Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола [1].
Половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни [2].
Половое воспитание касается не только вопросов о сексе непосредственно, но и показывает как строить здоровые отношения с партнером, помогает понять и идентифицировать себя и свою роль в сексуальной сфере, принять особенности своего тела.
Вопрос необходимости полового воспитания в школах волнует не только педагогов и родителей, но и обучающихся на протяжении очень долгого времени и всегда вызывает споры не только между группами родителей, учителей и обучающихся,но и внутри самих групп. Уроки полового воспитания введены уже во многих странах, а в некоторых из них являются обязательными к посещению.
Например, в Канаде школьников начинают знакомить с человеческим телом уже с первого класса (6 лет). Маленькие школьники на уроках полового воспитания знакомятся с частями тела и их названиями, а также с правилами личной гигиены. В 8 лет дети узнают, как строить здоровые отношения со сверстниками и семьей, о необходимости принимать чужое мнение и чужие особенности, о том, что особенности внешности каждого человека делают его уникальным. С 9 лет начинается психологическая подготовка детей к тому, что их ждет в период полового созревания. В 15 лет уже психологически подготовленных детей начинают знакомить с сексуальностью. Им говорят о необходимости рационально подходить к вопросу о начале ведения половой жизни с партнером, о том, почему не стоит начинать вести сексуальную активность слишком рано, о заболеваниях, передающихся половым путем и способах защиты не только от них, но и от нежелательной беременности [3].
Многие канадские родители считают, что введение слишком откровенных уроков полового воспитание может повредить психическому и психологическому здоровью их детей. «Я в числе других русских эмигрантов, с плакатом «Либералы Онтарио! Педофилы будут голосовать за вас, родители — нет!» (Кетлин Винн — лидер Либеральной Партии провинции), давала в тот день интервью газете «Торонто Стар» и говорила о том, что эмигранты, переезжая в Канаду, считали ее христианской страной, с твердыми моральными устоями, а теперь детям просто небезопасно ходить в школу. Наслушавшись в классе о сексе, насмотревшись на иллюстративный материал, 11-13-летние подростки вполне могут изнасиловать 8-летку, обучающегося в этой же школе, в туалете. Некоторые наши соотечественники даже собрались возвращаться на Родину, не видя для своих детей будущего в этом Содоме и Гоморре», — пишет Эвелина Азаева для «Комсомольской Правды» [4].
Безусловно, взглянув на данный вопрос в таком ключе, сразу поднимаются вопросы: «Чему учить?» и «В каком возрасте?». Несмотря на кажущуюся простоту этих вопросов, ответить на эти вопросы однозначно невозможно. В Международном техническом руководстве по сексуальному просвещению от ЮНЕСКО отмечается, что уроки должны вводиться с учётом культуры и менталитета страны [5]. Не только в каждой стране, но и в каждом регионе отдельной страны складывается своя неповторимая воспитательная среда, культура людей, которая влияет на подготовленность ребенка к определенным знаниям, в частности — к знаниям о сексе и сексуальности.
В России дважды пытались вводить уроки полового воспитания: в 1991 году на это выделили 2,5 миллиарда рублей, но нашлись ярые противники этой идеи, и реализация этой идеи была отложена; в 2014 году Госдума утвердила Конвенцию о правах ребенка, в которой предусматривается введение полового просвещения в школах, однако с тех пор эту программу так и не ввели.
В современной российской школе уроки полового воспитания отсутствуют как дисциплина, но пару классных часов выделяют на то, чтобы рассказать девочкам, как пользоваться прокладками, и рассказать всем, что ранняя беременность — страх и позор. Опрос, проведенный среди школьников, студентов и взрослого населения, показал, что у 51% опрошенных в школах не проводились даже классные часы, посвященные половому воспитанию, у 25,5% опрошенных выделялись один-два классных часа, причем мальчики и девочки получали информацию раздельно, и только 23,5% опрошенных считают, что получили в школе информацию в полном объеме. Круговая диаграмма с результатами опроса приведена на рисунке 1.

Возникает вопрос:«Как отсутствие уроков полового воспитания может повлиять на подростков России?» На этот вопрос ответит статистика. По данным ООН, в России в 2013 году на тысячу девушек в возрасте от 15 до 19 лет приходилось по 30 беременностей. Более 60% россиянок занимались сексом до того, как достигли 19 лет, 70% девушек-подростков признались, что хотели бы знать о контрацепции больше [6].
Но в столь важных вопросах, как вопрос о введении уроков полового воспитания, люди, принимающие решения, редко прислушиваются к самим подросткам, поэтому тут решение принимают их родители.
Согласно опросу, 21% опрошенных "полностью" и 39% "скорее" поддерживают введение уроков полового воспитания в школе. Полностью не поддерживает инициативу 12% респондентов, еще 15% "скорее не поддерживают" появление таких учебных курсов. Результаты проведенного опроса приведены в диаграмме на рисунке 2.

Так кто же должен объяснять детям столь щепетильные темы? Ведь неинформированность некоторых подростков и их стеснительность в вопросах сексуального характера порой доводит их до абсурда. Исходя из проведенного опроса, С почти 60,5% опрошенных родители не говорили о сексе, и только с 7% родители провели столь откровенный разговор самым откровенным образом.

Закономерно поднимается вопрос: «Откуда дети получают информацию?», и первой мыслью будет — Интернет. Действительно, 56,8% опрошенных получили основную информацию, касающуюся сексуального воспитания, из сети Интернет, а у 47,7% это были друзья и знакомые или фильмы и сериалы (результаты опроса с выбором нескольких вариантов ответов приведены ниже). Но контролировать информацию, поступающую из подобных источников, невозможно, как невозможно и проследить за тем, чтобы получаемая информация соответствовала уровню развития ребенка и его подготовленности.
«Есть два варианта: либо им это грамотно растолкует подготовленный специалист. Либо это сделает такой «замечательный» воспитатель и просветитель, как интернет. И представление о любовных отношениях, не сомневайтесь, подростки получат, наблюдая за упражнениями немецких «сантехников» и порноактрис.
По нашим исследованиям, 40% подростков уверены,что из Интернета они получают правдивую информацию о вопросах половой жизни», — говорит Евгений Кащенко,профессор и ученый Российского научного сексологического сообщества [7].
Но удивительно, что крупнейшим интернет ресурсом, занимающимся половым просвещением подростков, является “Центр сексуального здоровья от PornHub”. Обучающий проект крупнейшего порносайта освещает половую жизнь с точки зрения медицины и психологии. Для этого к работе над проектом авторы привлекли сексопатологов, врачей, терапевтов и психологов. На сайте доступны статьи о зачатии, венерических заболеваниях и отношениях между партнерами [8].
Современное российское законодательство весь груз полового образования детей возлагает на родителей, которые не только не получили соответствующего образования, но даже сами не могут дать полной и достоверной информации, касающейся половой жизни человека, потому что и они в свое время не получили данную информацию на должном уровне и смущаются, когда им задают прямой вопрос о сексуальном воспитании их детей.
Чем может грозить недостаток знаний о правильном построении отношений между людьми, в том числе и половых? Нежелательные беременности в раннем возрасте, потому что дети стесняются покупать контрацептивы. ВИЧ инфекции по той же причине. Многодетность в нищете, ведь аборт — это позор. И еще множество проблем, которые можно если не решить, то уменьшить количество инцидентов, просто рассказав подросткам, что покупать контрацептивы — не стыдно.