Организация астрономических наблюдений в школе и ВУЗе

№98-1,

педагогические науки

Статья посвящена организации астрономических наблюдений в учебных заведениях среднего и высшего образования. В статье представлена методическая разработка одного из типов наблюдений, осуществимых без необходимости в специализированном оборудовании. Предназначена для учителей астрономии и студентов педагогических ВУЗов.

Похожие материалы

Астрономия — сложная, интересная и уникальная наука. Уникальность астрономии прежде всего заключается в том, что объекты её изучения нельзя непосредственно обследовать, «потрогать» или провести лабораторный эксперимент. Одним из основных методов изучения астрономии, с момента её возникновения и по сегодняшний день, являются наблюдения.

Каждый педагог согласится с тем, что обучение должно быть как полезным, так и интересным. Для повышения интереса к астрономии важно проводить не только лекционные занятия и занятия по решению задач, но и организовывать наблюдения. На сегодняшний день не в каждом образовательном учреждении имеется в наличие оборудование для проведения наблюдений. Имеет смысл проводить наблюдения, для которых не нужны специальные приборы. Кроме того, обучающиеся могут самостоятельно, без участия преподавателя, проводить такие наблюдения.

Например, началом изучения Вселенной могут служить наблюдения созвездий осеннего, зимнего, весеннего неба, наблюдения восхода и захода Солнца, наблюдения движения и фаз Луны. То есть, наблюдения, не требующие специальных инструментов и которые можно организовать при работе со школьниками и студентам.

Каждое наблюдение нужно заранее продумать и провести подготовительную работу: выбрать место, определить день и час.

Предлагаем план одного из таких наблюдений.

Наблюдение восхода и захода Солнца. Продолжительность сумерек.

Цель наблюдений: сравнить продолжительность гражданских и астрономических сумерек.

Материалы и приборы: дневник наблюдений, компас, часы.

Предварительная подготовка:

  1. Определите день, место и время начала наблюдений.
  2. Подготовьте журнал наблюдений

Краткие теоретические сведения:

Сумерки – промежуток времени между концом дня и началом ночи.

Астрономы различают гражданские и астрономические сумерки:

Гражданские — это промежуток времени между заходом Солнца за горизонт и появлением наиболее ярких звёзд.

Астрономические — это промежуток времени между заходом Солнца за горизонт и появлением всех (даже самых слабых), доступных невооруженному глазу звёзд.

План наблюдений:

  1. Отметьте время, когда Солнце скрылось за горизонт. Для этого воспользуйтесь астрономическим календарём, или иными источниками информации и отметьте время захода Солнца по часам.
  2. Смотрите на небо и отмечайте время, когда появляется первая звезда. Разница между этим моментом и моментом захода Солнца (см. пункт 1) — есть продолжительность астрономических сумерек.
  3. Ждите, когда на западе полностью исчезнет вечерняя заря и фон неба станет таким же темным, как и в других частях небосвода. В этот момент окончатся астрономические сумерки.
  4. Заполните таблицу

Таблица 1. Журнал наблюдений.

Дата наблюдений

Заход Солнца,

ч мин

Появление первой яркой звезды,

ч мин

Появление всех звёзд на небе

ч мин

Продолжительность гражданских суток,

мин

Продолжительность астрономических суток,

мин

Наблюдения желательно проводить в течение года с перерывом в 5-7 дней.

5) Сделайте вывод: в какой день продолжительность гражданских и астрономических сумерек совпала? В чём причина сумерек?

Задание на лето. Провести наблюдения на разных широтах и сравнить данные наблюдений.

Список литературы

  1. Жуков Л.В., Соколова И.И. Организация и проведение школьных астрономических наблюдений. – Л., 1990. – 89.
  2. Зигель Ф.Ю. Звёздная азбука: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981. – 191.
  3. Кондакова Е.В. Дидактические основы конструирования методической системы преподавания астрономии в общеобразовательной школе: Монография. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2001 . – 128 с.