Лабораторные работы по астрономии в школе

№103-1,

педагогические науки

В статье представлена разработка лабораторной работы по астрономии для школьников в двух вариантах.

Похожие материалы

Изучение астрономии в школе в основном построено на изучении теоретического материала, который, сопровождается большим количеством иллюстративного материала в виде компьютерных презентаций. Информационные электронные ресурсы представляют большие возможности для изучения астрономических объектов в реальном времени. Но нельзя при изучении астрономии забывать и о практической части: решении задач, наблюдениях, лабораторных работах.

Многие учителя и методисты (Шатовская Н.Е., Татарников А.М., Татарников М.П. и др.) указывают на важность присутствия лабораторных работ в учебном процессе, как в урочной, так и во внеклассной работе. Основная цель лабораторных работ — закрепить изученный теоретический материал, выработать навыки и практические умения работать с инструментами, приборами, учебно-методическими пособиями.

Как правило, изучение астрономии начинается с изучения звёздного неба, отражением которого является подвижная карта звёздного неба. Мы предлагаем два варианта такой лабораторной работы, которые могут быть использованы при работе как со старшими учащимися, так и на средней ступени обучения.

Лабораторная работа «Подвижная карта звездного неба» (Вариант 1)

Цель работы: Изучить карту звездного неба. Усвоить и закрепить практические навыки работы с подвижной картой звездного неба.

Пособия и оборудование: подвижная карта звездного неба, накладной круг.

Ход работы

1. Опишите вид звездного неба на заданные время и дату.

Для этого сопоставьте дату на внешнем круге карты с заданным временем на накладном круге. Рассматривая участок звездного неба в окне накладного круга, заполните таблицу 1

Таблица 1. Таблица созвездий

Положение относительнгоризонта

Названия созвездий

Восходящие

Заходящие

В верхней кульминации

Восходящие

2. Определите экваториальные координаты объектов звёздного неба с помощью карты и заполните таблицу 2.

Таблица 2. Координаты небесных объектов

Название объекта

Экваториальные координаты

(прямое восхождение)

(склонение)

Альдебаран

Сириус

Вега

3. Определите, будут ли заходить созвездия Малая медведица, Волопас, Орион и ответьте на вопрос.

Малая Медведица___

Волопас___

Орион___

4. Укажите созвездие, в котором находится объект с координатами:

α = 0ч 41м, δ = +41

Лабораторная работа «Подвижная карта звездного неба» (Вариант 2)

Цель: научиться работать с подвижной картой звездного неба.

Оборудование:

  • подвижная карта звездного неба
  • накладной круг для широты Санкт-Петербурга
  • линейка

Вопросы к допуску:

  1. Понятие «небесная сфера».
  2. Основные круги и точки небесной сферы.
  3. Назовите и дайте определение каждой экваториальной координаты?
  4. Что такое верхняя и нижняя кульминация, восход и заход светила?
  5. Устройство подвижной карты звездного неба.

Указания к выполнению:

  1. Укажите дату выполнения работы.
  2. Запишите дату своего рождения (день и месяц) и соответствующий ей зодиакальный знак (знак зодиака, под которым вы родились).

Если Вы не знаете созвездие, соответствующее Вашей дате рождения, то воспользуйтесь таблицей

Например: дата рождения 16 сентября — созвездие Девы.

  1. Запишите дату, которая отличается от даты Вашего рождения ровно на пол года (для этого к месяцу рождения прибавить или отнять 6).
  2. Выберите и запишите звезду в созвездии, которой соответствует самая крупная звездная величина, именно с ней мы и будет производить дальнейшие исследования (см. таблицу 3)
  3. Для данной звезды найдите экваториальные координаты: прямое восхождение и склонение
  4. В какое время произойдут верхняя и нижняя кульминация Вашей звезды?
  5. Определите время восхода и захода Вашей звезды
  6. Заполните таблицу 4 и предоставьте отчёт преподавателю.

Таблица 3. Соответствие даты рождения и зодиакального созвездия

Знак Зодиака

Cимвол

Примерное время пребывания в знаке

Овен

21 марта -20 апреля

Телец

21 апреля — 21 мая

Близнецы

22 мая — 21 июня

Рак

22 июня — 22 июля

Лев

23 июля — 23 августа

Дева

24 августа — 23 сентября

Весы

24 сентября — 23 октября

Cкорпион

24 октября — 22 ноября

Cтрелец

23 ноября — 22 декабря

Козерог

23 декабря — 20 января

Водолей

21 января — 19 февраля

Рыбы

20 февраля — 20 марта

Таблица 4. Отчёт по результатам выполнения работы.

Дата выполнения работы

Зодиакальный знак и звезда, соответствующая самой крупной звёздной величине

Дата рождения

Дата спустя пол года

Восхождение, α

Восхождение, α

Склонение, δ

Склонение, δ

Высота верхней кульминации, hвк

Высота верхней кульминации, hвк

Высота нижней кульминации, hвк

Высота нижней кульминации, hвк

Время восхода, Тλвосх

Время восхода, Тλвосх

Время захода, Тλзах

Время захода, Тλзах

Длительность наблюдения

Длительность наблюдения

Список литературы

  1. Жуков Л. В., Соколова И. И. Рабочая тетрадь по астрономии для 1 1 класса. Учебное пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 128 с.
  2. Дагаев М.М. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии.– М.: Высшая школа, 1972. – 424 с.