Новые технические решения по модернизации автоцистерны АЦ-3,2-40/4 (43253)

№108-1,

технические науки

В настоящее время при эксплуатации различной пожарной или аварийно-спасательной техники личным составом пожарного подразделения выявляются конструктивные недоработки некоторых узлов и механизмов, которые негативно сказываются на выполнении основной боевой задачи пожарного подразделения — тушения пожара. Одним из таких узлов является устройство для опускания лестниц и всасывающих рукавов АЦ-3,2-40/4 (43253). В данной статье предложено техническое решение по модернизации устройства для опускания лестниц и всасывающих рукавов на примере автоцистерны АЦ-3,2-40/4 (43253).

Похожие материалы

Первый пожарный автомобиль в России был создан в 1904 году. Данный автомобиль был оснащен слабым одноцилиндровым двигателем внутреннего сгорания мощностью всего 8 лошадиных сил и предназначался для транспортировки пожарных в количестве 10 человек. Также автомобиль возил с собой 2 лестницы, стендер и пожарные рукава. С тех пор прошло более 100 лет. Техника стала более мощной, функциональной, мобильной и универсальной. Однако нет придела совершенству и даже в самых современных пожарных автомобилях можно найти технические недоработки. Достаточно часто данные конструктивные недостатки выявляются лишь при эксплуатации пожарной техники в пожарно-спасательных частях. Незаменимым пожарным оборудованием пожарной автоцистерны являются всасывающие и напорные рукава, без них невозможно производить работы по тушению пожара, так как они являются средством по доставке огнетушащих веществ в очаг пожара.

Известно, что по прибытию первого подразделения на пожар оно должно установить автоцистерну на водоисточник для обеспечения бесперебойной подачи воды для тушения пожара. В небольшом населенном пункте, в деревне и т.п. чаще всего таким водоисточником является противопожарный пруд, река, озеро. Чтобы установить на гидрант автоцистерну нужны всасывающие пожарные рукава, которые находятся в пеналах на крыше пожарной автоцистерны. Для извлечения всасывающих рукавов из пеналов или трехколенной лестницы с автоцистерны АЦ-3,2-40/4(43253) необходимо воспользоваться специальной рукояткой, хранящейся в левом-переднем отсеке для ПТВ.

Рукоятки одновременно служат рычагами и открывателями фиксаторов механизмов подъема и спуска лестниц и пеналов, а также имеют свой механизм запирания в рабочем положении.

Например, для снятия с крыши автоцистерны трехколенной лестницы следует повернуть вверх левый фиксатор и потянуть за рукоятку, плавно опуская оборудование с крыши.

К основным недостаткам данного механизма можно отнести:

  1. Необходимость применения мускульной силы человека.
  2. Сложность или невозможность осуществления спуска всасывающих рукавов и лестниц одним исполнителем.
  3. Дополнительные потери времени на развертывание ПТВ.
  4. Подклинивание механизма, особенно в зимний период.

Временные затраты на развертывание ПТВ обусловлены, прежде всего тем, что прежде чем приступить к непосредственному спуску пожарно-технического вооружения с крыши автоцистерны, необходимо извлечь из отсека рукоятки, позволяющие осуществить спуск оборудования, что занимает определенный промежуток времени.

Механизм устройства для опускания лестниц и всасывающих рукавов пожарной автоцистерны АЦ3,2-40/4(43253) даже на новых автомобилях иногда имеет свойство подклинивать, что вызывает необходимость пожарному взбираться на крышу автоцистерны и прикладывать физические усилия для восстановления подвижности механизма. Данные действия приводят не только к потере драгоценного времени при развертывании ПТВ, но и к риску получения травмы пожарным при падении с высоты (с крыши автомобиля).

Все вышеперечисленные недостатки существующего устройства для опускания всасывающих рукавов и лестниц пожарной автоцистерны АЦ3,2-40/4(43253) могут приводить к потере драгоценного времени при тушении пожара, а также к травматизму личного состава. Поэтому, чтобы повысить надежность работы, рассматриваемого механизма пожарной автоцистерны АЦ3,2-40/4(43253) предлагается внести в его конструкцию некоторые изменения. Модернизация заключается в установке на уже существующую конструкцию устройства электропривод, как показано на рисунке 1 и 2 [2].

Вид устройства для спуска всасывающих рукавов и лестниц пожарной автоцистерны АЦ3,2-40/4(43253) с установленным приводом.
Рисунок 1. Вид устройства для спуска всасывающих рукавов и лестниц пожарной автоцистерны АЦ3,2-40/4(43253) с установленным приводом.
Конструкция привода: 1 — мотор-редуктор; 2 — зубчатое колесо; 3 — зубчатая рейка; 4 — переключатель концевой
Рисунок 2. Конструкция привода: 1 — мотор-редуктор; 2 — зубчатое колесо; 3 — зубчатая рейка; 4 — переключатель концевой

Предлагаемая конструкция привода состоит из зубчатой передачи (зубчатая рейка и зубчатое колесо) и мотор-редуктора (см. рис. 2). Достоинствами предлагаемого привода являются: простота конструкции, обеспечение стабильной скорости работы, точное позиционирование и плавное регулирование, высокий КПД, простота объединения в синхронизированные системы (подъема или перемещения), низкий уровень шума, экологичность и что немаловажно стабильная работа при относительно высоких и низких температурах. Однако стоит помнить и о недостатках такого привода, а именно: электромагнитное поле от электродвигателя, может создавать помехи в сетях управления или связи, также возможен перегрев электродвигателя при длительной работе [1,3] . Мотор-редуктор приводиться в действие при помощи электроэнергии, вырабатываемой генератором работающего автомобиля. Зубчатая передача, обеспечит плавное (без проскальзывания) перемещение ПТВ в положения опущено или поднято. Для остановки устройства в крайних положениях (опущено/поднято) предусмотрены переключатели, установленные на концах зубчатой рейки для отключения мотор-редуктора. Подъем и опускание лестниц и всасывающих пожарных рукавов производится автоматически при нажатии кнопки «СПУСК/ПОДЪЕМ» установленной в отсеке для ПТВ.

В современном, быстроменяющемся мире, использование ручного привода для приведения в действие какого либо механизма, уходит на второй план. В наши дни технологии в машиностроении стремительно развиваются, поэтому функции контроля и управления работой различных устройств и механизмов все больше доверяют автоматике , а не человеку.

Список литературы

  1. Приводы машин: Справочник/В. В. Длоугий, Т. И. Муха, А. П. Цупиков, Б. В. Януш; Под общ. ред. В. В. Длоугого. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л.:Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1982. — 383 с, ил.
  2. Киселев В.В. Развитие технических средств для поведения обслуживания и ремонта пожарной техники. / NovaInfo.Ru. — 2016. — Т. 3. — № 57. — С. 151-156.
  3. Тарабасов Н. Д., Учаев П. Н., Проектирование деталей и узлов машиностроительннх конструкций: Справочник. — М., Машиностроение, 1983. — 239 с, ил.
  4. https://zinref.ru