Перспектива развития экономики РК

№15-1,

экономические науки

В этой статье автор научно описывает развития экономики РК в рыночной системе.

Похожие материалы

Выйдя из Союза, Казахстан унаследовал монополизированную, милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на началах приоритетности производства социально значимой продукции.

Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенно изменяться в пользу первого, но все таки предстоит длительный период их сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями будет неизбежен в течение довольно долгого срока.

Хотя попытки смоделировать новую парадигму казахстанской экономики на основе смешанной экономики и социально ориентированного рыночного хозяйства можно признать некоторым нарушением классического подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояние постсоциалистической экономики никогда не переживали. Наши же соседи по бывшему социалистическому содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантные способы переустройства экономики, что предлагаемый вариант представляется чуть ли не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения модели экономического развития являются настолько динамичными и быстротрансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости весьма отдаленно напоминают исходное состояние.

Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практики рынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду прежде всего так называемый социально ориентированный рынок. Представляется, что “под крышей” этого определения уже сегодня успешно уживаются модифицированные неолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика.

Именно социально ориентированный рынок сможет, с одной стороны, “удержать” казахстанскую экономику в русле общецивилизационных закономерностей рынка, а с другой - оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.

За эти годы проведены коренные преобразования в экономике, обеспечившие становление рыночных отношений и последовательную интеграцию страны в мировую экономику. Казахстан стал одним из лидеров в СНГ и Восточной Европе по привлечению иностранных инвестиций. Идет процесс реформирования социальной сферы, осуществлена пенсионная реформа.

Республика располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом.

В настоящее время выпуск промышленной продукции осуществляют более 2700 предприятий, где трудится 812 тысяч человек, или около трети всех занятых в сфере материального производства.

К числу ведущих отраслей промышленности относятся цветная и черная металлургия. Благодаря своему высокому уровню качества пользуются спросом и конкурентоспособны на мировом рынке казахстанская медь, свинец, цинк и кадмий.

Казахстан является крупным топливно-энергетическим регионом. Развитие электроэнергетической отрасли предусматривает достижение в ближайшие 5-10 лет экономически обоснованного уровня энергетической независимости Казахстана и опережающего развития собственных генерирующих мощностей.

По запасам нефти Казахстан опережает многие нефтедобывающие страны. В республике сейчас имеются 172 нефтяных, 42 конденсатных и 94 газовых месторождения с разведанными извлекаемыми запасами нефти и кондентсата 2,8 млрд.тонн, газа - 1,9 трлн.кубических метров.

Ускорение развития нефте- и газопроводных систем с целью обеспечения республиканских нефтеперерабатывающих заводов казахстанской нефтью, крупных промышленных и административных центров газом, строительство экспортных нефтепроводов для создания возможности экспорта казахстанской нефти на мировой рынок позволит увеличить производство нефти с 20 млн.тонн в 1995 году до почти 40 млн. тонн в 2003 году и 120-170 млн.тонн в 2014 году.

Рост объемов производства наблюдается в 7 регионах республики: Западно-Казахстанской (106,6%), Карагандинской (106,5%), Мангистауской (102,9%), Кызылординской (102,1%), Южно-Казахстанской (101,4%), Атырауской (101,1%), областях и г.Алматы (100,1%).

В переработке сельскохозяйственных продуктов обеспечен рост производства мясных консервов (в 6,4 раза), мяса птицы (в 3,4 раза), масла растительного (в 2,1 раза), фруктовых и овощных соков (в 1,7 раза), сыра и творога (в 1,4 раза), молока и сливок (на 14,5%), кондитерских изделий (на 10,6%), сливочного масла (на 9,2%), маргарина (на 6,8%), минеральной воды (на 3,1%).

В текстильной и швейной промышленности в этот же период возросло производство шерстяной пряжи (в 4,9 раза), предметов одежды из меха (в1,5 раза).

В химической промышленности возобновлен выпуск кислоты фосфорной, полимеров стирола, увеличено производство фосфорных (в 2 раза) и азотных (в 1,2 раза) удобрений, лаков и красок (в 1,2 раза).

В строительной индустрии обеспечен рост производства кирпича - в 2 раза, камня для строительства - в 1,6 раза, стеклотекстолита - в 1,4 раза, труб асбестовых - в 1,2 раза.

В металлургической промышленности и обработке металлов произошел рост производства ферросплавов на 34,2%, слитков из нержавеющей стали на 29,7%, чугуна на 19%, плоского проката из железа и стали на 5,9%.

В цветной металлургии увеличен выпуск сплавов на основе меди и олова в 1,9 раза, свинца необработанного на 17,1%, аффинированной меди на 5,7%, черновой меди на 3,4% цинка на 4,8%.

В производстве машин и оборудования увеличился выпуск жаток рядковых в 3,4 раза, огнетушителей в 1,4 раза.

В производстве электрического и электронного оборудования наблюдается рост производства электродвигателей малой мощности в 3,5 раза, электрических аккумуляторов в 1,6 раза, светильников и осветительных устройств в 1,3 раза.

Первый этап охватывает пе­риод с 1992г. по ноябрь 1993г., - начало коренной трансформа­ции экономических отношений в условиях отсутствия собственной валюты. Экономика республики в этот период во многом зависе­ла от решений, принимаемых в России, Правительство Казахста­на практически не имело рыча­гов влияния на макроэкономи­ческую политику. Высоких тем­пов достигла инфляция. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составлял в конце 1992г. 3060%, 1993г. - 2265%.

Второй этап рыночных пре­образований в стране начался с введения в ноябре 1993г. нацио­нальной валюты и формирова­ния собственной макроэкономи­ческой политики. Он характери­зовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогооб­ложения, бюджетной и банков­ской сферах, внешнеэкономиче­ской деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, разви­тия рынков и рыночной инфра­структуры. В результате прове­дения достаточно жесткой анти­инфляционной политики уда­лось добиться первых сущест­венных результатов по финансо­вой стабилизации, довести ин­декс потребительских цен (к де­кабрю предыдущего года) до 1258% в 1994г., 160,3% - в 1995г. и 128,7% - в 1996г., отно­сительно укрепить валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и не­сколько оживить производство в ряде экспортоориентированных отраслей промышленности.

Главным результатом второго этапа реформ стала принципи­ально новая экономическая си­туация, в результате которой процесс трансформации адми­нистративно-командной эконо­мики в рыночную принял нео­братимый характер на основе ключевых системных преобразо­ваний. К их числу можно отнести следующие.

Было осуществлено сокращение форм государственной регла­ментации хозяйственной жизни наряду со все более расширив­шимся использованием рыноч­ных регуляторов социально-эко­номических процессов, либера­лизацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно ста­бильного валютного режима, развитием биржевой торговли. Началась практическая реализация принципов свободного це­нообразования с использовани­ем механизма государственного регулирования по весьма огра­ниченному кругу продукции, ра­бот и услуг.

Изменилась общая экономичес­кая среда, начали создаваться условия для развития рыночно ориентированных хозяйственных структур, становления и расши­рения основ многоукладной эко­номики, формирования эффек­тивных и ответственных собст­венников, путем проведения широкомасштабной приватиза­ции. Также происходило разви­тие предпринимательства, мало­го и среднего бизнеса, в респуб­лике формировалась среда здо­ровой рыночной конкуренции.

За короткий срок в экономике республики сформи­ровалась основа рыночной ин­фраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и стра­ховых компаний, бирж, ауди­торских фирм и других объек­тов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помо­гать им в сбыте произведенной продукции, повышении надеж­ности функционирования и уменьшении коммерческих рис­ков. Расширялось и совершенст­вовалось законодательство, ре­гулирующее отношения на рын­ках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных и других институтов рыночной экономики обуслови­ло соответствующие сдвиги в структуре производства валово­го внутреннего продукта (ВВП) страны, где последовательно рос удельный вес стоимости услуг.

Трансформация экономической системы позволила в достаточно короткий срок сба­лансировать спрос и предложе­ние и достигнуть определенного равновесия на потребительском рынке. На рынке товаров потре­бительского назначения обеспе­чено необходимое насыщение.

Успехом завершились предпри­нятые государством меры по до­стижению финансовой стабили­зации, что нашло отражение в снижении темпов инфляции и процентных ставок финансового рынка (в течение 1995г. ставка рефинансирования Националь­ного банка снизилась в 3 раза, составив к концу года 52,5%), динамично увеличивались золо­товалютные резервы государст­ва, продемонстрировал относи­тельную устойчивость курс наци­ональной валюты. Положитель­ные тенденции развития эконо­мики нашли отражение в пока­зателях сальдо внешнеторгового оборота и дефицита государст­венного бюджета, финансирова­ние которого стало осуществ­ляться неинфляционными мето­дами. Наметились тенденции стабилизации производства в ряде отраслей промышленности.

Второй этап реформирования экономики, ввиду осуществлен­ных коренных институциональ­ных преобразований, заложил основу для стабилизации и фор­мирования положительных тен­денций в развитии социально-экономических процессов наци­ональной экономики.

Третий этап экономических преобразований (1998-2003гг.) характеризуется относительной стабильностью положительной динамики основных макроэко­номических показателей (увели­чение ВВП, объемов промыш­ленного производства, инвести­ций). В то же время мировой и российский финансовый кризис 1998-1999гг. оказал негативное влияние на поступательное раз­витие экономики Казахстана. Вследствие неблагоприятной коңюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстан­скую продукцию в 1999г. было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002г. национальная валюта подверглась существенной де­вальвации. Со всей очевиднос­тью проявилась зависимость экономики республики от коле­баний цен на мировых товарно-сырьевых рынках и экономичес­кой ситуации в других государ­ствах. Актуализировались про­блемы развития обрабатываю­щей промышленности, поддерж­ки отечественных товаропроиз­водителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных на преодоление сырьевой ориента­ции хозяйственного комплекса.

Решение данных проблем на­шло свое выражение в сущест­венном углублении институцио­нальных преобразований на третьем этапе реформ. Значи­тельно расширилась норматив­но-правовая база экономичес­ких процессов, был принят ряд программных документов, спо­собствующих развитию наиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по прибли­жению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывше­го СССР, стали осуществляться структурные преобразования от­дельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном пла­не, сфер экономики:

  • создание принципиально новой пенсионной системы, ориентированной на персонализацию пенсионных средств граждан в системе накопитель­ных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;
  • переход на рыночные меха­низмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оп­латой потребителями стоимости услуг, наряду с совершенствова­нием системы государственной поддержки малообеспеченных граждан;
  • внедрение рыночных меха­низмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;
  • совершенствование про­цессов приватизации и управле­ния государственной собствен­ностью;
  • принятие комплекса мер по поддержке отечественных това­ропроизводителей и развитию импортозамещения, что позво­лило начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;
  • углубление реформ в фи­нансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление оте­чественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (со­здание фонда гарантирования вкладов в банках второго уров­ня, реформы на страховом рын­ке);
  • решение о формировании Национального фонда Республи­ки Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений це­новой коңюнктуры мировых рынков;
  • создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования ин­вестиционных проектов;
  • принятие нового Налогово­го кодекса, который формирует налоговую систему, направлен­ную на стимулирование отечест­венных производителей и ожив­ление экономики.

Работа Президента нашей страны Н.А. Назарбаева "Казахстан 2030" опубликованная в октябре 1997 года вызвала большой резонанс в нашем обществе.

В Послании были даны наметки научного анализа реальных шагов углубления рыночных преобразований с учетом того, что исторически Казахстан является сердцевиной Евразийского континента. Нам предоставлена судьбой задач огромной важности - возродить древнее государство казахов тесном содружестве со всеми представителями наций народностей, населяющих территорию Казахстана, и использовать геополитические позиции Казахстана для динамичного экономического роста, духовного возрождения народа.

В Послании Главы государства отмечены не только целесообразность средства достижения ближайших задач, но и конкретно указаний стратегические направления развития Казахстана на будущее столетие. Нам представляется, что, консолидируя все группы населения Казахстана в определении общественного сознания практической деятельности по выполнению стратегических планов развития цивилизованного общества по пути рыночных преобразований, в Послании определены основные идеи направления, пути и средства их достижения. В этой связи перед творческой интеллигенцией Казахстана стоят огромные задачи подготовке кадров и переподготовке профессиональных специалистов на основе мировых стандартов образования. Для этого в Казахстане есть богатейший экономический потенциал и, прежде всего, научно-техническая интеллигенция и кадры рабочих.

Среди идей Послания хотелось бы отметить и проблему государственного управления рыночными преобразованиями Общеизвестно, что успехи всяких реформ в конечном итоге решаются сформированной системой кадров управления (менеджеров) и институциональных звеньев государственного управления. В этом смысле в Президентском Послании отмечены пути рационализации Государственного управления, достижения сбалансированности всех ветвей власти. Исходя из идеи народовластия и государственности Казахстана и в Президентском Послании намечены контуры дальнейшего укрепления правовым основ, ответственности государственных органов перед народом.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выделяет следующие долгосрочные приоритеты:

  1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
  2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетии.
  3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиции и внутренних сбережений. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.
  4. Здоровье , образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.
  5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
  6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.
  7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.

Для каждого из этих долгосрочных приоритетов мы должны разработать и последовательно реализовывать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех-, а затем пятилетних планах,

Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.

Дальнейшее развитие рыночной инфрастуктуры в Казахстане будет тесно связано с реализаций послания президента Н.Назарбаева «Стратегия "Казахстан-2030" на Новом этапе развития Казахстана» от 2007 года.

Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, по мнению Президента мы должны решить десять главных задач.

Первая задача - не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять её ростом.

Нам потребуется выработка и реализация целостной стратегии для обеспечения устойчивого характера конкурентоспособности экономики, а также жёсткий контроль её исполнения. Эта стратегия должна исходить из конкретных конкурентных преимуществ отдельных секторов и производств нашей экономики и учитывать тенденции мирового развития и коңюнктуры внешних рынков.

Вторая задача - достичь качественно новых успехов в региональной экономике и обеспечить полноправное участие в глобальной экономике.

Нам нужно иметь программу-минимум и программу-максимум по поиску и освоению реальных казахстанских “ниш” в системе мирового хозяйства, участию в крупных передовых проектах с зарубежными партнёрами, а также - всесторонней и ответственной поддержки участников нашей экономики, в том числе, через оказание им качественных инфраструктурных услуг.

При этом основное внимание надо сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов.

Экономическая интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остаётся главным ориентиром в торговле.

Третья задача - повысить эффективность добывающего сектора. Мы намерены и далее проводить ответственную и взаимовыгодную энергетическую политику.

Четвёртая задача - особенно важно обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификацию экономики. У Правительства должна быть своя генеральная стратегия реализации “прорывных” инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики.

Настала пора с учётом новых экономических условий и приоритетов оценить эффективность реализации Стратегии индустриально-инновационного развития.

Пятая задача - развивать современную инфраструктуру в соответствии с нашей новой ролью в региональной и глобальной экономике. Мы должны отчётливо представлять перспективы развития стратегической инфраструктуры и существенно повысить качество управления в этой сфере, учитывая, в первую очередь, конкурентность наших отечественных компаний - потребителей инфраструктурных услуг, а также интересы нашей международной экономической интеграции.

Шестая задача - современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ “умной экономики”, использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики.

Седьмая задача - адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах.

Восьмая задача - модернизация политической системы в соответствии с логикой нового этапа нашего развития.

В 2007 году мы приступаем к реализации дальнейших системных демократических реформ. Госкомиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ, обобщив рекомендации политических партий, общественных объединений, экспертов, мнения граждан страны, подготовила конкретные предложения по дальнейшим политическим преобразованиям в государстве.

Важно, что эти предложения не являются копированием чужого опыта или абстрактных теорий. Они учитывают потребности нашего общества, казахстанские реалии. У нас формируется своя модель политических реформ, свой “казахстанский путь” политического транзита. Его особенности и характерные черты – сохранение президентской формы правления, поэтапность реформ, сбалансированность принимаемых решений, общенациональный диалог и консолидация основных политических сил.

Девятая задача - ускоренное проведение административной реформы с учётом международной практики.

Мы выстраиваем качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчётности обществу.

Десятая задача - продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в центрально-азиатском регионе и в мировом сообществе.

Сегодня мы сотрудничаем с другими странами в решении широкого круга актуальных проблем. Это и обеспечение энергетической безопасности, и решение жизненно важных социально-экономических вопросов, и борьба с терроризмом, и борьба с эпидемиями и экологическими бедствиям.