Оперативное сопровождение уголовных дел

№96-1,

Юридические науки

Статья посвящена вопросам оперативно-розыскного и криминалистического сопровождения уголовных дел. Актуальность темы данной статьи вызвана проблемами, возникающими при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Похожие материалы

На сегодняшний день, на мой взгляд, критерии оценки взаимодействия следователей с подразделениями полиции комплексно не осмыслены и научно не обоснованы. Среди проблем, возникающих при взаимодействии следователя и органов дознания, на первый план выдвигается недостаточно четкая регламентация данной деятельности в уголовно-процессуальном законодательстве.

В настоящее время науки уголовно-процессуального права, криминалистики и ОРД развиваются в направлении размежевания уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной составляющих в деятельности ОВД как органов дознания.

Оперативное сопровождение уголовных дел является важной составляющей успешного расследования уголовных дел и последующего их направления с обвинительным заключением в суд. На данный момент процент не раскрытых и приостановленных уголовных дел по основаниям, предусмотренным ст. 208 УПК РФ достаточно высок, что пагубно отражается не только на статистике МВД России, но и в целом на принципе справедливости в уголовном судопроизводстве, та как права потерпевших остаются не восстановленными.

Оперативное сопровождения уголовного дела зависит не только от квалифицированности оперативного аппарата, но и от грамотно поставленными задачами и распределением нагрузки со стороны должностных лиц следственных органов.

Зачастую следователи перекладывают обязанность по проведению необходимых следственных действий на оперативных сотрудников, которые в большинстве своем не информированы о деталях и подробностях расследуемого уголовного дела, что влечет за собой отсутствие необходимых доказательств по уголовному делу и выполнение не нужной работы, затрату и без того дефицитного времени. Данную проблему, по моему мнению, глобально не решить, однако возможно усилить контроль со стороны руководства за содержанием поручений, направляемых в рамках полномочий следователей, регламентированных ст. 38 УПК РФ.

Так же существует проблема взаимодействия оперативных подразделений с государственными органами и кредитными организациями, которые в соответствии с законодательством имеют достаточно большой срок для обработки, рассмотрения и ответа на запросы следственных органов и оперативных подразделений, данное обстоятельство имеет негативное отражение на процессуальных сроках предварительного следствия. В данном случае, считаю необходимым, на законодательном уровне сократить сроки рассмотрения запросов правоохранительных органов государственными органами и кредитными учреждениями и пересмотреть ответственность за нарушение сроков предоставления ответов на запросы органов следствия.

В научных трудах отмечается дискуссионный вопрос, касающийся объема предоставляемой оперативной информации следователю, ряд авторов отмечаю, что следователь должен иметь доступ ко всей оперативной — розыскной информации, а не получать сведения из неподтверждённых документов, которые ему предоставляются оперативными подразделениями. Данное обстоятельство может послужить необоснованному привлечению к уголовной ответственности невиновного лица. Однако на практике мы имеем следующее: следователь не имеет соответствующую форму допуска, которая бы позволяла держать в руках оперативные дела, данным правом обладает лишь руководитель следственного органа, который ввиду большой загруженности просто не способен анализировать данный объем информации.

Список литературы

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.