Механика развития пожара в автомобиле

№96-1,

технические науки

В данной работе идет речь о механике развития пожара в автомобильном транспорте. Разобраны классы автомобилей, приведены основные источники зажигания, указаны некоторые особенности автомобилей отечественного и иностранного производств.

Похожие материалы

Повышение пожарной безопасности на транспорте является важной и актуальной задачей, стоящей перед пожарно-спасательными подразделениями МЧС России. Возгорания на транспорте происходят достаточно часто в следствии дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил эксплуатации автомобильного транспорта, установки несертифицированного газового оборудования или других приспособлений в автомобиль. Поэтому изучение вопроса механики возникновения и развития пожара а автомобиле является актуальной задачей, с которой в данной работе попытаемся разобраться.

Общие данные, собранные из литературных источников касающиеся пожара в автомобиле таковы, что:

  1. различные источники приписывают вероятность возникновения пожара в двигателе 80-90%;
  2. процесс перехода пламени в область салона, где располагаются пассажиры, идет 10-20 минут. Это время зависит от характера возможных повреждений при аварии, т.е. целостность корпуса автомобиля определит, сколько времени будет у пассажиров для того, чтобы попытаться сбить пламя или покинуть автомобиль;
  3. те действия, которые могут предпринять водитель и пассажиры, по тушению пожара можно будет считать хоть как-то эффективными, если они воспользуются огнетушителем с порошком АВС 2 кг.

В процессе написания этой главы были использованы документы по примерам пожаров на легковом автотранспорте. С помощью стала более ясна происходящая ситуация с пожарами на легковых автомобилях. Сделанные выводы в обобщении представляют собой данные:

  1. в зависимости от характера возможных причин возникновения и вида источника зажигания легкового автомобиля возможны различие в первоначальных показателях развития пожара;
  2. характер распределения пожарной нагрузки, что зависит, в какой то степени от конструкции легкового автомобиля, оказывает влияние на развитие пожара;
  3. степень оказания влияния со стороны конструкции легкового автомобиля, или характера геометрического расположения автомобиля относительно стандартного на условия распространения пожара по автомобилю;
  4. характер фактора времени, т.е. развитие пожара по конструкции автомобиля в зависимости от степени технической насыщенности и энергоемкости автомобиля и пожарной нагрузки;
  5. развитие пожара в легковом автотранспорте в зависимости от места расположения самого автомобиля относительно пространства, т.е. наличие окружающих факторов, которые оказывают влияние на распространение пожара. Замкнутость пространства, ограничение в поступлении кислорода, окружающая пожарная нагрузка;
  6. Различные факторы развития пожара со стороны пожарной нагрузки:
    • скорость выгорания материалов;
    • условия газообмена;
    • автомобиль, эксплуатирующийся более 10-ти лет;
    • использование в конструкции автомобиля деталей из алюминия и магния;
    • присутствие большого количества массы пластмасс (полимеров).
  7. В автомобиле на развитие пожара может оказывать то, с какой скоростью осуществляет движение автомобиль в данный момент времени. Виды движения автомобиля:
    • движение автомобиля на пароме;
    • движение автомобиля по туннелю на железнодорожной платформе;
    • движение автомобиля на автоплатформе;
    • автомобиль в самостоятельном движении;
    • автомобиль в хранении;
    • хранение под открытым небом;
    • хранение в гараже;
    • подземный гараж или стоянка ;
    • наземный гараж или стоянка.
  8. Наличие технических неисправностей, на момент распространения пожара, способствующих выделению горючих жидкостей, оказывающих значительное влияние на скорость распространения пожара;

Источники зажигания, представляют собой 3 момента по месту возникновения пожара:

  • моторный отсек;
  • салон;
  • багажник.

Все это можно сказать преимущественно пожары, возникающие в результате причин технического характера, особенно это относится к моторному отсеку. Но необходимо помнить, что есть еще такая причина возникновения пожара, как следствие планомерно обдуманная деятельность человека или, проще говоря, поджог. В данном же случае, развитие пожара может начинаться с любого места конструкции легкового автомобиля, которое выберет поджигатель. Здесь уже возможны иные места возникновения пожара:

  • в бензобаке;
  • на корпусе автомобиля (смотрено основные виды поджогов).

Разберем эти элементы. Используя полученные данные этой системы и произведя систематизацию данных по легковым автомобилям, с учетом характеристик этих автомобилей произведем их деление автомобилей в зависимости от исполнения конструкции. Автомобили разделим на классы в зависимости:

  1. объема двигателя;
  2. года выпуска модели;
  3. мощности двигателя;
  4. массы автомобиля.

Разделим легковые автомобили на классы:

  1. примитивный или низший класс;
  2. средний класс;
  3. высший класс.

Некоторые особенности:

Все отечественные автомобили старше 7 лет были отнесены к низкому классу, а для иностранных моделей эта граница в 15 лет.

Отечественные автомобили не присутствуют в высоком классе.

В автомобилях более высокого класса — они принадлежат к более новым маркам, в них используются более новые современные технологии. С одной стороны к ним принадлежат системы прекращения подачи топлива при столкновении, АУПТ, а с другой стороны использование всех этих энергонасыщенных механизмов образуют опасные комбинации.

Развитие пожара в автомобиле подчиняется тем же физическим законам, по которым будет развиваться пожар в любом другом месте здании, просто здесь имеются свои особенности, которые необходимо учитывать.

Скорость выгорания жидких и твердых веществ и материалов характеризуется потерей массы в единицу времени с единицы площади горения. Условия газообмена определяются степенью раскрытия и взаимным расположением проемов. В частности дверных и оконных проемов, вентиляционных люков, а также объемов салона. В процессе развития пожара в автомобиле условно можно выделить три периода:

  1. первый период — развитие пожара;
  2. второй период — основной, где происходит сгорание основной массы горючей нагрузки;
  3. третий период — тушение (если таковое присутствует), затухание (догорание остатков).

Список литературы

  1. Федеральный закон №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». М.: ФГУ ВНИИПО, 2008. – 156 с.
  2. Оптимизационные методы управления ресурсами пожарных подразделений: Монография / А.П. Сатин. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. – 155 с.
  3. Информационный ресурс http://vz.ru/news/2015/4/21/741232.html.
  4. Управление силами и средствами на пожаре. Учебное пособие / Под ред. докт. техн. наук, проф. Е.А. Мешалкина. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. - 261 с.
  5. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения. СП 11.13130.2009.
  6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".