О принципах и методах обучении в образовательной деятельности

№90-1,

педагогические науки

В статье описывается о принципах и методах обучения отражающие и новый уровень глубины понимания процесса обучения, его закономерностей конкретных целей обучения.

Похожие материалы

Говоря о принципах и методах обучении в образовательной деятельности следует иметь в виду, что принципы обучения — это категория дидактики, характеризующая способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования.

Система принципов обучения выражает нормативные основы обучения, взятые в его конкретно историческом виде. Одни принципы теряют своё значение, другие изменяют сущность выдвигаемых ими требований. В научный оборот вводятся новые принципы, отражающие и новый уровень глубины понимания процесса обучения, его закономерностей конкретных целей обучения.

Современная классификация принципов обучения выглядит так:

  • принцип целенаправленности обучения;
  • принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства нового демократического общества РУз;
  • принцип научности содержания обучения и доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности и творческой активности, учащихся при руководящей роли учителя;
  • принцип связи обучения с общественно полезным трудом,
  • коллективный характер обучения;
  • принцип наглядности обучения;
  • принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

В характеристике каждого из принципов обучения следует выяснить его значение, его содержание и пути реализации в учебно-воспитательном процессе.

С принципами обучения тесно связаны методы обучения.

Прежде всего, надо определить, что включает в себя понятие «метод» обучения — способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся для достижения намеченных учебных целей.

Отсюда следует, что выбор метода обучения зависит от целей, которые ставит учитель. Но кроме целей на выбор метода обучения влияют другие факторы — содержание учебного материала, этапы усвоения знании, возрастные особенности учащихся, уровень предшествующей подготовки учащихся и их личный опыт, наличие оборудования и наглядных пособии, стиль и личные качества преподавателя.

Методов обучения много, поэтому центральной является проблема классификации методов обучения. Вариантов классификаций много, но у всех один недостаток: они основываются на одном признаке метода обучения (по источнику знаний, по дидактическим задачам, по способу организации, деятельности учащихся и её результатам).

Наиболее распространены такие классификации методов обучения: по способу передачи знаний, по уровню самостоятельной деятельности учащихся и по организации деятельности учащихся и её результатам.

Следует уяснить разделение методов обучения на группы.

  1. Репродуктивные методы (репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы), когда ученики усваивают и воспроизводят известные способы деятельности.
  2. Продуктивные методы (частично поисковый и исследовательский), когда учащиеся добывают знания в результате творческой деятельности.
  3. Промежуточные методы (проблемное изложение) которые в равной степени предполагает и усвоение готовой информации и элементы творческой деятельности. Такая классификация методов обучения отражает уровни учебно — познавательной самостоятельности учащихся.

Следует отметить, что сейчас решается проблема внедрения в практику работы образовательных учреждений новые педагогические технологии, активные методы обучения, которые позволяют заменить, пассивный характер обучения активным творческим обучением, возбуждают интерес учащихся к учебному труду путём его разнообразия.

Обучение сообща, создание атмосферы доверия в отношениях между преподавателем и обучаемыми, когда акцент в обучении делается на стимуляцию и активизацию познавательной деятельности учащихся предполагает высокую эффективность обучения.

Следует уяснить сущность приёмов, используемых при обучении учащихся, на всех стадиях обучения (вызов, осмысление, размышление — : мозговой штурм, кластер, синквейн, перепутанные логические цепи.

Активизация познавательной деятельности учащихся способствует также использование таких методических приёмов и стратегий как: категориальный обзор, инсерт (чтение с пометками), кубическая демонстрация, таблица ЗХУ — (знаю, хочу знать, узнал), мозговой штурм, работа в малых группах, и др