряду с такими заведениями развиваются и дорогие рестораны — концептуальные и авторские.

Развитие конкуренции в сфере индустрии питания произошло благодаря рыночным преобразованиям в экономике страны, которые создали условия для изменения структуры, характера услуг, предлагаемых населению, повышения роли предприятий индустрии питания в развитии экономики страны и удовлетворении самых изысканных потребностей человека.

Проблема оценки эффективности субъектов хозяйствования в индустрии питания появилась с усилением конкуренции и развития рыночных отношений, что объективно требует повышенного внимания работников сферы питания [2].

Эффективность общественного питания — данная финансовая категория, выражающая взаимоотношения группированных участников торгово-технологического процесса по поводу совокупной конечной результативности выполняемых отраслью функций производства, реализации и организации потребления, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. Конечным результатом является повышения эффективности в общественном питании невозможно без количественного измерения эффективности на основе системы показателей, а затем использования их в оценке, планировании и стимулировании деятельности предприятий общественного питания.

Основные этапы анализа деятельности предприятий общественного питания
Рисунок 1. Основные этапы анализа деятельности предприятий общественного питания

Эффективность работы компании общественного питания следует анализировать 2-х аспектах: финансовый и общественном. Важными аспектами финансовой эффективности деятельности предприятия общественного питания, являются: эффективность использования, эффективность работы компании, конкурентное положение предприятия, а общественая эффективность деятельности компании общественного питания — качество производственной деятельности, сервиса, обслуживания [4].

Увеличение производительности работы предприятий общественного питания даст возможность:

  • увеличить степень оперативности и качества предоставляемых услуг увеличить репутацию и обеспечить коммерческий успех отечественным предприятиям общественного питания;
  • внедрить новейшие технологические процессы в работу предприятий общественного питания, что в конечном итоге гарантирует необходимый уровень конкурентоспособности отечественных компании общественного питания;
  • увеличить степень автоматизации в общественных учреждениях, тем самым обеспечить более высокий уровень комфорта и качества жизни человека [3].
Критерии эффективности деятельности предприятий общественного питания
Рисунок 2. Критерии эффективности деятельности предприятий общественного питания

Для предприятий, оказывающих услуги в сфере общественного питания, эффективное планирование производства продукции и потребностей в сырье становится важным условием конкурентоспособности. Так критериями эффективности производства могут выступать:

  • эффективность работы (отношение стоимости всей произведенной продукции к численности работников или на стоимость затрат труда);
  • материалоемкость (отношение стоимости израсходованных ресурсов, в том числе прошедших первичную переработку к стоимости произведенной продукции);
  • капиталоемкость (отношение стоимости использованного капитала к стоимости произведенной продукции) или капиталоотдачу (отношение стоимости произведенной продукции к стоимости использованного капитала) [1].

Значительные преобразования происходят в сфере общественного питания, взявшей курс на создание индустрии гостеприимства. Предприятия общедоступной сети, кафе и бистро формата фаст-фуд, магазины кулинарии, число которых продолжает расти, оснащаются современным оборудованием, внедряют высокие стандарты обслуживания посетителей. С целью обеспечения отрасли квалифицированными кадрами в Уфе создана Ассоциация кулинаров и Ассоциация рестораторов и отельеров, являющиеся полноправными членами Федерации рестораторов и отельеров России; открыты центр кулинарного мастерства "Пышка-эксклюзив" и Дом башкирской кухни, опирающиеся на опыт передовых школ кулинарии.

В отрасли занято приблизително 100 тысяч работников. В столице Башкортостана наиболее популярные торговые комплексы — «Планета», ТРК "Семья", ТРК "Галерея Арт", ТРК "Мир", ТГК "Меркурий" — включают в себя удовлетворение населения услугами общественного питания, поэтому фут- корты на этих площадках остаются популярными.

Сам факт утверждения сетей в городском масштабе говорит об известной степени доверия потребителей к ряду товарных знаков, ставших настоящими народными брендами, такие как группа компаний "Даско", "Пышка", "Лидо", "Самобранка", работают не только в сегменте высокой гастрономии, но и в более демократичных, доступных сегментах.

По сегментам рынка общественного питания, наибольшей популярностью среди населения обладает сегмент быстрого питания или фастфуд. На его долю приходится более пятидесяти процентов всех продаж на рынке, в то время как доля ближайшего конкурента — сегмента кафетериев самообслуживания — всего около 18%.

Общедоступная сеть выросла на 4,5% и составила 693 предприятия общественного питания на 40927 посадочных мест. Обеспеченность посадочными местами в общедоступной сети на 1000 жителей составила 37 посадочных мест.

Отрасль общественного питания недостаточно развита и освоена в нашем регионе. Статистика показывает, что с каждым годом число предприятий общественного питания и его оборот растет. Состояние рынка общественного питания в городе Уфа по количеству посадочных мест близко к насыщению, для привлечения посетителей и их удержания предприятия должны конкурировать путем предоставления наиболее качественного обслуживания, а также новых видов услуг и новых форматов предприятий. Исключить влияние мировых экономических и политических проблем невозможно, но можно уменьшить их влияние путем развития местного производства.

Читайте также

Список литературы

  1. Дугина, Е.Л. Оценка эффективности деятельности предприятий общественного питания [Текст] / Е.Л.Дугина // Байкальские экономические чтения. – 2015. - №1. – С.50-55.
  2. Захарова, И.И. Эффективность предприятий общественного пита-ния в условиях развития экономики страны [Текст] / И.И.Захарова // Фун-даментальные исследования. – 2014. - №12-9. – С.1962-1967.
  3. Карх, Д.А. Методические подходы к оценке эффективности пред-приятия общественного питания на современном этапе развития экономики [Текст] / Д.А.Карх // Вестник ЮУГУ. – 2016. - №2. – С.62-70.
  4. Федорова, А.А. Повышение эффективности работы предприятий общественного питания [Текст] / А.А.Федорова // Новые технологии – нефтегазовому региону. – 2016. - №1. – С.386-389.
  5. Нурова, А.Р. Анализ рынка общественного питания города Уфа и РБ [Текст] / А.Р.Нурова // Экономика и социум. – 2017. - №1. – С.10-17.

Цитировать

Газизова, Д.И. Вопросы конкурентоспособности предприятий общественного питания / Д.И. Газизова, Г.М. Мусина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 76. — С. 170-174. — URL: https://novainfo.ru/article/14440 (дата обращения: 02.04.2023).

Поделиться