Анализ сходов с ремонтом навесного оборудования двигателя автобуса

№106-1,

технические науки

В работе рассматриваются требования к обвязке двигателя автобуса и применение современных инструментов сборки и контрольного измерения. В работе выработаны предложения по совершенствованию обвязки двигателя с применением современных инструментов сборки и контрольного измерения, а также соблюдением технических требований по монтажу отдельных узлов.

Похожие материалы

В процессе эксплуатации техническое состояние автотранспортных средств непрерывно ухудшается, причем сроки службы отдельных узлов и агрегатов различны. Они во многом определяются совершенством конструкции, качеством изготовления, применяемыми эксплуатационными материалами, организацией технического обслуживания автобусов.

Для обеспечения работоспособности подвижного состава в эксплуатации необходимо постоянно совершенствовать их конструкцию и технологию производства, условия эксплуатации. Оценка сходов с ремонтом позволяет определить причины сходов и мероприятия по поддержанию работоспособности автобусов на линии.

Для выявления наиболее частых причин нахождения автобусов на постах технического обслуживания был произведен анализ количества зафиксированных случаев схода с ремонтом. Ниже приведен фрагмент таблицы с зарегистрированными сходами с ремонтом (Табл. 1)

Таблица 1. Фрагмент таблицы с зарегистрированными сходами с ремонтом

№ п/п

Гар. №

Дата

Неисправность

Кол-во дней до схода с ремонтом

Пробег до схода, км

1

804

27.09.2018

Течь патрубка системы охлаждения

22

1971,2

2

804

02.11.2018

Двс работает с перебоями, проверка дымности

35

3136

3

804

18.11.2018

Двс работает с перебоями, проверка дымности

15

1344

4

804

24.11.2018

Двс работает с перебоями, проверка дымности

6

537,6

5

805

17.11.2017

Не развивает обороты, проверка дымности

16

1295,2

6

805

01.03.2018

Требуется долив антифриза в систему

103

10174

7

805

18.04.2018

Вентилятор системы охлаждения

48

5404,8

8

805

26.04.2018

Не показывает температуру охлаждающей жидкости

12

1351,2

9

806

10.12.2017

Не работает турбокомпрессор, проверка дымности

39

4212

10

806

04.01.2018

Требуется долив антифриза в систему

24

3012

11

806

06.01.2018

Требуется долив антифриза в систему

2

251

12

806

13.04.2018

Течь патрубка системы охлаждения

96

12048

13

806

07.06.2018

Вентилятор системы охлаждения

54

6777

14

807

14.01.2018

Не развивает обороты, проверка дымности

74

5038,4

15

807

29.03.2018

Вентилятор системы охлаждения.

73

9110,4

16

807

07.06.2018

Двс греется

69

8611,2

17

807

01.09.2018

Вентилятор системы охлаждения

86

10732,8

18

808

29.01.2018

Течь патрубка системы охлаждения.

89

10495

19

808

08.02.2018

Течь антифриза

10

1173

20

808

12.02.2018

Течь антифриза

4

469,2

21

808

02.03.2018

Требуется долив антифриза в систему

17

1994,1

22

808

24.03.2018

Не развивает обороты, проверка дымности

22

2580,6

23

808

19.05.2018

Течь антифриза

55

6451,5

24

808

13.06.2018

Требуется долив антифриза в систему

24

2815,2

25

808

05.07.2018

Не развивает обороты, проверка дымности

21

2463,3

26

808

27.09.2018

Двс не запускается

83

9735,9

27

808

17.11.2018

Течь антифриза

50

5865

28

809

04.12.2017

Двс не запускается

33

2397,45

29

809

09.01.2018

Не развивает обороты, проверка дымности

112

3223

30

809

12.02.2018

Требуется долив антифриза в систему

33

5200,8

31

810

07.02.2018

Требуется долив антифриза в систему

98

6991,5

32

810

27.02.2018

Требуется долив антифриза в систему

20

2912

Из приведенных 32 сходов наибольшее количество — 16 — сходы с утечкой в системе охлаждения двигателя и 6 сходов с недостаточным или повышенным давлением отработавших газов на турбину компрессора. Далее следуют сходы с неисправностью вентилятора охлаждающей системы двигателя.

Далее, рассмотрим выявленные неисправности наглядно.

    Течь патрубка системы охлаждения (рис.1) образуется в результате перелома патрубка в местах соединения труб. Перелом патрубка происходит из-за неправильной установки труб. В результате несоответствия углов сгиба труб образуется трещина, которая в последствии приводит к обрыву патрубка.

    Перекос в соединении труб
    Рисунок 1. Перекос в соединении труб

    Вдобавок, происходит ослабление крепления хомутов (Рис.2), что приводит к возникновению утечки охлаждающей жидкости. Это происходит из-за несвоевременного технического обслуживания двигателя.

    Крепления хомутов. Желтым отмечены места ненадежного соединения.
    Рисунок 2. Крепления хомутов. Желтым отмечены места ненадежного соединения.

    Выход из строя вентилятора системы охлаждения — происходит из-за смещения оси вращения крыльчатки и её контакта с окружающим узлами и приводит к разрушению последней. Смещение оси образуется в результате ослабления крепления болтов.

    Причина — не правильный момент затяжки крепления болтов вентилятора системы охлаждения ДВС.

    В момент затяжки крепления вентилятора системы охлаждения используется динамометрический ключ, который обеспечивает контрольно-измерительное состояние нагрузки на болтовое соединение.

    Неисправность турбокомпрессора приводит к снижению вырабатываемой двигателем мощности и увеличению потребления топлива. Причина тому ослабление крепления хомутов (рис.3), и как следствие, обрыв патрубка.

    Деформация соединительного патрубка
    Рисунок 3. Деформация соединительного патрубка

    Обрыв патрубка происходит вследствие высокого давления, созданного в результате увеличения давления нагнетаемого в цилиндры воздуха, который деформирует патрубок в местах соединения с трубами. При длительном воздействии деформации происходит разрыв патрубка.

    К тому же, при отсутствии рекомендованного изготовителем двигателя момента затяжки болтов соединительных патрубков происходит ослабление крепления хомутов, что также способствует возникновению смещению патрубка, деформации и разъединения соединения труб.

    Из этого следует, что наиболее частые причины схода связаны с отсутствием герметичности соединений патрубков, не качественной обвязки ДВС и не достаточного момента затяжки при креплении отдельных узлов. Специалисты по подсборке, установке и обвязке ДВС не следуют требованиям, установленным изготовителем в руководстве по эксплуатации изделия. Не соблюдаются рекомендованные моменты затяжки болтовых соединений узлов обвязки и креплений силовых агрегатов, что приводит к несвоевременному отказу отдельных узлов обвязки. При технологических операций по подсборке, установке и обвязке необходимо использовать специализированный инструмент, также рекомендуемый изготовителем, что так же не делается.

    Моменты затяжки приведены в табл.2

    Таблица 2. Моменты затяжки болтов на хомутах соединительных патрубков.

    Диаметр болта

    М6

    М8

    М10

    М12

    М14

    Момент затяжки, н.м.

    15

    30

    40

    90

    120

    Хомутами называются специальные крепежные детали, с помощью которых надежно и герметично скрепляются соединения патрубков, трубок и шлангов. Деталь представляет собой узкую полосу из гибкого металла в виде скобы, которая замыкается в кольцо и крепится при помощи стягивающего элемента.

    Для работы с такими деталями удобнее всего использовать специальный инструмент, имеющий особенную конструкцию. К нему относятся: клещи (щипцы), съемники и иные приспособления для затяжки хомутов, их обжима, установки или снятия. Дополнительно инструмент может оснащаться поворотными губками, которые обеспечивают удобную работу с труднодоступными деталями. Клещи для хомутов, которые предназначены для применения с динамометрическим инструментом. Очень полезное для автосервиса приспособление. Такой инструмент оборудован посадочным местом, которое позволяет использовать клещи для хомутов совместно с динамометрическим ключом. Благодаря этому деталь может быть установлена с определенным моментом затяжки, что бывает крайне важно, например, при ремонте ШРУС, топливных фильтров, водяных помп и т.д.

    Спец-головки относятся к категории специального инструмента для авторемонта, который исполнен в виде торцевых насадок (стандартных и ударных) для применения совместно с ручным инструментом или пневматическим гайковертом.

    За счет размера, формы рабочего профиля и других параметров специальные головки удобно использовать для откручивания определенного крепежа. Каждый инструмент, как правило, разрабатывается для конкретной детали, узла или агрегата автомобиля определенной марки или модели.