Роль старших подростков в эффективности первичной профилактики употребления младшими подростками психоактивных веществ

№9-1,

психологические науки

В статье излагаются и обсуждаются результаты конкретного исследования, посвященного изучению влияния старших подростков на эффективность первичной профилактики употребления младшими подростками психоактивных веществ. Исследование проводилось с привлечением московских школьников в рамках реализации программ профилактики употребления психоактивных веществ «Ровесник – ровеснику». В результате проведенной работы продемонстрировано, что, во-первых, социально-психологические особенности личности подростков 11 – 14 лет, во многом определяющие их склонность к употреблению ПАВ, в процессе проведения профилактической программы существенно теряют свою выраженность; в большей степени это достигается, если в данной программе задействованы подростки 15-16 лет в качестве со-ведущих; во-вторых, участие подростков 15-16 лет в качестве со-ведущих тренинговой программы, направленной на первичную профилактику употребления младшими подростками ПАВ, оказывает личностноразвивающие влияния на самих со-ведущих – старших подростков.

Похожие материалы

Сегодня ситуация с распространением и употреблением психоактивных веществ (ПАВ) среди населения приняла в России угрожающий характер. Употребление ПАВ очень часто отягощено различными сопутствующими заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез, ВИЧ-инфекция и СПИД. При этом следует отметить, что наиболее быстрое и массовое распространение этих заболеваний происходит в детской и подростковой среде, отрицательно влияя на демографическую ситуацию и, в конечном счете, угрожая национальной безопасности России. В этой связи все более актуальным становится активное использование различных методов профилактической работы. В случаях профилактики употребления ПАВ детьми и подростками, прежде всего, следует вести речь о проведении первичной профилактики [1; 2; 8; 9; 11; 12 и др.].

Опыт профилактической деятельности такого рода показывает, что значительный ресурс в этом плане могут составить не только специалисты, работающие с подростками, но и сами подростки, обученные по специальной тренинговой программе первичной профилактики. В связи с этим в настоящее время все большее внимание уделяется использованию программ профилактики употребления ПАВ под общим названием «Ровесник – ровеснику». Целью таких программ является первичная профилактика употребления ПАВ в подростковой среде через развитие волонтерского движения. Объясняется это во многом тем, что подростки оказываются под большим социально-психологическим влиянием не столько взрослых, сколько разнообразных групп сверстников.

Несмотря на большое количество тренинговых программ в сфере первичной профилактики употребления ПАВ, применяемых как за рубежом, так и в России, и всё более активного использования программ профильного типа «Ровесник – ровеснику», системная проверка их эффективности  практически не проводится. Несмотря на активный поиск, нам не удалось найти однозначные свидетельства о позитивном влиянии проводимых на практике программ социально-психологического тренинга (СПТ) «Ровесник – ровеснику» по первичной профилактике ПАВ. При этом принципиально важным и актуальным вопросом является не только вопрос об эффективности этого СПТ для младших подростков посредством референтных лиц – старших подростков, но и особенности влияния такого СПТ на самих старших подростков, которые выступают в СПТ в роли со-ведущих.

Программа исследования

Объектом исследования явились социально-психологические особенности личности, детерминирующие склонность подростков 11–14 лет к началу употребления психоактивных веществ, и социально-психологические особенности личности подростков 15–16 лет, определяющие эффективность их участия в программе профилактического социально-психологического тренинга в качестве со-ведущих.

Предметом исследования являются особенности влияния социально-психологического тренинга, направленного на первичную профилактику употребления психоактивных веществ, на динамику личностных изменений подростков 11–14 лет, склонных к употреблению ПАВ, и на динамику личностных изменений подростков 15–16 лет, являющихся со-ведущими тренинга, а также характер воздействия старших подростков – со-ведущих тренинга на эффективность первичной профилактики употребления ПАВ младшими подростками.

Исходя из замысла исследования, были сформулированы его основная и частные гипотезы.

В качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение, согласно которому в связи с тем, что для подростков определяющим типом взаимоотношений являются отношения «подросток – значимый подросток», а зависимым - «подросток – значимый взрослый» [7], привлечение старших подростков в качестве со-ведущих социально-психологического тренинга, направленного на профилактику употребления младшими подростками ПАВ, оказывается эффективным способом оказания профилактического психологического воздействия на склонность младших подростков к употреблению ПАВ, а также оказывает личностноразвивающие влияния на самих со-ведущих – старших подростков.

В качестве первой частной гипотезы было выдвинуто предположение, согласно которому социально-психологические особенности личности подростков 11–14 лет, во многом определяющие их склонность к употреблению ПАВ, в процессе проведения профилактической программы социально-психологического тренинга существенно теряют свою выраженность. В большей степени это минимизирование достигается, если в данной программе задействованы подростки 15–16 лет в качестве со-ведущих.

В качестве второй частной гипотезы было выдвинуто предположение, согласно которому участие подростков 15–16 лет в качестве со-ведущих тренинговой программы, направленной на первичную профилактику употребления младшими подростками ПАВ, оказывает личностноразвивающее влияние на самих  со-ведущих - старших подростков.

Методический инструментарий исследования представлен следующими методами и методиками.

Психодиагностический метод. В исследовании были использованы две группы стандартизированных опросников.

Первый блок методик предназначен для отбора младших подростков для участия в программе социально-психологического тренинга и для диагностики эффективности влияния применённой нами программы на личностные факторы, определяющие склонность подростков к употреблению ПАВ. Это такие методики, как: 1. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора; 2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; 3. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; 4. Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана; 5. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; 6. Методика дифференциальной диагностики депрессивных ситуаций В.А. Жмурова; 7. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; 8. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; 9. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер); 10. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК).

Второй блок психодиагностических методик предназначен для отбора старших подростков для участия в программе СПТ «Ровесник – ровеснику» и для диагностики особенностей влияния программы на личность самих старших подростков – со-ведущих социально-психологического тренинга первичной профилактики употребления ПАВ. Это такие методики, как: 1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений М.Р. Битяновой; 2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 3. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (тест ПОР; Е. Шафер); 4. Тестовая методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; 5. Тестовая методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; 6. Диагностика коммуникативной и социальной компетентности (КСК); 7. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; 8. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной.

Помимо двух блоков психодиагностических методик, был использован социально-психологический тренинг (СПТ), применённый в качестве метода психологического воздействия на личность младших и старших подростков [5; 10 и др.].

Исследование проводилось на базе ГОУ СОШ г. Москвы № 266 (Школа здоровья) в 2009-2010 гг. В программе приняли участие подростки в возрасте 11-14 лет в количестве 150 человек, из которых по определенным критериям затем были отобраны 80 подростков, наиболее склонных к тому, чтобы начать употреблять психоактивные вещества, участвовавших в профилактической программе СПТ. Также в исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 15-16 лет, из которых впоследствии 8 были отобраны и обучены в качестве со-ведущих СПТ и затем действительно выступили в этой роли.

Методическое и организационное сопровождение осуществлялось ГОУ  «Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации ″На Снежной″» (г. Москва).

Исследование состояло из трех этапов:

  1. отбор участников в программу первичной профилактики употребления ПАВ (первичная диагностика);
  2. реализация профилактической программы;
  3. контрольный этап (повторная диагностика).

Результаты исследования и их анализ

Был осуществлен сравнительный анализ результатов тестирования подростков 11-14 лет до и после их участия в профилактической программе и одновременно с этим сравнение между собой результатов двух категорий подростков (младшие подростки, прошедшие СПТ с со-ведущими – старшими подростками, и младшие подростки, прошедшие СПТ без со-ведущих – старших подростков)

В ходе повторного тестирования младших подростков было выявлено, что у значительной части подростков первой и второй категорий, улучшились показатели по тем или иным шкалам исследования (см. рис. 1 и 2).

Однако из диаграмм видно, что показатели практически по всем представленным в исследовании факторам у подростков первой категории оказались лучше, чем у ребят из второй категории.

Рис. 1. Снижение уровня проявления факторов

Рис. 1. Снижение уровня проявления факторов

Рис. 2. Повышение уровня проявления факторов

Рис. 2. Повышение уровня проявления факторов

Для проверки значимости различий до и после тренинга младших подростков использовался Т-критерий Вилкоксона (см. табл.):

Таблица. Различия показателей по факторам до и после тренинга

Факторы

1-я категория

2-я категория

тревожность

11**

22**

потребность ощущений

235*

293

агрессия

29**

111**

депрессия

41**

90**

соц.-психологическая адаптация

93**

238*

ощущение одиночества

241*

290

школьная тревожность

20**

74**

общительность

117**

225**

эмоциональная устойчивость

171**

272*

доминантность

135**

289

нормативность поведения

128**

278*

«+» восприятие матери

311

242*

«+» восприятие отца

232*

288

смелость

330

432

самоконтроль

311

492

коммуникативная компетентность

79**

190**

Значения приведены в абсолютных величинах; **при р<0,01, *при р<0,05.

При сравнении результатов двух категорий младших подростков между собой с помощью U-критерия Манна-Уитни выяснилось, что результаты повторной диагностики у подростков 1-ой категории оказались значимо лучше (при р<0,01), чем результаты подростков 2-ой категории, для следующих факторов: тревожность, потребность в поисках ощущений, депрессия, эмоциональная устойчивость, доминантность, высокая нормативность поведения, позитивное восприятие отца.

Показатели по таким факторам, как социально-психологическая адаптация, агрессивность, ощущение одиночества и смелость, улучшились в обеих категориях младших подростков (без значимых различий между собой; р>0,05).

Здесь также отмечается, что в первой категории подростков изменились представления о вреде употребления психоактивных веществ у 60% школьников, а во второй категории - у 42,5%.

Таким образом, представленный эмпирический материал демонстрирует справедливость первой частной гипотезы: социально-психологические особенности личности подростков 11–14 лет, определяющие их склонность к употреблению ПАВ, в процессе проведения профилактической программы СПТ существенно теряют свою выраженность.  В большей степени это минимизирование выражено, если в данной программе задействованы старшие подростки в качестве со-ведущих.

Что касается проверки справедливости второй частной гипотезы, то для этого было проведен сравнительный анализ результатов подростков 15-16 лет до и после участия в программе первичной профилактики употребления психоактивных веществ младшими школьниками в роли со-ведущих (см. рис. 3).

Рис. 3. Сравнение результатов тестирования со-ведущих до и после тренинга

Рис. 3. Сравнение результатов тестирования со-ведущих до и после тренинга

Как показали результаты статистического анализа с помощью Т-критерия Вилкоксона, значимые различия до и после участия старших подростков в профилактической программе оказались характерны для следующих факторов: эмоциональная устойчивость, эмпатические способности, самоконтроль, нонконформизм (при р<0,01), смелость и коммуникативная компетентность (р<0,05). Неизменным у них остался высокий статус в группе сверстников, также не изменились адекватность самооценки, нормативность поведения и уверенность в себе (эти показатели остались такими же высокими, как и были).

Здесь также отмечается, что после участия в программе у всех восьми со-ведущих расширился список значимых терминальных и инструментальных ценностей (здоровье, активная деятельная жизнь, любовь, продуктивная жизнь, наличие хороших и верных друзей и счастливой семейной жизни, воспитанность, жизнерадостность, независимость, образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, терпимость и широта взглядов).

Таким образом, результаты повторного тестирования старших подростков (восемь человек 15–16 лет) продемонстрировали справедливость второй частной  гипотезы, согласно которой их участие в программе СПТ «Ровесник–ровеснику» в качестве со-ведущих оказывает личностноразвивающее влияние на самих со-ведущих – старших подростков.

Выводы

  1. Социально-психологическими свойствами личности, во многом определяющими склонность подростков к употреблению психоактивных веществ являются высокий уровень проявления личностной и школьной тревожности, агрессивности; неадекватная самооценка; любопытство, проявляемое в отношении наркотических веществ (склонность к поиску новых ощущений); неуверенность в себе; внушаемость, конформное поведение в группе сверстников; переживание одиночества и депрессии; низкий уровень социально-психологической адаптации и эмоциональной устойчивости; низкий уровень развития коммуникативных качеств и трудности во взаимоотношениях в семье.
  2. В качестве общепринятого средства первичной профилактики употребления ПАВ традиционно используется социально-психологический тренинг (СПТ). Метод СПТ эффективен в качестве способа помощи в удовлетворении потребностей человека в принадлежности к какой-либо социальной группе, потребности быть полезным другим людям, в оказании эмоциональной поддержки человеку, предоставлении ему возможности для эмоционального реагирования и анализа собственных мотивов поведения, обучения навыкам адекватной рефлексии и предоставления обратной связи в рамках взаимодействия с другими людьми.
  3. Существуют три основные стратегии проведения профилактических занятий с детьми и подростками по первичной профилактике употребления ПАВ: стратегия укрепления здоровья; стратегия информирования (модели устрашения, аморального поведения, познавательная модель) и личностно-ориентированная стратегия (модели формирования жизненных навыков, социальной компетентности, аффективно-просветительская и ситуационная модели). Именно эти три основных стратегии составляют базу тренинговых программ профилактики употребления ПАВ, которые классифицируются по четырем основным группам: формирование у ребенка и подростка навыков здорового образа жизни, информирование детей и подростков о вреде употребления ПАВ, личностно-ориентированные программы, программы «Ровесник–ровеснику». Последняя из вышеназванных категорий программ является высокоэффективной, прежде всего, в связи с тем, что в ее рамках осуществляется привлечение в качестве со-ведущих (помощников специалиста-психолога) старших подростков (старших референтных сверстников для тех, с кем они взаимодействуют в логике СПТ).
  4. Подростки, которым свойственна тревожность, депрессия, поиск новых ощущений, одиночество и подозрительность, как правило, имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, коммуникативной компетентности и социально-психологической адаптации. Подростки, обладающие высоким уровнем общительности, эмпатии, альтруизма, эмоциональной устойчивости и уверенности в себе практически всегда имеют высокий статус в группе сверстников.
  5. Эффективность воздействия старших подростков - со-ведущих на младших подростков, склонных к риску начала употребления ПАВ, проявляется в том, что у той категории младших подростков, в работе с которой были задействованы старшие подростки, результаты профилактики оказываются заметно лучше: в большей степени минимизируются социально-психологические свойства личности, во многом определяющие риск начала употребления ПАВ, а также в большей степени упрочиваются представления о вреде употребления психоактивных веществ.
  6. Участие старших подростков в профилактической программе в качестве со-ведущих оказывает личностноразвивающее влияние на самих со-ведущих – старших подростков. При этом позиция этих подростков остается стабильной в интрагрупповой структуре эмоциональных отношений.