Методика педагогического воздействия

№90-1,

педагогические науки

В статье излагается о методах педагогического воздействия, которые являются средствами вовлечения детей в активную деятельность, в последствии, которых изменяется сознание, поведение учащихся.

Похожие материалы

Педагогическое воздействие является неотъемлемой частью в процессе учебно-воспитательной работы . Методы педагогического воздействия — это средства вовлечения детей в активную общественно-полезную и педагогически целесообразную деятельность. В практике работы учителя требование является основным методом педагогического воздействия, который в качестве стимула осуществления ребёнком того или иного действия используют личные отношения, складывающиеся между педагогом и учащимися, а также между детьми в коллективе.

Помимо требования, следует выделять систему перспективных линий, как метода педагогического воздействия, который для вызова и активизации определенной деятельности, использует постановку ярких задач, перспектив, которые они стремятся достичь. К методам педагогического воздействия следует отнести поощрение и наказание.

Следует уяснить, что педагогическое требование может быть прямым и косвенным (просьба, совет, угроза, выражение доверия, одобрение, требование ).

В работе педагог использует самые различные требования: непосредственные и опосредованные.

Чтобы педагогическое требование было успешным инструментом педагогического воздействия на учащихся, следует знать правила предъявления требований:

  1. Любое требование должно быть доведено ло логического конца. В иоле внимания должны быть вес дети (пока не встанут все — не здороваться);
  2. По своему содержанию требование должно быть исчерпывающим: (закрой глаза, открой книгу):
  3. Требование должно быть инструктивным. Оно должно сопровождайся раскрытием способа выполнения;
  4. Требование должно быть позитивным, а не запрещающим. А. С. Макаренко утверждал, что в школе должно быть только 2 запрещающих правила: не бей стекла и не дерись. Вместо не кричи — будь сосредоточен; вместо — не подглядывай — сравни; вместо слова не списывай -развивай память.
  5. Требование должно быть доступным на данный момент. Чтобы оно
    выполнялось. Дети, классы находятся на разном уровне развития. Требование может и не выполняться. А это опасно, так как ученик привыкает не выполнять и социальные требования.
  6. При предъявлении требования надо выражать уважение к личности ребёнка.Здесь идёт речь о соблюдении педагогического такта.
  7. Соблюдение оптимизма но отношению к детям. Опора на положительное, в ребёнке.

Соблюдая эти правила, мы получили положительное отношение к требованию,учителю, школе, самому себе! Мы приучаем детей к нормам культуры, взаимоотношений, а эти отношения формируют и развивают ребенка. Следует ознакомиться с работой Л. С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса». С/Соч. М. 1958 Т5 стр 74-82.

В этой работе дается чёткая характеристика близких, средних и дальних перспектив, (это пели, которые ребёнок должен достичь). В воспитании необходима целая система перспектив, которые, сменяя друг друга, усложняясь, ведут детей вперед. Различные виды деятельности, в которые включается школьник, способствует его всестороннему развитию.

В практике использования методов поощрения и наказания следует знать, требования к условиям их применения в школе.

  1. Поощрять следует лишь за действительные успехи. Вредно захваливание для ребёнка. Хотя неплохо иногда поощрять ребят авансом.
  2. Не следует поощрять очень часто, так как частое поощрение не будет являться стимулом деятельности.
  3. Необходимо добиваться поддержки поощрения учителя ученическим коллективом.
  4. Важно обеспечить гласность поощрений.
  5. Учитывать при выборе приёмов поощрения возрастные и индивидуальные особенности детей.

При использовании наказания, как метода педагогического воздействия, следует также соблюдать следующие условия их применения.

  • Сочетание разумной требовательности с уважением к ребёнку.
  • Справедливость в применении наказаний.
  • Соблюдение педагогического такта.
  • Опора на ученический коллектив.
  • Связь наказания с другими методами воспитания.
  • Сочетание наказания с убеждением.

При выборе методов педагогического воздействия педагогом целесообразно учитывать условия, время, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся в образовательно-воспитательной деятельности.