Применение информационных систем в бизнесе

№76-1,

экономические науки

В статье рассматривается динамичность бизнес-процессов и анализируется постоянно меняющаяся потребность в информационных системах. Рассматривается достижения в области информационных систем и технологий, с помощью которых становится возможным проведение инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов.

Похожие материалы

В настоящее время большинство существующих предприятий относятся к разряду крупных динамических систем, занимающихся многопрофильной деятельностью и имеющих большое число кооперативных связей с разными партнерами. Соответственно динамичность бизнес-процессов возрастает пропорционально количеству протекающих процессов в предприятии и существующих связей. Это связано с постоянно меняющимися потребностями и возникающей конкуренцией. Управление бизнес-процессами осуществляется при рассмотрении всех существующих потоков: материальных, трудовых, финансовых и информационных.

С каждым годом во всем мире становится все больше и больше пользователей интернета. Следственно, электронная коммерция так же расширяет круг своих пользователей и начинает становиться все более востребованной. Чаще всего электронная коммерция служит отличным помощником для компании в конкурентной борьбе. Существует большое количество достижений в области информационных систем и технологий, с помощью которых становится возможным проведение инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов. Информация поднимается на высшую ступень и приобретает все более значимую роль в бизнесе, как ресурс, так и товар. Последние десятилетия открыли окно с крупным потоком информации, доступной для всех фирм. А внедрение новейших коммуникационных технологий в разы увеличило скорость доступа и получения информация во много раз. Но количество, не всегда означает качество. Так, этот рост не всегда сопровождался улучшением качества полученной информации.

Общеизвестным является тот факт, что главная цель любого бизнеса — получение максимальной прибыли. Соответственно, существующие на сегодняшний день информационные системы могут разрабатываться именно так, чтобы у фирмы появилась возможность достичь поставленной цели.

Существует всего два способа классификации бизнес — информации:

Первый способ классификации предполагает, что информация может быть либо первичной, либо вторичной.

Первичная информация — это данные, которые получают в результате специально проведенных полевых исследований с целью решения конкретной маркетинговой проблемы. Её достоинства заключаются в том, что сбор информации осуществляется в соответствии с точно поставленной целью; известна и контролируема методология сбора; результаты доступны для фирмы и ограждены от конкурентов; известна надёжность данных. Недостатки заключаются в дороговизне и больших временных затратах.

Вторичная информация — это та информация, которая где-то существует и собиралась из всевозможных источников для различных целей. Вторичные данные помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения объемов продаж и прибыли, деятельностью конкурентов, достижениями науки и техники. Данные не являются проведением специальных исследований. В свою очередь, источники вторичной информации подразделяются на: внутренние и внешние.

К внутренним источникам можно отнести:

  • Маркетинговая статистика (характеристики информационного продукта, объем продвижения и продаж, объем скидок, рекламации);
  • Данные о маркетинговых затратах (по продукту, рекламе, продвижением, продажей информационного продукта, коммуникациях);
  • Другие данные (периодические отчеты специализированных групп сотрудников и подразделений, текущие информационные отчеты подразделений).

Вторичные источники могут быть:

  • Публичными (общедоступными для любого исследователя);
  • Частными (Являющиеся собственностью определенной компании);
  • Подписными ( Представляют собой смесь публичных и частных источников, при этом информация находится в чьей-то собственности).

Любые бизнес-процессы в определенной степени зависят от информации, благодаря которой риск, при принятии различных решений и разработке новых стратегий предприятия, снижается. Качественное управление имеющейся информацией является основной функцией управляющих в большинстве существующих компаний. Особенно к крупных и транснациональных корпорациях. Главной целью управления информации является сбор и получение точной, своевременной и необходимой информации, а так же последующая ее передача работникам компании.

Как правило, те системы управления информацией, которые построены на базе какой-либо компьютерной программы, помогают привести информация в более четкую систему, увеличить скорость доступа, получения и передачи данных.

Бизнес — информация является вспомогательным элементом в представлении менеджерам определённой основы знаний как о внутренней среде компании, связанной со всеми протекающими процессами в ней, так и о внешней, в которой непосредственно функционирует фирма.

Главная цель сбора информации заключается в том, чтобы на ее основе можно было формировать знания и принимать различные решения как можно точнее, при этом имея минимальный уровень неопределенности. Соответственно основное внимание должно уделяться тому, что при получении бизнес — информации, необходимо сделать акцент на сборе реальных, экономических, детерминистских и безусловных факторов. Однако такое ограничение может свести число возможных альтернатив на минимум, следовательно и потенциала информации. Это происходит за счет того, что из рассмотрения всей имеющейся информации исключается так, которая не отвечает строгим релевантным требованиям. Интересным фактом современности является то, что: чем выше неопределённость, тем больше существует возможностей для дивергенции и последующего развития; в таком случае больший объем информации приводит в некоторых случаях к сокращению числа подобных направлений

Существует 4 основные цели, для которых компании используют информацию:

  • Снижение риска и сведение неопределенности до минимума;
  • Получение власти и возможности воздействовать на других;
  • Контроль и оценка производительности и эффективности деятельности своей компании;
  • Для роста прибыли и расширения рынков.

Существует множество видов информации, соответственно так же существуют различные способы ее сбора. Так, маркетинговую и сбытовую информацию принято собирать менее формально, чем финансовую или законодательную, их сбор происходит официально.

Несмотря на то, что весь процесс сбора информации является смесью официальных и неофициальных методов сбора, рассматривается предпочтение использования официальных схем, в отрасли регулирования и к служебным видам информации. И все же, зачастую сведения о наилучших официальных источниках поступают именно через неофициальные каналы.

К примеру, в небольших организациях, менеджеры предпочтительно обращают свой выбор к людям, а не к документам.

Процесс сбора информации состоит их двух частей:

  • Непрерывный сбор сведений от неформального канала. Этим каналом может стать: общение с коллегами, другие всевозможные контакты, являющиеся частью ежедневной деятельности;
  • Постоянная политика, как официальный канал, откуда поступают важные новости.

На данный момент сложность сбора информации и управлению ее растет. Это означает, что требуется все больше времени и базовых навыков менеджеров, которых не хватает. Основными требованиями к навыкам, необходимым для сбора и получения информации относятся: поиск, анализ, структурирование, хранения и манипуляция.

Основною целью, движущей организациями в процессе сбора и анализа бизнес — информации является повышение своей конкурентоспособности. Предприятия зачастую используют компьютер и телекоммуникационные технологии. Пользу от улучшения процесса обмена информацией можно описать как улучшение взаимоотношений с клиентами и поставщиками, оптимизацию операций в бизнесе, а также более быстрый доступ к ресурсам и услугам экспертов. Но все чаще признается тот факт, что одной информации недостаточно. Для ее эффективного использования предприятиям необходимо обладать механизмами трансформации необходимой информации в знания и в последующем использования этих знаний как имущества.

Современные информационные системы являются совокупностью методов и средств, которые обеспечивают осуществление намеченного комплекса операций в процессе управления и принятия решения. Такие элементы, как наличие поэтапного плана, методов решения и информационного обеспечения, являются обязательными.

Создание информационной системы осуществляется для определенного объекта. Эффективная система принимает во внимание следующее:

  • Различия между уровнями управления и сферами действия.
  • Внешние обстоятельства.
  • А также предоставляет определенному уровню управления только ту информация, которая необходима ему для эффективной деятельности и реализации функций управления.

Развитие информационных технологий напрямую связано с развитием моделей корпоративного бизнеса. Любая система управления базируется на основе современной концепции офисной деятельности. Офис можно рассматривать как сложную систему, которая синтезирует множество целевых электронных технологий. Главные составляющие современного офиса:

  • Технические средства и их программное обеспечение;
  • Производственные площади, здания, на которых располагается весь персонал управления.

Системам необходимо обеспечивать максимально благоприятные условия для работы, обеспечивать управленческому персоналу комфорт и безопасность, наличие и разветвленность телефонных сетей, спутниковой связи, локальных и глобальных сетей.

Список литературы

  1. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
  2. Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении.: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 462 c.
  3. Шафиева Э.Т., Шафиев А.А. Проблемы автоматизации производственной деятельности предприятия при использовании «1С: управление небольшой фирмой 8» / Актуальны проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты. Сборник научных трудов по итогам IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 305-308.