Анализ сходов с ремонтом навесного оборудования двигателя автобуса

№106-1,

технические науки

В работе рассматриваются требования к обвязке двигателя автобуса и применение современных инструментов сборки и контрольного измерения. В работе выработаны предложения по совершенствованию обвязки двигателя с применением современных инструментов сборки и контрольного измерения, а также соблюдением технических требований по монтажу отдельных узлов.

Похожие материалы

В процессе эксплуатации техническое состояние автотранспортных средств непрерывно ухудшается, причем сроки службы отдельных узлов и агрегатов различны. Они во многом определяются совершенством конструкции, качеством изготовления, применяемыми эксплуатационными материалами, организацией технического обслуживания автобусов.

Для обеспечения работоспособности подвижного состава в эксплуатации необходимо постоянно совершенствовать их конструкцию и технологию производства, условия эксплуатации. Оценка сходов с ремонтом позволяет определить причины сходов и мероприятия по поддержанию работоспособности автобусов на линии.

Для выявления наиболее частых причин нахождения автобусов на постах технического обслуживания был произведен анализ количества зафиксированных случаев схода с ремонтом. Ниже приведен фрагмент таблицы с зарегистрированными сходами с ремонтом (Табл. 1)

Таблица 1. Фрагмент таблицы с зарегистрированными сходами с ремонтом
№ п/пГар. №ДатаНеисправностьКол-во дней до схода с ремонтомПробег до схода, км
180427.09.2018Течь патрубка системы охлаждения221971,2
280402.11.2018Двс работает с перебоями, проверка дымности353136
380418.11.2018Двс работает с перебоями, проверка дымности151344
480424.11.2018Двс работает с перебоями, проверка дымности6537,6
580517.11.2017Не развивает обороты, проверка дымности161295,2
680501.03.2018Требуется долив антифриза в систему10310174
780518.04.2018Вентилятор системы охлаждения485404,8
880526.04.2018Не показывает температуру охлаждающей жидкости121351,2
980610.12.2017Не работает турбокомпрессор, проверка дымности394212
1080604.01.2018Требуется долив антифриза в систему243012
1180606.01.2018Требуется долив антифриза в систему2251
1280613.04.2018Течь патрубка системы охлаждения9612048
1380607.06.2018Вентилятор системы охлаждения546777
1480714.01.2018Не развивает обороты, проверка дымности745038,4
1580729.03.2018Вентилятор системы охлаждения.739110,4
1680707.06.2018Двс греется698611,2
1780701.09.2018Вентилятор системы охлаждения8610732,8
1880829.01.2018Течь патрубка системы охлаждения.8910495
1980808.02.2018Течь антифриза101173
2080812.02.2018Течь антифриза4469,2
2180802.03.2018Требуется долив антифриза в систему171994,1
2280824.03.2018Не развивает обороты, проверка дымности222580,6
2380819.05.2018Течь антифриза556451,5
2480813.06.2018Требуется долив антифриза в систему242815,2
2580805.07.2018Не развивает обороты, проверка дымности212463,3
2680827.09.2018Двс не запускается839735,9
2780817.11.2018Течь антифриза505865
2880904.12.2017Двс не запускается332397,45
2980909.01.2018Не развивает обороты, проверка дымности1123223
3080912.02.2018Требуется долив антифриза в систему335200,8
3181007.02.2018Требуется долив антифриза в систему986991,5
3281027.02.2018Требуется долив антифриза в систему202912
Перекос в соединении труб
Рисунок 1. Перекос в соединении труб

Вдобавок, происходит ослабление крепления хомутов (Рис.2), что приводит к возникновению утечки охлаждающей жидкости. Это происходит из-за несвоевременного технического обслуживания двигателя.

Крепления хомутов. Желтым отмечены места ненадежного соединения.
Рисунок 2. Крепления хомутов. Желтым отмечены места ненадежного соединения.

Выход из строя вентилятора системы охлаждения — происходит из-за смещения оси вращения крыльчатки и её контакта с окружающим узлами и приводит к разрушению последней. Смещение оси образуется в результате ослабления крепления болтов.

Причина — не правильный момент затяжки крепления болтов вентилятора системы охлаждения ДВС.

В момент затяжки крепления вентилятора системы охлаждения используется динамометрический ключ, который обеспечивает контрольно-измерительное состояние нагрузки на болтовое соединение.

Неисправность турбокомпрессора приводит к снижению вырабатываемой двигателем мощности и увеличению потребления топлива. Причина тому ослабление крепления хомутов (рис.3), и как следствие, обрыв патрубка.
Деформация соединительного патрубка
Рисунок 3. Деформация соединительного патрубка

Обрыв патрубка происходит вследствие высокого давления, созданного в результате увеличения давления нагнетаемого в цилиндры воздуха, который деформирует патрубок в местах соединения с трубами. При длительном воздействии деформации происходит разрыв патрубка.

К тому же, при отсутствии рекомендованного изготовителем двигателя момента затяжки болтов соединительных патрубков происходит ослабление крепления хомутов, что также способствует возникновению смещению патрубка, деформации и разъединения соединения труб.

Из этого следует, что наиболее частые причины схода связаны с отсутствием герметичности соединений патрубков, не качественной обвязки ДВС и не достаточного момента затяжки при креплении отдельных узлов. Специалисты по подсборке, установке и обвязке ДВС не следуют требованиям, установленным изготовителем в руководстве по эксплуатации изделия. Не соблюдаются рекомендованные моменты затяжки болтовых соединений узлов обвязки и креплений силовых агрегатов, что приводит к несвоевременному отказу отдельных узлов обвязки. При технологических операций по подсборке, установке и обвязке необходимо использовать специализированный инструмент, также рекомендуемый изготовителем, что так же не делается.

Моменты затяжки приведены в табл.2

Таблица 2. Моменты затяжки болтов на хомутах соединительных патрубков.

Диаметр болта

М6

М8

М10

М12

М14

Момент затяжки, н.м.

15

30

40

90

120

Хомутами называются специальные крепежные детали, с помощью которых надежно и герметично скрепляются соединения патрубков, трубок и шлангов. Деталь представляет собой узкую полосу из гибкого металла в виде скобы, которая замыкается в кольцо и крепится при помощи стягивающего элемента.

Для работы с такими деталями удобнее всего использовать специальный инструмент, имеющий особенную конструкцию. К нему относятся: клещи (щипцы), съемники и иные приспособления для затяжки хомутов, их обжима, установки или снятия. Дополнительно инструмент может оснащаться поворотными губками, которые обеспечивают удобную работу с труднодоступными деталями. Клещи для хомутов, которые предназначены для применения с динамометрическим инструментом. Очень полезное для автосервиса приспособление. Такой инструмент оборудован посадочным местом, которое позволяет использовать клещи для хомутов совместно с динамометрическим ключом. Благодаря этому деталь может быть установлена с определенным моментом затяжки, что бывает крайне важно, например, при ремонте ШРУС, топливных фильтров, водяных помп и т.д.

Спец-головки относятся к категории специального инструмента для авторемонта, который исполнен в виде торцевых насадок (стандартных и ударных) для применения совместно с ручным инструментом или пневматическим гайковертом.

За счет размера, формы рабочего профиля и других параметров специальные головки удобно использовать для откручивания определенного крепежа. Каждый инструмент, как правило, разрабатывается для конкретной детали, узла или агрегата автомобиля определенной марки или модели.