Дидактика как содержание образования

№92-1,

педагогические науки

В статье анализируется о дидактике как части педагогики включающая в себя учение об образовании и обучении. Дидактические знания необходимы для будущих педагогов в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Похожие материалы

На современном этапе построения демократического правового общества в Узбекистане происходящие реформы в системе народного образования направлены на повышение качества подготовки специалистов, их конкурентоспособности.

Педагогика как научная дисциплина играет важную роль в будущей педагогической деятельности. Ознакомление студентов вуза с основами педагогических знаний принесут несомненно, пользу каждому обучающемуся, а если он намерен работать и школе, либо в колледже, то знание педагогики просто обязательно.

Дидактика как теория обучения и образования отвечает на 2 важных вопроса: чему учить и как учить? Следовательно, дидактика рассматривает содержание образования и обучения, принципы и методы обучения, формы организации обучения учащихся.

Предмет дидактики — обучение и способы организации взаимной деятельности учителя и учащихся.

Изучая данный вопрос, следует понять, что содержание образования в историческом развитии школы всегда принимало сугубо классовый характер, что вытекает из целей и задач воспитания, определяется объективными потребностями общественного производства, развитием науки и техники. В содержании образования всегда отражается просветительская политика государства.

Определить, содержание образования — значит, решить важную проблему — чему и как учить учащихся, структуру процесса обучения.

Национальная программа предусматривает реформирование не только структуры образования но и содержание системы образования, в том числе и общего.

Содержание образования в школе определяется Госстандартом общего среднего образования. Этот государственный документ является основой для составления учебного плана, учебных программ и учебников.

Содержание образования в школе определяется государственными документами: учебными планами и программами, учебниками.

Все эти документы основаны па принципах научности, систематичности и последовательности, учитывают возрастные особенности и межпредметные связи.

Содержание образования реализуется в процессе обучения. Следует уяснить, что сущность процесса обучения состоит в передаче знаний, умений и навыков и овладение ими учащимися. Обязательное условие обучения — активность со стороны учащихся.

Обучение следует рассматривать как частный случай научного познания, осуществлённого в специальных условиях под руководством учителя, что только такой подход обеспечивает глубокое понимание взаимосвязи всех сторон обучения, что называется «живым созерцанием», в психологическом аспекте — ощущение, восприятие, организованное наблюдение и представление.

Для достижения глубоких и прочных знаний необходима аналитико-систематическая деятельность сознания, обеспечивающая отражение объективной действительности в форме понятий. Необходима практическая деятельность учащихся, с которой связывается чувственное и рациональное.

В процессе обучения важна активизация мыслительной деятельности, так как это одно из условий успешного обучения.

В результате изучения учебной литературы необходимо уяснить что: методологической Основой процесса познания и обучения, организуемого учителем в школе, является теория познания, изложенная в следующей формулировке: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, осознания объективной реальности».

В процессе обучения необходимо осуществлять постоянную «обратную связь».

Учитель руководит процессом чувственного познания и формированием у учащихся представлений, необходимо умелое руководство процессом осмысления или процессом абстрактного мышления учащихся, т.е. процессом анализа, синтеза, обобщения, суждения, умозаключения; выполнение учащимися упражнений, практических заданий, лабораторных работ есть применение и закрепление теоретических знаний па практике.

Желательно проанализировать процесс познания в обучении на конкретном примере урока по любому предмету.