Разработка web-ориентированной и мобильного приложения системы учета и анализа взаимодействия ВУЗа с потенциальными абитуриентами

NovaInfo 85, с.58-66, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы учета и анализа взаимодействия ВУЗа с потенциальными абитуриентами. Проанализированы основные проблемы связанные с ведением учета и анализа. Разработанна структура системы учета и анализа взаимодействия ВУЗа с потенциальными абитуриентами. Разработанна программная реализация системы, состоящей из web и мобильного приложений. Проведены эксперименты по оценке качества разработанной системы учета и анализа взаимодействия ВУЗа с потенциальными абитуриентами.

Ключевые слова

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ, АБИТУРИЕНТ, ВЕБ-СИСТЕМА

Текст научной работы

Цель современного ВУЗа в части работы с абитуриентами: обеспечить 100% набор студентов, удовлетворяющих требованиям ВУЗа в части знаний и желания получить соответствующие специальности. Чтобы добиться выполнения первого критерия, ВУЗ должен постоянно накапливать базу потенциальных абитуриентов, чтобы далее целенаправленно проводить по этой аудитории маркетинговые мероприятия. Для достижения второго критерия ВУЗам логично вступать в контакт с абитуриентом заблаговременно, а не в момент подачи документов, и предоставлять школьнику информацию об изучаемых специальностях, параллельно заниматься отбором необходимых абитуриентов. Но поскольку для достижения данных целей ВУЗу необходимо иметь достоверные данные, полученные от абитуриентов, которые в свою очередь предоставляются на бумажных носителях, что искажает их достоверность, является основной проблемой.

В целом для достижения своих целей ВУЗу необходимо решить следующие задачи:

  1. Заранее собрать базу данных по абитуриентам;
  2. Повысить степень доверия абитуриентов к ВУЗу;
  3. Классифицировать поток по факультетам, кафедрам, специализация;
  4. Отобрать потенциальных абитуриентов и сбалансировать их между факультетами, кафедрами;

Цели ВУЗа будут достигнуты только в том случае, если на каждую специальность к моменту набора будет сформировано превышающее потребность число абитуриентов, лояльных ВУЗу и удовлетворяющих его по формальным (профильные ЕГЭ и прочие установленные требования) и прочим признакам.

Как правило, ответственность за работу с потенциальными абитуриентами возлагается на приемную комиссию ВУЗа, которая в свою очередь будет использовать «Мобильное приложение и WEB-систему» способное упростить и упорядочить работу приемной комиссии.

В идеальном виде мобильное приложение содержит следующие модули и подразумевает подключение различных подразделений ВУЗа для их реализации совместно со специалистами приемной комиссии:

  1. проведение мероприятий для потенциальных абитуриентов;
  2. отслеживание заинтересованных потенциальных абитуриентов и индивидуальная работа с каждым из них;
  3. получение информации о новостях ВУЗа, студенческой жизни, участия в мероприятия, конкурсах, олимпиадах и т.д.;
  4. заблаговременное информирование абитуриентов о требованиях, необходимых для поступления в ВУЗ;
  5. отслеживать прошедших опрос и проводить анализ данных, на основе которых строятся диаграммы и графики, для составления вывода.

Множество проблем молодых квалифицированных кадров рынка трудоустройства обусловлены недостатком работы, которая бы соответствовала полученным профессиям на различных уровнях профессионального рынка занятости. Помимо этого, формирование и реализация профориентационной стратегии рынка занятости способствуют и преодолению проблемы эффективного и заинтересованного сотрудничества «вуз — работодатель». На сегодняшний день контакт институтов исполнительной власти государства, работодателей и учебных заведений нельзя назвать системными, эффективными и основополагающими. Беря во внимания все эти факты, можно сделать вывод, что рынок образовательных услуг и рынок труда в настоящее время практически не пересекаются. Без пересечения рынка труда с рынком образования невозможно построить верную систему взаимодействия и обеспечения все сферы профессионального рынка квалифицированными кадрами. Сократить дистанцию и построить эффективную систему взаимодействия между представителями обоих рынков воз- можно, в том числе в рамках организации совместных мероприятий по профориентации и занятости будущих квалифицированных кадров.[1]

Вторым проблемным моментом является ориентация при проведении профориентационной работы в момент набора абитуриентов в ВУЗы. Профессиональная ориентация будущих профессионалов на рынке занятости населения представляет собой непрерывный социальный процесс, который требует внимания не только во время поступления в ВУЗ, но и во время обучения в школе, и даже на трудовом этапе адаптации в трудовом коллективе.

Вторая проблема неправильного формирования методов профориентации вытекает из предыдущей проблемы. Современные исследователи этой проблематики выделяют четыре подхода к профориентации:

  1. информационный — его суть заключается в том, чтобы обеспечить потенциальный работникам разнообразность достоверной информации о современных и востребованных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места;
  2. диагностикоконсультационный — установление соответствия работника тому или иному виду деятельности путем сопоставления его особенностей;
  3. развивающий — формирование различных знаний, навыков и умений, необходимых для получения той или иной профессии и в дальнейшем успешного трудоустройства;
  4. активизирующий — формирование внутренней готовности к самостоятельному выбору и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.

На сегодняшний день работа с потенциальными абитуриентами затруднена и не систематизирована, сложность и затратность ресурсов заключается в том, что преподавателям учебных учреждений необходимо самостоятельно осуществлять агитацию школьников для поступления в конкретный ВУЗ, посещая при этом каждую школу лично, что существенно сказывается на продуктивности работы и агитации в том числе. Школьники стесняются задавать вопросы, попросту не слушают общаясь со своими одноклассниками, не имеют времени подумать над полученной информацией, а к тому моменту как у них появляется время, они и вовсе забывают половина из полученного. Таким образом времени затрачено существенно, а результатов при этом получено минимум.

Цель данной работы: является повышение эффективности учета и анализа взаимодействия ВУЗа с потенциальными абитуриентами.

Для достижения поставленной цели необходимо реализация следующих исследовательских задач:

  1. Анализ бизнес процессов взаимодействия ВУЗа с потенциальными абитуриентами;
  2. Разработка алгоритмов и программная реализация web-ориентированной и мобильной информационной системы учета и анализа взаимодействия ВУЗа с потенциальным абитуриентом
  3. Экспериментальная оценка качества программного продукта

Анализируя бизнес процессы, было замечено что, весь процесс сбора данных происходит на бумажных носителях, а учет и анализ проводится путем составления работниками таблиц в Microsoft Excel. Также отсутствует возможность гибкого формирования отчётности и анализ результатов взаимодействия с потенциальными абитуриентами.

Диаграмма IDEF0 бизнес процесса сбора и анализа данных о взаимодействии ВУЗа с потенциальными абитуриентами
Рисунок 1. Диаграмма IDEF0 бизнес процесса сбора и анализа данных о взаимодействии ВУЗа с потенциальными абитуриентами

Структуру системы для работы с потенциальными абитуриентами условно можно разделить на модули, каждый из которых отвечает за определенный набор функций и действий. Всего можно выделить 5 модулей, это: модуль генерации отчетов, модуль регистрации/авторизации, модуль администрирования, модуль карт, модуль просмотра/редактирования.

Диаграмма компонентов web-системы
Рисунок 2. Диаграмма компонентов web-системы

Стоит отметить что модуль не обязательно должен содержать или быть привязан к какому-либо пользовательскому интерфейсу, например модуль формирования общего рейтинга студента не имеет визуальной оболочки, но является очень важным механизмом который выполняет одну из ключевых задач в системе оценивания достижений. Модуль регистрации наоборот имеет пользовательский интерфейс и обладает довольно простым алгоритмом работы.

Web-система содержит функции авторизации администратора, просмотр учебных заведений на карте с информацией о количестве абитуриентов, генерация отчетов, просмотр списка зарегистрированных в системе потенциальных абитуриентов.

Список потенциальных абитуриентов
Рисунок 3. Список потенциальных абитуриентов
Отображение учебных заведений на карте
Рисунок 4. Отображение учебных заведений на карте
Страница генерации отчетов
Рисунок 5. Страница генерации отчетов

Мобильное приложение имеет следующий функционал: регистрация/авторизация потенциального абитуриента, просмотр актуальных новостей ВУЗа, просмотр событий ВУЗа в календаре, редактирование личной информации, возможность совершать звонки/писать письма в приемную комиссию.

Перейдем к экспериментальной оценке качества разработанных информационных систем.

Оценка качества программного интерфейса выполняется при помощи программы CogTool. Данная программа позволяет создать простые прототипы пользовательского интерфейса или загрузить заранее созданные прототипы интерфейса. При оценке качества интерфейса рассматривается мобильное приложение: ВПИ Абитуриент.

Анализ оценки качества интерфейса мобильного приложения
Рисунок 6. Анализ оценки качества интерфейса мобильного приложения

При анализе качества программного интерфейса были взяты за основу следующие задачи, которые возможно выполнить в данном приложении:

  1. Просматривать новости;
  2. Редактировать личную информацию;
  3. Писать письма;
  4. Совершать звонки в приемную комиссию;
  5. Просмотр календаря;
Анализ оценки качества интерфейса мобильного приложения
Рисунок 7. Анализ оценки качества интерфейса мобильного приложения

Полученные в ходе эксперимента результаты, показывают, что мобильное приложение позволяет сэкономить время потенциального абитуриента. Если ранее потенциальному абитуриенту необходимо было каждый раз приходить и задавать вопросы в ВУЗ, теперь он может прямо из приложения позвонить или написать письмо в приемную комиссию.

Для оценки качества базы данных, используем скорость выполнения запросов, для достижения цели будем использовать систему dbForge studio for MySQL, перечислим самые важные запросы нашей системы:

  1. Запрос на получение списка всех абитуриентов;
  2. Запрос на получение списка абитуриентов, зарегистрированных в определенных промежуток времени;
  3. Запрос на получения списка абитуриентов, которые не достигли совершеннолетия.
Тестовые данные
Рисунок 8. Тестовые данные

В результате эксперимента были получены следующие результаты.

Полученные результаты в ходе проведения экспериментов
Рисунок 9. Полученные результаты в ходе проведения экспериментов

Вывод

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод об эффективности использования разработанных запросов в реализованной системе. Разработанная система тестируется на базе Волжского политехнического института. Данная разработка может быть внедрена в работы других ВУЗов и будет способствовать повышению качества и эффективности учебного процесса.

Подводя итог можно сказать, что разработанная веб-система готова к полноценной работе.

Читайте также

Список литературы

  1. Модель выбора вузов абитуриентами приемной кампании в России // URL: https://publications.hse.ru/chapters/53685117
  2. Пилявский Д.П. Моделирование, проектирование и разработка автоматизированной информационной системы «Абитуриент» / Д.П. Пилявсий // Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике Сборник материалов VIII межвузовской научно- практической конференции. Под общей редакцией А.В. Полянина. 2016. С. 188-193. - Ре- жим доступа URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26314688_11286446.pdf

Цитировать

Бородавченко, Д.В. Разработка web-ориентированной и мобильного приложения системы учета и анализа взаимодействия ВУЗа с потенциальными абитуриентами / Д.В. Бородавченко, А.А. Рыбанов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 85. — С. 58-66. — URL: https://novainfo.ru/article/15179 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться