Эффект обманутого ожидания в рассказах для взрослых Роалда Дала

№108-1,

филологические науки

Роалд Дал — замечательный мастер слова. Произведения создателя, по его личным словам, представляются как безоговорочный вымысел, невообразимый с точки зрения реальной действительности (Roald dahl is the lucky Break). С иной стороны в его рассказах все же отражена реальность, отношения между людьми, их пороки и добродетели, борьба между добром и злом.

Похожие материалы

Жанр произведений Роалда Дала уникален. Чаще всего его краткие рассказы (short stories) называют психологическими, иногда с элементами детектива, в качестве основного признака которого является наличие некоторой загадки. Газета “sunday tribune” выделяет надлежащую характеристику данным произведениям: «dahl’s stories are masterful, brief, punchy, with a devestating mixture of the innocence and macabre (which) summed up the brittle, sceptical, uneasy civilization in which he wrote” [4].

Можно сказать, что рассказы Роальда Дала полны волшебства, загадок и напряжения. Усилие в рассказах этого автора сохраняется буквально до заключительной точки в произведениях. Издание financial times сообщает надлежащее: «roald dahl is firmly buttonholing the reader, not allowing him or her to escape until the often earthy anecdote has been concluded with a resounding full stop» [3]. Этим образом, Роальд Дал вдохновляет читателя принимать активное участие в прочтении текста — возводит предположения, догадки, выводы, задумываться над вечными проблемами добра, зла и стать таким образом соавтором. Так, к примеру, в рассказе «the swan» мальчугану удается спастись благодаря чуду от своих взрослых мучителей, но при данном автор заставляет читателя теряться в догадках, будет ли наказано зло.

Спасаясь от своих мучителей, мальчик улетает на крыльях лебедя, привязанных к детским рукам его мучителями, и добирается до дома: «some people when, when they have taken too much and have been driven beyond the point of endurance, simply crumble and give up. there are others, though they are not many, who will for some reason be unconquerable… little Peter Watson was one of these. …. three different people reported seeing a great white swan circling over the village… and that morning, Mrs Watson, who was washing up some dishes in her kitchen sink, happened to glance up through the window at the exact moment when something huge and white came flopping down on to the lawn in her back ground. she went down on her knees beside the small crumpled figure of her only son… and while she was waiting for help to come, she fetched a pair of scissors and began cutting the string that held the two great wings of the swan to her son’s arms» [1, 49]. Автор держит читателя в напряжении, а потому что начало рассказа довольно близко к реальности, то не остается сомнений, что маленький мальчишка или упадет и, без сомнения, погибнет, его постигнет участь убитого истязателями лебедя, или же спустится с дерева и отомстит своим обидчикам. Но случается волшебство: малыш превращается в белого лебедя и долетает до дома. В этом рассказе реализуется стилистический способ — эффект обманутого ожидания, когда автор заранее направляет читателя в ложном направлении.

Эффект обманутого ожидания считается одним из излюбленных приемом прозы Роалда Дала. Возможно обозначить, собственно что рассказы Роалда Дала характеризуются некоторой неопределенностью, так как читатель может сделать однозначный вывод о своих предположениях, лишь только прочтя произведение до конца.

Одной из особенностей современного «короткого» фабульного рассказа (a plot story) является то, что развязка в нем не всякий раз носит окончательный характер. Это можно объяснить тем, что в реальной жизни ситуации с концовкой «и жили они долго и счастливо» крайне редки, о чем свидетельствуют большинство рассказов Роальда Дала. Конец большинства его произведений — это не развязка, не конец истории, а приглашение к размышлению. В своих рассказах Роальд Дал выделяет читателю возможность самому решить, как завершится та или иная история, самому сделать определенные выводы и искать подтверждения им в тексте, вновь и вновь возвращаясь к нему, «работая» над фабулой произведения.

Сюжет в этом случае можно толковать как заговор, использующий все способы, чтобы вызвать у читателя заинтересованное ожидание на уровне фабулы. По словам этого автора, по мере движения фабулы читатель включается в сотрудничество, пробую предвидеть грядущие действия и состояния. К примеру, в рассказе Роалда Дала «a Man from the south» главная сюжетая линия — это пари основных персонажей, ставками которого считаются машина-кадиллак и мизинец одного из героев. Когда мужчина заносит нож над пальцем юноши, читатель ожидает, что последний сейчас лишится своего мизинца. Этот прогноз осуществляется на уровне фабулы и опровергается лишь в самом конце текста.

Говоря о фабуле текста, нужно обозначить роль начала и конца произведения при его интерпретации. В тексте «короткого» рассказа началу и концу повествования отводится особая роль: они являются главными опорными пунктами во внутренней организации художественного произведения. Заголовок, будучи начальным элементом художественного текста, готовит читателя к тому, что будет происходить в рассказе.

Довольно нередко автор направляет своего читателя по ложному пути, пытаясь привлечь максимальное внимание последнего к фабуле, заставить его задуматься об описываемых в рассказе событиях, а по прочтению вернуться к заголовку и как бы заново проанализировать текст и всю информацию, которая в нем содержится. Это содействует реализации эффекта обманутого ожидания. Почти все заголовки коротких рассказов Роалда Дала как раз построены по данному принципу, реализуя и некоторые другие стилистические приемы (метафора, аллюзия, литота, метонимия и другие), вызывающие у читателя конкретные ассоциации: — edward the conqueror — в рассказе речь идет вовсе не о завоевателе, а о мужчине, который держит под контролем собственную супругу и всегда поступающем по-своему; — galloping foxley — прилагательное «galloping» чаще всего относится к лошадям, но речь в рассказе идет вовсе не о животных, а о мальчике-старшекласснике, издевающимся над учащимися младших классов; — the Way up to heaven — в рассказе речь идет не о каком-то пути на небо, а о даме, убившей своего мужа тем, что не оказала ему помощь, когда тот застрял в лифте; — genesis and catastrophe — в рассказе нет ничего, чтобы говорило о катастрофе, не считая упоминания в эпиграфе, что это невымышленный рассказ, а в конце дано имя “frau hitler”, которое указывает на рождение диктатора; — Pig — в рассказе нет ни одного упоминания свиньи, лишь в самом конце главного героя убивают на скотобойне вместе со свиньями; — Серия рассказов «claud’s dog», в которой собака является лишь связующим элементом, а речь идет о различных событиях, за которыми смотрят человек и его собака. Конец текста не лишь только одобряет или же отрицает предвосхищение событий, возникающее у читателя по мере прочтения текста рассказа, но еще и подтверждает общую систему читательских гипотез, которая формируется относительно конечной истории фабулы. Предоставленная догадка помогает трактовать содержательно-подтекстовую информацию, заложенную автором: никогда не совершать непродуманных поступков.

Таким образом, одной из индивидуальностей творчества Дала является нередко использование стилистического приема эффекта обманутого ожидания, который всецело соответствует решаемым автором задачам: возбудить у читателя интерес к происходящему в рассказе, апеллируя не только к его разуму, но и к эмоциям, заставляя читателя «работать» над предполагаемым сюжетом совместно с самим автором.

Список литературы

  1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. — М.: Академический проект, 2004. — 464с.
  2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс.1989. — 615 с.
  3. Pullman P. What’s the story? //financial times, october 1st 2004.
  4. McInerney s. no stranger to fiction//sunday tribune, July 13th 2008.
  5. Dahl R. “the Wonderful story of henry sugar and six More”, Penguin books, 2003, 120p.