Использование информационных технологий при изучении английского языка в детском саду

№109-1,

педагогические науки

В статье описан опыт педагога по использованию цифровых образовательных ресурсов в классе с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделяется разработке мультимедийных материалов для детей от пяти до шести лет. Автор приходит к выводу, что эти формы представления или мультфильмы лучше всего подходят для физиологических особенностей восприятия детей этого возраста.

Похожие материалы

Детский сад — это первая ступень образования, а значит на нас лежит огромная ответственность привить культуру учения детям, подготовить их к школьному обучению и осознать смысл необходимости образования. Учитывая все эти задачи, нельзя не учесть технический прогресс и его стремительные темпы, ведь наши воспитанники с младенчества окружены интерактивной средой, и для создания эффективной формы работы с современными детьми, мы должны внедрять в образовательную деятельность технические ресурсы.

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры дошкольников. Информационно-компьютерные технологии прочно вошли в жизнь современного общества, меняют его устои. Оно становится наиболее эффективным средством, содействующим расширению образовательного пространства современного детского сада.

В Высших учебных заведение и в общеобразовательных школах активно идет процесс внедрения информационных технологий на различных этапах образовательного процесса. К сожалению, процесс информатизации не столь активно затронул детские дошкольные образовательные учреждения. Между тем, применение информационных технологий в процессе организованной учебной деятельности в детском саду при работе с детьми старшего дошкольного возраста наиболее точно отвечает стандартам, предъявляемым к качеству современного образования. Использование мультимедийных презентаций как одной из форм информационных ресурсов, доступных педагогу дошкольного учреждения, наиболее полно соответствует специфике образовательного процесса именно в работе с детьми дошкольного возраста. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста, повысить результативность усвоения материала при уменьшении временных затрат.

Информационно-коммуникационные технологии — все более и более важны для детей дошкольного возраста, и они нуждаются в возможностях узнать о его существующем и потенциальном использовании. Информационная технология может быть эффективным учебным инструментом, чтобы заинтересовать детей исследовать идеи, понятия, и вопросы во всех областях программы. Через множество мультимедийных событий они могут учиться взаимодействовать с текстом, визуальном изображении, и звуками при помощи слушания, разговора и рассмотрения. (The Kindergarten Program, 2003)

Самые актуальные информационные технологии: аудио-, видеопроигрыватели, мультимедийные средства, мультимедийные презентации, а также различные виды игр, в которых дети изучают английский как второй язык. Использование информационных технологии в образовательной деятельности английского языка способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированной речевой деятельности дошкольников. В таких случаях развивается два вида мотивации: самомотивация, когда употребляемый материал сам по себе интересен, и мотивация, которая достигается тем, что ребёнку будет заметно, что он может постигать смысл речи на неродном языке, который изучает. Это прибавляет удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Мультимедийная презентация для детей дошкольного возраста имеет свою специфику. В силу того, что у детей не сформирован навык чтения или сформирован слабо, презентация может включать в себя минимум текстовой информации. Текстовый материал может быть представлен в виде названий слайдов или кратких вопросов к слайду. Буквы могут быть яркими и крупными, легко читаемыми, составляющие контраст по отношению к фону, чтобы дети, осваивающие навык чтения, могли самостоятельно прочитать слова. Основное содержание слайдов должно состоять, прежде всего, из аудиовизуального ряда, подборки фотографий, видео или серии предметных картинок, что в наилучшей степени будет развивать мышление детей дошкольного возраста. К ним можно прибавить сказочных персонажей, которых дети знают хорошо. К тому же, надо дать детям возможность описать их любимых или отрицательных персонажей. Например: «Красная Шапочка» (Little Red Riding Hood), «Гадкий утёнок» (The Ugly Duckling), «Спящая красавица» (Sleeping Beauty), «Белоснежка» (Snow White), «Буратино» (Pinocchio), «Питтер Пэн» (Pitter Pan) и т.д.Таким образом, можно спросить детей какие они (What kind of character are they?) и почему они им нравятся или наоборот (Why do you like or dislike them?). К концу дошкольного возраста (примерно с 6 лет) зрительное восприятие становится более организованным, способствует осознанному формированию зрительного образа, включает в анализ и обработку зрительной информации головного мозга. В этом же возрасте повышается произвольность внимания. Это раскрывает более широкие возможности для использования информационных ресурсов на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Мультимедийные презентации являются наиболее эффективной формой подачи материала, позволяют педагогу подобрать материал исходя из цели и задач занятия в соответствии с возрастной группой и уровнем развития детей дошкольного возраста, а также предоставляют педагогу огромные возможности для творческой самореализации.

Детям гораздо интереснее слушать или смотреть сказку или рассказ, а не обучающую программу. Они очень быстро схватывают визуально то, что они видели и слышали в видео, и начинают изучать язык быстрее и даже говорить сами. Этот метод подразумевает регулярный и глубокий контакт ребенка с английским языком. Детское подсознание необычайно восприимчиво, и если даже сейчас не видно ярко выраженного результата, то через год или два вполне можно столкнуться с необычайно развитыми лингвистическими способностями ребенка.

Для изучения английского языка при помощи аудиосказки, когда словарный запас ребёнка достигнет нескольких десятков слов и с помощью аудиосказок на английском языке можно разнообразить непосредственную образовательную деятельность. Аудиосказка, как нельзя лучше подходит для обучения иноязычному общению дошкольников. С одной стороны, она является стимулом для развития познавательных, мыслительных способностей, с другой стороны, позволяет расширить кругозор ребенка, познать через язык другую страну, его народ и культуру. Аудиосказки являются превосходным способом для изучения английского языка дошкольного возраста. Начиная с крохотных английских рассказов. Например, такие сказки как «Three little kittens», «Goldilocks and the three bears», или «Three Little Pigs». Крайне важно, чтобы суть аудиосказки была понятна, иначе ребенок быстро потеряет интерес. А непосредственная образовательная деятельность без интереса не будет настолько плодотворной и эффективной. Чтобы сделать прослушивание английских аудиосказок более интересным, можно подготовить детям на эту сказку раскраски. Но рисовать в процессе прослушивания получится в том случае, если ребёнку хотя бы немного знаком сюжет сказки. Детям раздаются карандаши и бумаги в том случаи, когда сказка слушается во второй или третий раз. В ходе рисования у ребенка образуются совместные связи с услышанным. Вольно или невольно, английские слова запоминаются, сочетаясь с изображаемым на рисунке сюжетом. Заодно, мы обращаем внимание, умеет ли ребёнок одновременно слушать и рисовать услышанное.

Видеофильмы или мультфильмы, в которых ассоциируются сказки, являются изучением английского языка детьми дошкольного и младшего возраста с использованием коммуникативного метода обучения. Программный материал является привлекательным и заманчивым для ребенка, но в то же время образовательным. Сказки как «Золушка», «Три поросёнка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» с переводом на английский могут послужить средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса и могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка.

Мультфильмы помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки английской речи. Регулярное повторение просмотра мультфильма на английском языке — если ребенку понравился мультипликационный фильм, он будет готов его смотреть раз за разом, пока не выучит его наизусть. Ребёнок с удовольствием будет повторять фразы героев. Мультфильмы состоящие из сказок, помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки английской речи.

Таким образом, использование информационных и различных коммуникативных технологий в непосредственной образовательной деятельности в английском языке, помогают приблизить естественную языковую среду и понимать живую английскую речь. Различные информационно-коммуникационные технологии, такие как, мультимедийные презентации, аудиосказки, видеофильмы или мультфильмы считаются интерактивными средствами для обучения английскому языку и развития коммуникативной компетенции у дошкольников современного мира.

Список литературы

  1. The Kindergarten Program / Published by the Ontario Ministry of Education. — Ontario, 2003
  2. Дошкольник и компьютер: медико–гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Изд-во Моск. психол.–соц. ин-та; Воронеж 2004.
  3. Электронный научный журнал Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. URL: http://journal.kuzspa.ru/