Анализ финансовых результатов ритейлинговых компаний с помощью инструмента бенчмаркинг

№76-1,

экономические науки

В данной статье рассматривается использование инструмента "бенчмаркинг" для анализа финансовых результатов ритейлинговых компаний.

Похожие материалы

Результатом использования инструмента бенчмаркинга является ответ на вопрос: почему другие работают более успешно, чем мы?

Суть данного инструмента заключается в том, что за эталон берется наиболее успешное предприятие отрасли, и анализируемое предприятие сравнивают с этим «эталоном», а именно определяют недостатки в управлении и изменения, которые следует внедрить в анализируемую компанию. Конечно, предприятие «эталон» должно быть соразмерным предприятию, которое выбрано для анализа.

Различают три вида бенчмаркинга:

  1. Внутренний бенчмаркинг. Этот вид представляет собой анализ и сравнение индикаторов деятельности разных структурных подразделений одной компании.
  2. Бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов. Данный вид представляет собой сравнительный анализ товаров (работ, услуг), производительности операционных процессов и иных параметров исследуемой компании с аналогичными характеристиками компаний-конкурентов. Обычно в качестве аналога для сравнения выступает «лидер рынка». Факторы, которые идентифицируют отличия исследуемой компании от лидера, дают возможность разработать рекомендации относительно изменения положения компании.
  3. Функциональный бенчмаркинг. Данный вид позволяет проанализировать отдельные процессы, функции, методы и технологии с другими компаниями, не являющимися конкурентами рассматриваемой. В данном случае компании охотно соглашаются на обмен информации, так как в первую очередь не являются конкурентами и совместные усилия могут привести к общим проектам, направленных на совершенствование тех или других операций, которые сравниваются.

Для анализа были выбраны следующие показатели: выручка, EBITDA и рентабельность по EBITDA. Стоит пояснить, почему выбор пал именно на них.

EBITDA — прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. Данный показатель представляет собой доход, который был получен компанией от основной операционной деятельности. При этом не принимаются во внимание:

  • размер инвестиций в производство (поправка на сумму начисленной амортизации);
  • долговая нагрузка (поправка на проценты);
  • режим налогообложения (поправка на налог на прибыль).

Основное достоинство данного показателя в том, что с его помощью можно сравнивать финансовые результаты различных компаний, которые функционируют в одной отрасли. При этом не являются важными такие факторы как размер компании, долговая нагрузка или применяемый налоговый режим. Имеют значение только вид деятельности и операционные результаты.

EBITDA вычисляется путем корректировки чистой прибыли компании на суммы процентов к получению/уплате, налога на прибыль, амортизации и прочих внереализационных доходов и расходов. Также возможен еще один вариант расчета, который представлен следующей формулой:

EBITDA = Выручка — Операционные расходы (без учета расходов на амортизацию)

Рентабельность по EBITDA является одним из основных индикаторов, с помощью которого можно определить, является компания А хуже или лучше компании В. Помимо это он позволяет сопоставить доходность бизнеса с альтернативой.

Рентабельность по EBITDA рассчитывается по следующей формуле:

Рентабельность по EBITDA = (EBITDA/ Выручка) * 100%

Для данного индикатора при годовом планировании обычно устанавливается нормативное значение.

Для анализа были выбраны следующие компании: ПАО «Магнит», ООО «О`КЕЙ», X5 Retail Group, ГК «Дикси», Lenta Ltd.

На сайтах всех компаний есть раздел «Ключевые показатели». Это те индикаторы, на которые компания опирается в первую очередь при оценке результатов и планировании.

Показатели выручки, EBITDA и рентабельности по EBITDA выделены как ключевые во всех исследуемых компаниях.

Рассмотрим значения и динамику выручки компаний.

Таблица 1. Значение выручки для ритейлинговых компаний

Выручка

О'Кей

Магнит

Х5 Retail Group

Дикси

Лента

2016

175 500

1 075 000

1 033 667

78 000

306352

2015

162500

951 000

808 818

74900

252763

2014

151716

763527

633873

64100

193988

Динамика выручки
Рисунок 1. Динамика выручки

Проанализировав значения выручки и динамику, становится очевидным, что лидером в отрасли по выручке является ПАО «Магнит». У всех компаний схожая динамика — рост выручки, только разными темпами. Компания с наименьшей выручкой — ГК «Дикси»

Рассмотрим значения и динамику показателя EBITDA для компаний.

Таблица 2. Значение EBITDA для ритейлинговых компаний

EBITDA

О'Кей

Магнит

Х5 Retail Group

Дикси

Лента

2014

11200

85900

45860

16300

21377

2015

5800

104000

55233

13500

28080

2016

4909

107800

76267

9600

31759

Динамика EBITDA
Рисунок 2. Динамика EBITDA

Аналогично с выручкой, получаем, что лидер по показателю EBITDA — ПАО «Магнит». Самый наименьший показатель наблюдается у ООО «О`КЕЙ», причем эта компания и ГК «Дикси» имеют тенденцию снижения.

Рассмотрим показатель рентабельность по EBITDA.

Таблица 3. Значение рентабельности по EBITDA для ритейлинговых компаний

рентабельность по EBITDA

О'Кей

Магнит

Х5 Retail Group

Дикси

Лента

2014

7%

11%

7%

25%

11%

2015

4%

11%

7%

18%

11%

2016

3%

10%

7%

12%

10%

Все компании, за исключением двух имеют стабильные показатели рентабельности по EBITDA. Получается, что с увеличением выручки, происходило пропорциональное увеличение EBITDA. Но для компаний ООО «О`КЕЙ» и ГК «Дикси» характерна ситуация, когда при увеличении выручки уменьшается EBITDA. В ООО «О`КЕЙ» это произошло за счет значительного увеличения коммерческих и управленческих расходов, а в ГК «Дикси» за счет увеличения себестоимости продукции и коммерческих и общехозяйственных расходов. При этом в 2016 году ГК «Дикси» получила убыток от операционной деятельности.

По итогам анализа было выявлено, что лидером в отрасли является ПАО «Магнит», а аутсайдером — «О`КЕЙ».

На данный момент одна из ключевых позиций стратегии компании Магнит это внедрение дополнительных мер по оптимизации издержек и улучшению рентабельности. Стратегия компании «О`КЕЙ» это развитие системы дискаунтеров, однако, аналитики оценили эту цель как рискованную, Снижение рентабельности по EBITDA отражает сложную ситуацию у компании в управлении гипермаркетами. Таким образом, чтобы улучшить показатели, необходимо пересмотреть стратегию фирмы.

Также необходимо пересмотреть контроль расходов (возможно с использованием метода АВС). Это позволит пересмотреть процесс ценообразования и ассортиментную политику (определить какой продукт не стоит производить/продавать). Увеличение доли товаров под собственными марками.

Улучшение системы логистики. Увеличение количества распределительных центров, что позволит сократить количество автомобилей т.е. уменьшить расходы на транспортировку, внедрение ИТ-системы, это даст возможность максимально эффективно управлять запасами и транспортными потоками.

Увеличения присутствия в регионах. Это один из моментов стратегии ПАО «Магнит». «О`КЕЙ» делает упор на развитии своей деятельность только в 3х городах — Москва, Санкт-Петербург, Тюмень.

Развитие собственных торговых марок, узнаваемости бренда. Лояльность по отношению к тому или иному бренду у российского покупателя выше по сравнению с жителями Европы, что делает его менее чувствительным к повышению цен на продукцию.

Список литературы

  1. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг: учебник / Ю.П. Анискин, А.М. Павлова. – Москва: Омега-Л, 2013. – 336 с.
  2. Вебер, Ю., Шеффер, У.: Введение в контроллинг. // НП «Объединение контроллеров», Москва - 2014
  3. Годовая отчетность ПАО «Магнит». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ir.magnit.com/ru/financial-reports-rus/annual-reports_magnit_2016/
  4. Годовая отчетность ООО «О`КЕЙ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://okmarket.ru/about/information-disclosure/godovye-otchety/
  5. Годовая отчетность X5 Retail Group. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/Pages/Investors/ResultsCentreFinance.aspx
  6. Годовая отчетность ГК «Дикси». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dixygroup.ru/investors/financial-results-centre/highlights.aspx?sc_lang=ru-RU
  7. Годовая отчетность ООО «Лента». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lentainvestor.com/ru/investors/financial-results/ifrs-statements