Применение трехмерной графики при выполнении выпускной квалификационной работы

№108-1,

технические науки

В данной статье пойдет речь о значимости компьютерной графики в образовательном процессе при подготовке специалистов в образовательной организации высшего образования.

Похожие материалы

В образовательных организациях высшего образования с техническим уклоном выпускник подтверждает свою квалификацию выполнением выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР представляет собой совокупность элементов технического проектирования и научной работы. В ВКР должны решаться конкретные научно-технические задачи. Поэтому, выпускная квалификационная работа должна состоять не только из пояснительной записки с инженерными расчетами, но и в обязательном порядке должна включать графическую часть (документацию). К графической документации можно отнести: графики, чертежи, схемы, плакаты, таблицы и т.п.). Графическая составляющая ВКР должна выполняться с использованием ПЭВМ и современного программного обеспечения. Поэтому конкурентоспособное высшее образование предполагает обучение будущего специалиста навыкам работы в различных программах компьютерного моделирования и проектирования. Каждый выпускник, защищающий свою техническую разработку (в рамках выполнения ВКР) должен представить в графической части не только все необходимые чертежи, но и трехмерную модель разрабатываемого устройства (детали, узла, приспособления). Трехмерная модель проекта молодого специалиста должна сформировать у «зрителя» положительное эстетическое впечатление о уровне представляемой разработки. Поэтому, базовые навыки работы с программами трехмерного моделирования в настоящее время стали неотъемлемым требованием к подготовке высококлассного специалиста.

Например: на рисунке 1 представлена конструкция подъемного переносного устройства, предназначенного для проведения технического обслуживания и ремонтных работ пожарной техники, как в пределах гаража, так и в полевых условиях. Как можно видеть на рисунке 1 трехмерная модель позволяет получить наиболее полное и однозначное представление о конструкции предлагаемого устройства и о принципе его работы. Следует отметить, что программы трехмерного моделирования позволяют в режиме реального времени рассмотреть объект с любого ракурса и при любом увеличении и на стадии проектирования выявить его конструктивные недостатки и оперативно их устранить. Используя трехмерную модель можно создать неограниченное количество графического материала (фотографий) с различных зрительских точек (виды: спереди, сверху, сзади, сбоку, общую аксонометрию и т.д.). После создания трехмерной модели конструкции устройства, выпускник должны показать свою разработку в привязке с окружающей средой (интерьером или экстерьером). Для создания трехмерной модели окружающей среды понадобятся другие программы компьютерного моделирования. На рисунке 2 представлена трехмерная модель подъемного переносного устройства, экспортированная в трехмерную модель поста технического обслуживания пожарных автомобилей, созданную в программе ArchiCAD.

Трехмерная модель подъемного переносного устройства
Рисунок 1. Трехмерная модель подъемного переносного устройства
Трехмерная модель поста технического обслуживания пожарных автомобилей.
Рисунок 2. Трехмерная модель поста технического обслуживания пожарных автомобилей.

На рисунке 2 видно, как разработанная конструкция подъемного переносного устройства «впишется» в габариты реально существующего гаража.

Подводя итог выше сказанному следует отметить, что трехмерные модели весьма наглядны и понятны для зрителя, не обладающего хорошим пространственным воображением. Причем, уверенные пользователи работы с графическими редакторами и системами автоматизированного проектирования значительно повышают уровень и качество представления своих разработок. Современный выпускник, получивший высшее техническое образование должен обладать навыками работы как минимум в двух программах компьютерного моделирования для создания на высоком техническом уровне любого конструкторского проекта.

Список литературы

  1. Легкова, И.А. Применение информационных технологий для развития пространственного мышления обучающихся / И.А. Легкова, С.А. Никитина, А.В. Топоров, А.А. Покровский. — Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы международной научно-практической конференции. — Елец, 2014.
  2. Пучков П.В. Преимущества использования программы Аutocad в образовательном процессе / Пучков П.В., Чистов Д.Е. — Математическое моделирование и информационные технологии// Тринадцатая международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Энергия- 2018» Материалы конференции. В 6 т. Т. 5. — Иваново: ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина», 2018. — С. 132