Доходы бюджетов от использования государственного и муниципального имущества (на примере Орловской области)

№116-1,

экономические науки

В статье отражена ситуация доходности бюджета от использования государственного и муниципального имущества в Орловской области. Рассмотрены основные источники доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. По результатам исследования были выявлены основные проблемы, не позволяющие повысить доходность бюджета Орловской области, а также предложены возможные пути их решения.

Похожие материалы

Бюджет как форма образования и расходования денежных средств, предназначен для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2]. Формирование эффективной бюджетной системы необходимо для развития государства, рыночной экономики и открытого общества.

Одними из основных неналоговых доходов любого бюджета являются доходы от использования государственного и муниципального имущества. Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) [3]. В свою очередь, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью [3].

Согласно Бюджетному кодексу РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся [2]:

  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке РФ и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В каждом регионе находятся как объекты государственного имущества, принадлежащие РФ, так и непосредственно субъекту РФ. Рассмотрим количество объектов федерального недвижимого имущества, находящегося на территории Орловской области. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количество объектов федерального недвижимого имущества, находящихся в государственной казне Российской Федерации и учтенных в реестре федерального имущества [4]

2015

2016

2017

2018

единица

единица

процент

единица

процент

единица

процент

РФ

309 171

336 845

109

356 609

106

366 092

103

ЦФО

73 228

77 129

105

75 721

98

76 051

100

Орловская область

1 491

1 426

96

1 433

100

1 474

103

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что в целом в Орловской области количество объектов недвижимого федерального имущества существенно не меняется. При этом в 2016 году количество объектов федерального имущества сократилось на 4%, но в 2017 и в 2018 году данный показатель имеет положительную динамику.

Что касается количества объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности Орловской области, то в 2018 году количество объектов составляло 4241 единицу, а в 2019 году данный показатель был равен 4813. Прирост составил 13,5%. [7]

Теперь рассмотрим более подробно доходы бюджета от использования государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности Орловской области. Информация представлена в таблице 2.

Таблица 2. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, тыс. руб. [6]

2017

2018

2019

Всего:

819447,1

925615,2

791075,8

В т.ч.

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям

62681,5

11292,6

11928,1

Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий)

632851,4

764772,9

676511,7

Плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

4603,0

2979,8

3805,2

Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий

52745,3

53236,0

16058,9

Прочие доходы от использования имущества

66565,9

93333,9

82771,9

Исходя из данных, представленных в таблице, можно сказать, что доходы от использования государственного и муниципального имущества не стабильны на протяжении всего исследуемого периода. В общей сложности доходы от использования государственного и муниципального имущества в 2018 году увеличились на 13%, в сравнении с этим же показателем в 2017 году. А вот в 2019 году он значительно снизился в сравнении с 2018 годом на 134 539,4 тыс. руб., что в процентном соотношении составляет 14,5%. Что касается доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, то в 2018 году произошло резкое снижение данного показателя почти в 6 раз. Но в 2019 году ситуация немного улучшилась.

Доходы от аренды государственного и муниципального имущества в 2018 году возросли на 21%, но в 2019 году этот показатель вновь снизился на 11,5%.

Плата по сервитутам в отношении земельных участков в 2018 году имеет отрицательную динамику и сократилась на 35,3%. В 2019 году данный показатель увеличился в сравнении с 2019 годом на 27,7%.

Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий были стабильны в период 2017-2018 гг., но в 2019 году резко сократились почти в 3,5 раза. Согласно источникам СМИ это связано с тем, что, во-первых, в стране массово сокращается количество ГУПов и МУПов, а, во-вторых, с повышением издержек производства.

Что касается прочих доходов, то в 2018 году они значительно увеличились в сравнении с 2017 годом, в процентном соотношении составили 40,2%. в 2019 году этот показатель снизился на 11,3%.

Таким образом, анализируя полученную информацию, можно выделить ряд проблем, которые не позволяют повысить объем доходов от использования государственного и муниципального имущества:

  1. Убыточность и неэффективность государственных унитарных предприятий.
  2. Состояние государственного и муниципального имущества. Многие объекты находятся в неудовлетворительном состоянии, следствием чего является затруднения сдачи этих объектов в аренду.
  3. Неопределенности отнесения объектов к определенным уровням власти. Источником проблемы разделения объектов собственности и разграничения прав и полномочий стали ведомственные и региональные интересы, а также отсутствие научно обоснованных подходов к разделению объектов по формам собственности и установленного круга функций органов управления собственностью.

В качестве способов повышения как эффективности использования государственного имущества, так и уровня доходов от его использования можно предложить следующее:

Во-первых, это подбор высококвалифицированных управленческих кадров, которые могут обеспечить эффективное управление государственным и муниципальным имуществом. А также установление жесткого контроля за их деятельностью с привязкой результатов управления имуществом к размеру выдаваемой премиальной части заработной платы.

Во-вторых, необходимо установить более жесткий контроль за использованием государственной собственности, с установлением ограничений на условия сдачи этих объектов в аренду и виды деятельности арендаторов с обязательным ремонтом за счет арендаторов и содержанием прилежащей территории в надлежащем виде.

В-третьих, провести инвентаризацию имущества с целью выявления тех объектов, которые не используются или используются неэффективно. В случаях выявления такого имущества принять меры по их продаже или сдаче в аренду.

В-четвертых, можно учесть возможность восстановления государственного и муниципального имущества, предназначенного для долгосрочной аренды, тем самым создавая условия большей привлекательности в сфере инвестирования на данной территории.

В-пятых, можно предложить использование механизма концессионных соглашений. В свою очередь это поможет произвести ремонт объектов государственной собственности, а также улучшить инфраструктуру.

Таким образом, выявленные тенденции в изменении уровней доходов от использования государственного и муниципального имущества на примере Орловской области, позволили установить ряд проблем, связанных с низкой эффективностью использования данного вида имущества и предложить возможные направления их решения.

Список литературы

  1. Бакирова И.М. Формирование доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и пути его совершенствования (на материалах финансового управления администрации г. Уфы) // Вестник Башкирского государственного университета. — 2005. — №6. — с. 60-61. области [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16341298 (дата обращения 07.04.2020).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 05.04.2020).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 05.04.2020).
  4. Количество объектов федерального недвижимого имущества, находящихся в государственной казне Российской Федерации и учтенных в реестре федерального имущества // ЕМИСС [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/55937 (дата обращения 05.04.2020).
  5. Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов // Минфин [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/gen_html/?id=253&fld=HTML_MAIN (дата обращения 07.04.2020).
  6. Отчеты об исполнении консолидированного бюджета Орловской области // Портал Орловской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://orel-region.ru/index.php?head=20&part=25&in=10 (дата обращения 05.04.2020).
  7. Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Орловской области // Портал Орловской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=275&op=8&in=15&sheet=1 (дата обращения 05.04.2020).