Правовая сущность контракта о прохождении военной службы

№111-1,

юридические науки

Статья посвящена исследованию контрактной формы исполнения воинской обязанности. На основе изучения мнений ученых, анализа норм административного, трудового и военного права, высказан ряд суждений, связанных с понятием и содержанием служебного контракта военной службы.

Похожие материалы

По своей конструкции контракт о прохождении военной службы представляет собой двусторонний административный акт. Данный признак отличает его от иных правовых форм реализации компетенции субъектов публичной власти, которые представляют собой одностороннее действие властных субъектов.

Контракт о прохождении военной службы основан на добровольном волеизъявлении сторон. Вместе с тем, добровольность не означает юридическое равенство сторон, поскольку административный договор изначально основан на отношениях власти — подчинения, одна из сторон договора наделена властными полномочиями.

Обязательной стороной административного договора является орган государственной исполнительной власти (его представитель). Контракт о прохождении военной службы заключается от имени Российской Федерации Министерством обороны, либо федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором предусмотрена военная служба.

Контракт о прохождении военной службы основывается на нормах административного права. Трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. С другой стороны, имущественный характер военно-служебные отношения имеют только в редких случаях (например, выплата военнослужащим денежного довольствия), и они основаны на нормах административного права, и нормы гражданского законодательства к ним неприменимы.

Контрактом о прохождении военной службы регулируются отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти).

В ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 79 — ФЗ под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, которые определяют их правовой статус как государственных служащих.

Правовое основание, которое регулирует и устанавливает правовые отношения военнослужащего с государством в процессе прохождения гражданином воинской службы в Вооруженных Силах, пограничных войсках и пограничных органах Федеральной службы безопасности РФ на добровольной основе — это контракт о прохождении военной службы.

Необходимо отметить, что в литературе понятие «контракт» довольно часто отождествляют с понятием «договор». Однако особенности воинской службы становятся основными факторами разграничения данных терминов друг от друга. Контракт о прохождении военной службы регламентирует процесс прохождения специального вида военной службы, государственной службы. Различные авторы правовой науки имеют разные представления о правовой основе контракта о прохождении военной службы.

«Так, А.Т. Вахидов считает, что контракт представляет собой самостоятельный договор, который не является разновидностью какого-либо договора, который известен в юридической науке, кроме того указывает на отсутствие целесообразности применения термина «контракт», а также предлагает заменить его на термин «договор» [6, с. 40].

Необходимо отметить, что практическое применение военного законодательства в работе органов военного управления свидетельствует о том, что определения понятий «договор» и «контракт» имеют одинаковое значение, а это значит, что данные понятия могут быть использованы как тождественные.

По мнению Д.В. Алексина, контракт имеет отношение к межотраслевой группе договоров и является составной частью трудовых договоров.

«Проведенный автором сравнительный анализ правового вопроса содержания контракта о прохождении военной службы показывает следующее:

  1. Контракт имеет юридическую основу, а также устанавливает различные правоотношения, такие как воинские или трудовые.
  2. Контракт заключается между стороной представителя федерального органа исполнительной власти, в котором устанавливается военная служба и военнослужащим (гражданином Российской Федерации либо гражданин иностранного государства). Представителем пограничных войск и пограничных органов в процессе осуществления заключения контракта является командир воинской части (соединения).
  3. Условия расторжения и заключения контракта регламентируется военным законодательством и подзаконными ведомственными нормативно-правовыми актами.
  4. Возраст, который необходим для заключения первого контракта о прохождении военной службы, установлен с 18 до 40 лет, максимальный возраст для прохождения военной службы имеет зависимость от воинского звания военнослужащего и заключается в промежутке 45–65 лет.
  5. Заключение контракта допускается лишь на срочной основе: десять, пять или три года, или на время устранения чрезвычайной ситуации.
  6. При заключении контракта не предусмотрено прохождение испытательного срока» [5, с. 54].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что контракт о прохождении военной службы регулирует иные правоотношения, предусматривает специальные условия при его заключении и в силу этих обстоятельств не может признаваться разновидностью трудового договора. Контракт следует рассматривать как особый вид договора. Следовательно, можно сказать, что контракт о прохождении военной службы регулирует различные правоотношениях, а также предусматривает определённые условия при его заключении. В силу данных обязательств, контракт не может признаваться разновидностью трудового договора, его следует рассматривать как особый вид договора. Также, необходимо отметить, что при определении условий контракта, обязательно следует учитывать общие положения трудового и гражданского законодательства. Без них невозможно в полной мере раскрыть все условия контракта. На сегодняшний день, законодатель, при определении условий, учитываемых в контракте ограничивает указанием только лишь на обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых установлена военная служба, а течении определенного срока, указанного в контракте, а также на права гражданина и права всех членов его семьи для получения льгот, компенсаций и гарантий, которые установлены как законодательными, так и иными нормативными актами РФ, которые определяют положение и статус военнослужащих, а также процесс прохождения военной службы [8, с. 191].

Федеральный закон от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» гласит, что: «посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд» [1].

«Таким образом, прохождение военной службы представляет собой особую разновидность трудовой деятельности, которая имеет свою определенную специфику (военная служба — это особый вид федеральной государственной службы; регламентируется военным законодательством; обладает особым предназначением и т.д.). Выполнение перечисленной деятельности осуществляется, в частности, в ходе прохождения военной службы по контракту» [8, с. 194].

Таким образом, Федеральный закон № 79-ФЗ достаточно противоречив в том плане, что в ч. 4 ст. 24 Федерального закона № 79- ФЗ устанавливается: испытание при поступлении на гражданскую службу может быть установлено в служебном контракте [3]. Представленное существенное условие служебного контракта не требуется по закону, а только возможно по соглашению сторон служебного контракта. Согласно ст. 27 Федерального закона № 79-ФЗ установлено обратное: испытание при поступлении на гражданскую службу может быть указано в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте. Таким образом, очевидно, что данные статьи противоречат друг другу, в силу того, что они одновременно относят испытание, как к законному существенному условию служебного контракта, так и к договорному.

К сожалению, военнослужащие, нуждаясь в особой защите своих прав и социальных льгот, проходят службу по контрактам, в которых их права явно не обозначены. Правда, в тексте типового контракта, форма которого приведена в Положении о порядке прохождения военной службы [4], закреплено положение о том, что орган военного управления обеспечивает соблюдение прав военнослужащего, заключившего контракт, и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством. Однако такую формулировку вряд ли можно считать удачной и поэтому она подвергается справедливой критике со стороны представителей правозащитных организаций, так как права военнослужащих, не будучи ясно сформулированными и точно выраженными в тексте контракта, не могут быть эффективно защищены. Дальнейший анализ контракта о прохождении военной службы позволяет сделать вывод о его юридической неполноте в связи с отсутствием в нём дифференциации по условиям и месту службы, что, несомненно, снижает его юридическое значение.

Надо отметить, что государство, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера.

Несмотря на то, что военно-служебная деятельность и социальное обеспечение военнослужащих строго дифференцированы, сами военнослужащие, заключая при поступлении на военную службу контракт с военным ведомством, по сути, лишены права выбора. Они не могут знать, какие обязанности военной службы им предстоит в дальнейшем выполнять, хотя в текст контракта входит обязательство гражданина добросовестно исполнять как общие и специальные, так и должностные обязанности.

Важнейшие положения контракта о прохождении военной службы носят отсылочный характер, при этом основные нормативные правовые акты, регулирующие военно-служебные отношения, в его тексте не названы. Всё это приводит к постоянным нарушениям прав военнослужащих со стороны органов военного управления, о чем регулярно сообщают средства массовой информации.

Надо заметить, что до 1998 года граждане РФ при поступлении на военную службу по контракту заключали с военным ведомством один из следующих видов контрактов:

  1. О прохождении военной службы в кадрах ВС РФ, других войск, органов внешней разведки или федеральных органов государственной безопасности;
  2. О прохождении военной службы в кадрах конкретной воинской части;
  3. О прохождении военной службы на конкретной должности в конкретной воинской части [2].

Представляется, что такая система позволяла в большей степени учитывать интересы граждан. Поэтому было бы целесообразным к ней вернуться, добавив сюда дифференциацию не только по конкретным должностям и воинским частям, но и по месту военной службы.

Предполагается, что военнослужащие, направляемые в районы Крайнего Севера и другие местности с неблагоприятными климатическими условиями, в районы проведения контртеррористических операций, а также за пределы Российской Федерации должны подписывать контракты, срок действия которых должен быть ограничен сроком нахождения в указанных районах и местностях.

Сказанное позволяет констатировать, что большая дифференциация контрактов о прохождении военной службы позволит гарантировать соблюдение интересов военнослужащих.

Кроме того, определённость в правах и обязанностях сторон также отвечает потребностям федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и Вооружённых Сил в целом, поскольку пребывание на военной службе граждан, чьё отношение к дальнейшему её прохождению изменилось, способно негативно сказаться на обороноспособности государства, поскольку такие военнослужащие не имеют мотивации к добросовестному воинскому труду.

Поэтому в содержание контракта о прохождении военной службы должны включаться условия, свойственные всем соглашениям о труде и определяющие срок действия контракта: место службы и воинская должность, права и обязанности сторон; размер оклада по воинской должности и по воинскому званию, перечень месячных и иных дополнительных выплат, а также порядок их индексации. Права и обязанности военнослужащего и федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, в его тексте либо излагать полностью, или, если их объем слишком велик, включать в текст контракта в отсылочной форме с указанием на конкретные правовые акты, содержащие соответствующие положения.

Одной из ключевых проблем правового регулирования военной службы по контракту является вопрос материального стимулирования и социальной обеспеченности военнослужащих. Решение данного вопроса напрямую сопряжены с проблемами комплектования военной службы личным составом и повышением привлекательности военной службы и поэтому нуждается в постоянном внимании.

Развитие законодательного обеспечения военной службы по контракту должно осуществляться по следующим основным направлениям:

  • определение в действующем законодательстве внутриорганизационной деятельности Вооруженных сил и других частей военной организации России посредством исполнения военной службы по контракту;
  • закрепление позитивным правом понятия военной службы по контракту, отражающим её административно-правовую природу и содержание, особенности, а также место в системе государственной службы России;
  • последовательное решение действующим законодательством правовых проблем административно-правового регулирования военной службы по контракту в целях устранения его противоречивости, фрагментарности и правовых пробелов;
  • совершенствование механизма защиты прав и законных интересов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • совершенствование системы социальных гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • установление новых предельных возрастов состояния на действительной военной службе для лиц, проходящих военную службу по контракту;
  • повышение материального благополучия и морального духа военнослужащих.

Использование зарубежного опыта не может и не должно становиться основным направлением в формировании системы российских норм, регулирующих права военнослужащих и механизм реализации их защиты ни на текущем этапе реорганизации Вооруженных Сил, ни в последующее время. Необходимо сохранить оптимальные действующие собственные модели защиты прав военнослужащих по контракту, соответствующие социально-экономическим условиям, традициям, национальным особенностям Российской военной службы. Одновременно с этим создавать новые нормы, используя зарубежный опыт в выдвижении новых идей и разработке дальнейших путей совершенствования системы и механизма защиты военнослужащих по контракту, ветеранов и их семей.

Административно-правовое регулирование военной службы должно осуществляться по принципу неукоснительного исполнения военнослужащим приказов и распоряжений командования, что является инструментом защиты государственных границ и сохранения суверенитета страны.

Список литературы

  1. О статусе военнослужащих: федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства РФ. — 1998. — № 22. — Ст.2331.
  2. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
  3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ [Текст] // Российская газета. — 2017. — 4 августа.
  4. Вопросы прохождения военной службы [Текст]: Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 8.10.2017) // СЗРФ. — 1999. — № 38. — Ст. 4534.
  5. Алексин, Д.В. Контракт о прохождении военной службы [Текст] / Д.В. Алексин // Право в Вооруженных Силах. — 1999. — № 1. — С. 59.
  6. Вахидов, А.Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации [Текст] / А.Т. Вахидов: дис. … канд. юрид. наук. — М., 1996. — С. 98–140.
  7. Пахомова, Г.А., Понятие и особенности служебного контракта [Текст] / Г.А. Пахомова, Э.Ю. Пахомов // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 637-639.
  8. Савин, И.Г. Особенности реализации военнослужащими права на образование в части, касающейся поступления в образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования, и обучения в них [Текст] / И.Г. Савин // Право в Вооруженных Силах. — 2015. — № 3. — С. 15 — 23.
  9. Севрюгин, А.А. Правовые аспекты содержания контракта о прохождении военной службы [Текст] / А.А. Севрюгин. — Сборник научных статей магистрантов, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» / отв. ред. В.А. Захарова; Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА. — М.: МФЮА, 2018. — 248 с.