Исследование состояния пожарной техники на примере пожарно-спасательного гарнизона

№101-1,

технические науки

Проведен анализ технического состояния пожарных автомобилей на примере одного из пожарно-спасательных гарнизонов. Сделана попытка разобраться с причинами недостаточного технического совершенства основных и специальных пожарных автомобилей.

Похожие материалы

Под повышением эффективности противопожарной защиты города, понимается укомплектование подразделений ПА и использование современных технических средств при тушении пожаров с целью минимизации воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество.

Для того, чтобы обеспечить пожарные подразделения с максимальной интенсивностью выездов на пожары, современными техническими средствами, предлагается использовать динамическую оптимизационную модель.

Ситуация по обстановке с пожарами и их последствиями в 2017 году во многих городах оставалась неблагоприятной. Так, при снижении количества пожаров по сравнению с 2016 годом на 11%, зарегистрированы рост гибели людей при пожарах более, чем на 26%, увеличение числа травмированных — на 20%, а также увеличился показатель материального ущерба — практически на 40%.

Проведенное исследование структуры выездов подразделений города и области за последние 3 года, показало рост количества выездов единиц пожарной техники на пожары в охраняемый и соседний районы.

По результатам анализа выездов сделан вывод о возрастании нагрузки на подразделения ФПС и об увеличении интенсивности эксплуатации пожарной техники, что, в свою очередь, подтверждает актуальность выбранной темы исследований.

Для оценки возможностей подразделений ФПС выполнять поставленные задачи, исследован количественный и качественный состав парка пожарных автомобилей.

Средний возраст парка по области составил 26 лет, по городу 19 лет.

Качественный состав парка физически и морально устарел. В большинстве случаев это пожарные автомобили производства Прилукского завода «Пожмашина». Самый старый автомобиль, стоящий в боевом расчете находится во 2-ПСЧ — 1976 года выпуска.

Анализ состояния техники показывает необходимость обновления парка пожарных автомобилей, при том, что фактические объемы поступления новой техники на вооружение отряда не достаточны.

На вооружении подразделений пожарной охраны по охране на примере одного из городов состоит 78 единиц пожарной техники, из них: 53 основного и 25 специального назначения. В боевом расчете по городу находятся 22 автоцистерны и 9 автомеханических лестниц, в резерве: АГ, АКП, УКС-400, АСО, ПНС, АР и АДР.

На вооружении подразделений местных гарнизонов пожарной охраны состоит 95 пожарных автомобилей, из них 84 основного и 11 специального назначения.

С 2014 по 2017 годы изменился качественный и количественный состав парка пожарных автомобилей. В подразделениях ГПС в 2014 году произошло уменьшение количества пожарных автомобилей, что явилось следствием оптимизации количества пожарных автомобилей, стоящих в резерве. В указанный период новая техника на вооружение поступила: в 2014 году — 4 единицы (из них 3 автоцистерны), в 2015 году — 2 (автоцистерны), в 2016 году –1, в 2017 году — 3 (из них 2 автоцистерны).

Средний срок эксплуатации пожарной техники в ряде городов составляет 19 лет, наибольший срок эксплуатации имеет пожарная техника одной из пожарно-спасательных частей со средним сроком эксплуатации около 30 лет. По районам средний срок эксплуатации пожарной техники составляет 26 лет.

Качественный состав парка также физически и морально устарел. В большинстве случаев это пожарные автомобили АЦ-40(130)63Б и АЦ-40(131)137А на базе ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131, производства Прилукского завода «Пожмашина». Самый старый автомобиль, стоящий в боевом расчете это АЛ-30(131)506 1976 года выпуска. Обновление техники происходит крайне медленно.

Средний срок эксплуатации пожарных автолестниц составляет более 22 лет. Самая старая автолестница (1976 года выпуска).

Автолестница в одной из пожарно-спасательных частей города стоит на вооружении с 1980 года (срок эксплуатации 37 лет) в других частях ситуация аналогичная (средний срок эксплуатации 33 года).

Средний срок эксплуатации коленчатых подъемников составляет 18 лет. Более половины парка автолестниц и автоколенчатых подъемников морально и физически устарели.

Снижение срока эксплуатации пожарной техники объясняется переводом части техники из городских частей в районы области.

Качественный и количественный состав парка пожарных автомобилей в на примере одного из городов представлен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Качественный и количественный состав парка пожарных автомобилей в областном центре

№ п/п

Вид ПА

Количество (шт. ед.)

1.

Автоцистерны АЦ-40, АНР-40, 8Т-311М

58

2.

Автолестницы АЛ

11

3.

Автоколенчатые подъемники АКП

4

4.

Пожарные насосные станции ПНС-110

4

5.

Автомобиль рукавный АР-2

3

6.

Автомобиль связи и освещения АСО

2

7.

Автомобиль газодымозащитной службы АГ-16

1

8.

Компрессорная станция УКС-400в

1

9.

Автомобиль дымоудаления АД

1

10.

Автомобиль первой помощи АПП

1

Таблица 2. Качественный и количественный состав парка ПА в области

№ п/п

Вид ПА

Количество (шт. ед.)

1.

Автоцистерны АЦ-40, АНР-40

6

2.

Автолестницы АЛ

2

3.

Автоколенчатые подъемники АКП

1

4.

Пожарные насосные станции ПНС-110

1

5.

Автомобиль рукавный АР-2

1

6.

Автомобиль связи и освещения АСО

1

Парк пожарных автомобилей состоит в основном из пожарных автоцистерн различного класса. В связи с чем дальнейшие исследования предлагается производить на примере пожарных автоцистерн.

Основными недостатками в эксплуатации пожарной техники являются:

  1. Моральное и физическое старение — длительный срок эксплуатации.
  2. Низкое качество или формальное проведение технического обслуживания автомобилей водительским составом.
  3. Дефицит автомобильных запчастей и неполное финансирование материальных статей.
  4. Низкое число или вовсе отсутствие в гарнизонах пожарной охраны автомобилей дымоудаления. Данный пожарный автомобиль не имеет сертификата соответствия.
  5. Комплектование пожарной техники пожарно-техническим оборудованием и вооружением осуществляется согласно нормам табельной положенности, но в тоже время имеет место некомплект ПТВ на резервных автомобилях.

Список литературы

  1. Управление силами и средствами на пожаре. Учебное пособие / Под ред. докт. техн. наук, проф. Е.А. Мешалкина. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. - 261 с.
  2. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения. СП 11.13130.2009.
  3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".