О проведении олимпиад по графическим дисциплинам

№96-1,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены цели и задачи олимпиады по графическим дисциплинам, приведен опыт проведения олимпиады, даны предложения и рекомендации по ее проведению.

Похожие материалы

Ежегодно на базе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России проводятся олимпиады для обучающихся. Олимпиады могут проводиться по всем дисциплинам, изучаемым в академии.

Олимпиады проводятся с целью выявления обучающихся, проявивших отличные способности в изучаемых дисциплинах, и развития их интереса к научно-техническому творчеству.

Основными задачами олимпиад являются:

  • пропаганда научных знаний;
  • развитие у участников олимпиады интереса к учебной и научной деятельности;
  • определение наиболее способных, творческих обучающихся;
  • удовлетворение интеллектуальных потребностей участников олимпиады;
  • формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций;
  • совершенствование навыков самоорганизации творческого труда и научных исследований.

Проводится в академии олимпиада и по графическим дисциплинам «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика». В олимпиаде участвуют обучающиеся, изучающие данные дисциплины в текущем учебном году или закончившие ее изучение в предыдущем, то есть обучающиеся первого и второго годов обучения.

Олимпиада проводится в два этапа, на первом этапе обучающиеся выполняют задания по начертательной геометрии, на втором — по инженерной графике. Обучающиеся, набравшие большее количество баллов на первом этапе, участвуют во втором.

Перед проведением олимпиады разрабатываются задания и формируются контрольно-измерительные материалы (КИМ) первого и второго этапов. В соответствии с «Положением о проведении олимпиад по учебным дисциплинам в ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России» КИМ формируются не позднее, чем за неделю до даты проведения соответствующего этапа олимпиады.

Каждое задание, включенное в КИМ, должно иметь экспертную оценку в баллах. Иногда сложность вызывает разработка критериев проверки графических заданий по олимпиаде. Учитывая опыт проведения олимпиад по графическим дисциплинам, можно рекомендовать следующее. Используется 100-бальная система оценивания. Так как на олимпиаде подводится общий итог, то количество баллов делится поровну на оба этапа: 50 баллов — первый этап по начертательной геометрии, 50 баллов — второй этап по инженерной графике.

При проверке заданий по начертательной геометрии учитывается правильность решения задач. Баллы делятся в зависимости от количества и сложности задач. Например, при наличии двух задач одинаковой сложности на каждую выделяется по 25 баллов. При проверке чертежей деталей учитываются два критерия: правильное отображение формы детали и нанесение размеров; здесь тоже можно разбить баллы пополам, на каждый из критериев по 25 баллов. При этом в задании может быть чертеж детали по наглядному изображению, по словесному описанию, по реальной модели или деталирование.

При проверке графических заданий на обоих этапах учитывается соблюдение правил оформления чертежей в соответствии со стандартами ЕСКД. Предусмотрено снижение баллов при их несоблюдении. Если обучающимся было найдено оригинальное решение задания или предложено несколько вариантов решения, могут быть начислены дополнительные баллы.

При наличии темы «Компьютерная графика» в рамках дисциплины «Инженерная графика» или самостоятельной дисциплины «Компьютерная графика» можно предусмотреть в олимпиаде выполнение заданий в графической системе, работа в которой предусмотрена при изучении данной дисциплины. Для этого предусматривается работа в компьютерном классе. Нами работа в этом направлении ведется.

Желательно, чтобы разработанные задания соответствовали не только дисциплине, по которой проводится олимпиада, но и профилю образовательного учреждения. Например, это могут быть чертежи деталей пожарной техники.

Для того, чтобы обеспечить объективную проверку графических заданий, при проведении олимпиады применяется их шифровка. Самый простой вариант с помощью цифрового кода. Для этого составляется таблица соответствия участников олимпиады и цифровых кодов.

Практика показывает, что наиболее эффективна коллективная проверка каждой графической работы, т.к. проверка одним пусть даже квалифицированным преподавателем не гарантирует отсутствия ошибок. Для решения спорных вопросов по результатам выполненных заданий необходимо организовать работу апелляционной комиссии.

По завершении проверки подсчитывается общее количество баллов. По результатам набранных баллов определяются победители, первые три места с наибольшим количеством баллов.

Проведение олимпиады по графическим дисциплинам способствует:

  • развитию активной деятельности обучающихся;
  • популяризации графических дисциплин;
  • развитию наблюдательности, памяти и творческих способностей;
  • развитию логического и аналитического мышления;
  • развитию пространственного воображения;
  • формированию навыков чтения производственных чертежей и оформления конструкторской документации.