Уровень жизни населения страны является показателем, который отражает то, насколько эффективно выполняются различными институтами общества их функции. Данная категория помогает получить представление о состоянии и развитии человеческого потенциала государства, а перспективы развития всех сфер жизни зависят от него. Именно поэтому важно повышать уровень жизни граждан страны всеми возможными путями и посредством использования различных инструментов. В ходе данного исследования будет рассмотрено влияние института государства и сектора бизнеса на уровень жизни населения Российской Федерации.
Прежде всего, важно определить, что понимается под категорией «уровень жизни», являющейся одним из центральных социально-экономических понятий. Основываясь на изучении подходов различных авторов и исследователей к определению данного понятия, можно с уверенностью заключить, что это многогранное понятие, сложная категория, включающая как экономические, так и социальные аспекты.
Однако большинство ученых отмечают в качестве главных моментов в определении уровня жизни следующее: блага и услуги, находящиеся в распоряжении населения; степень их доступности; достигнутый уровень потребления, а также уровень удовлетворения потребностей различного порядка. Руководствуясь этим, можно сказать, что образующим элементом и связующим звеном для изучаемой категории являются потребности, как осознанная необходимость в чем-либо. А их возникновение и реализация — есть показатель, описывающий уровень жизни.
Таким образом, в общем виде уровень жизни можно определить, как понятие, включающее характеристику степени удовлетворения потребностей человека и общества, причем как материальных, так и духовных. Иными словами, данная категория объединяет количественные и качественные показатели имеющихся в распоряжении благ на определенный момент времени.
Кроме того, целесообразно обратиться к классификации уровня жизни. Выделяется достаток, нормальный уровень, бедность, нищета [5].
Достаток предполагает такую жизнедеятельность, которая основана на пользовании большим спектром благ, играющих важную роль во всестороннем развитии человека, как с точки зрения физических, так и духовных параметров.
Нормальный уровень жизни дает такое потребление, которое отвечает всем научным и медицинским требованиям, обеспечивая поддержание на должном уровне физических и интеллектуальных показателей, а также своевременное их восстановление.
Бедность характеризуется обеспеченностью благами на том уровне, когда возникает ситуация работы производственных сил человека и общества на пределе возможностей.
Нищета, как самый низкий уровень жизни, предполагает наличие минимально возможной совокупности благ и услуг, дающей лишь возможность поддержать жизнедеятельность организма.
Также для того, чтобы меры по повышению уровня жизни населения государства были эффективны, важно дать оценку существующему положению дел. В литературе, посвященной вопросу оценки уровня жизни и ее показателям, часто поднимается вопрос о едином целесообразном его расчете. Однако возможность этого ставится под сомнение.
Применяемые в практической деятельности способы можно разделить на интегральные, стоимостные показатели и индикаторы дифференциации. К первым из перечисленных можно отнести «реальные доходы населения, реальную заработную плату, доходы от реализации продукции, доходы от социальных выплат, проценты по вкладам» [1]. Данные показатели позволяют оценить структуру и прогнозировать динамику доходов населения, поступающих из различных источников. Стоимостные факторы отражают расходы, которые идут на удовлетворение того или иного вида потребностей. Важными показателями являются индикаторы дифференциации. Они позволяют дать оценку социальным изменениям, напряженности, характеру доходов. Самые распространённые из них — коэффициент Джини и кривая Лоренца, позволяют определить уровень неравенства среди населения [1].
Отдельно важно остановиться на таком индикаторе уровня жизни населения, как уровень бедности. Бедными называют ту часть населения страны, которая в силу определенного комплекса обстоятельств не имеет средств, достаточных для того, чтобы обеспечить минимальный стандарт потребления, установленный в государстве. Для Российской Федерации этим критерием определения бедности является прожиточный минимум. Очевидно, что для отдельно взятой страны подобный показатель будет отличаться по величине ввиду производственных сил экономики, традиционных особенностей и т.д. Таким образом, прожиточный минимум является неотъемлемой, признанной во всем мире частью оценки уровня жизни в стране.
Согласно федеральному закону от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» данная категория определяется как «стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы» [7]. В основе данной величины лежит денежная оценка товаров, которые имеют наиболее распространенное потребление в конкретный период времени на рассматриваемой территории.
Таким образом, уровень жизни населения можно оценить, использую комплекс показателей, а, значит, влияя на каждый из них, можно изменять складывающуюся в стране ситуацию.
Что касается факторов, которые снижают существующий уровень жизни населения Российской Федерации, то к ним можно отнести низкую заработную плату; рост безработицы, что особенно заметно для отдельно взятых регионов страны; явление задержки выплат по заработным платам и иным статьям доходов населения.
Исходя из этого, действия институтов общественной жизни государства по повышению уровня жизни граждан должны решать следующий ряд задач:
- предотвращение снижения размера социальных гарантий населения, а также их соразмерность существующему рыночному состоянию;
- мотивация к труду, способствующая росту производительных сил, а также снижению безработицы;
- обеспечение прожиточного минимума для населения при условии соответствия цифр необходимому количеству средств для повышения уровня жизни;
- системный подход к проблеме, массовые изменения в данном направлении.
Институт государства и представители бизнеса имеют возможность снизить социально-экономические риски, связанные с низким уровнем жизни, действуя в следующих направлениях:
- определение и гарантирование минимального дохода, который позволит перешагнуть порог бедности, непреодолимый без государственной поддержки для части населения России;
- разработка и с целостная реализация программ с участием представителей бизнеса, направленных на борьбу с бедностью, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- совершенствование системы оплаты труда, соответственно, разумеется, условиям труда;
- пересмотр системы формирования размера подоходного налога;
- создание условий для получения оплачиваемого места работы трудоспособному населению на базе сохранения рабочих мест на существующих предприятиях, а также создание новых рабочих мест за счет развития института предпринимательства.
Если остановиться подробнее на том, какую роль может сыграть государство в повышении уровня жизни населения Российской Федерации, то она заключается, прежде всего, в формировании доходов граждан: социальных выплат, бюджетного финансирования оплаты труда. Кроме того, участие государственного сектора может выражаться в регулировании рыночной конъюнктуры, пересмотре системы установления размеров налогов, сотрудничеством с субъектами бизнеса, стимулировании предпринимательства в разумных рамках [4].
Далее стоит обратиться к конкретным проблемам, которые имеют место в рамках реализации политики по повышению уровня жизни населения в Российской Федерации.
Прежде всего, само понятие «достойный уровень жизни» довольно субъективно. Оно не имеет нормативного определения, не закрепляется и не упоминается ни в одном нормативно-правовом акте России [8]. Поэтому целесообразно законодательно определить категорию «достойный уровень жизни».
Здесь же важно отметить, что вышеупомянутая проблема бедности в государстве имеет довольно спорное юридическое определение. В России черта бедности — прожиточный минимум, равный 10 444 рублям (величина прожиточного минимума на 1 квартал 2019 года), в то время как в зарубежных государствах эта сумма гораздо выше. Для наглядности данные о прожиточном минимуме за рубежом представлены в таблице 1.
Государство | Размер прожиточного минимума, EUR |
Люксембург | 2000 |
Германия | 1240 |
Финляндия | 1170 |
Великобритания | 1087 |
Австрия | 1010 |
Италия | 855 |
Греция | 360 |
С учетом курса валюты, который составлял на начало марта 2019 года 74,6 руб., можно сделать вывод о том, что в России прожиточный минимум весьма отличается от стран зарубежья. С одной стороны, Люксембург — развитая страна и крупнейший европейский финансовый центр предоставляет своим гражданам материальную гарантию в размере 149 200 руб., но с другой — Греция, государство, которое переживает финансовый кризис, однако обеспечивает прожиточный минимум для населения в размере 26 856 руб. Эта цифра все равно значительно ниже российского показателя. Именно поэтому здесь стоит пересмотреть основание для выделения слабозащищенных слоев населения.
Кроме того, является спорным моментом мера по приравниванию минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. Посредством этого можно добиться снижения показателя доли малообеспеченного населения в стране, однако это не означает повышения уровня жизни граждан. Это сформирует слой населения с нестабильным уровнем жизни: любое экономическое потрясение, и показатели бедности вернуться к прежним значениям.
Опять же говоря о прожиточном минимуме важно отметить его основные функции, согласно законодательству РФ: это оценка уровня жизни, установление минимального размера оплаты труда, формирование размеров социальных выплат и федерального бюджета [7]. Таким образом, важно корректировать размер показателя для того, чтобы он отвечал обозначенным функциям.
Проблему расслоения населения по доходам поможет решить, например, пересмотр шкалы налогообложения. Здесь целесообразно, опираясь на опыт некоторых развитых стран, не облагать налогом доходы, размер которых ниже минимально необходимых для удовлетворения первостепенных потребностей в рамках достойного уровня жизни. В свою очередь, снижению сверхдохода может способствовать высокая ставка налога на него. Это, к тому же, пополнит государственную казну, как следствие, даст резервы к повышению социальных льгот [3]. Кроме того, в рамках этого же направления политики важно проводить индексацию доходов соразмерно росту цен. Это, с одной стороны, увеличит располагаемый доход населения, с другой — увеличит спрос, а, значит, простимулирует развитие бизнеса — еще одного инструмента повышения уровня жизни граждан.
Говоря о влиянии бизнеса, важно отметить, что данный институт способствует формированию особого социального климата, в рамках которого сглаживается некоторая часть противоречий различных слоев общества. Посредством реализации предпринимательских идей увеличивается ВВП, растет национальное благосостояние, так как предпринимательство является источником доходов широкого круга населения. Кроме того, в рамках развития среды бизнеса возможно поддержание занятости. Ее рост и повышение качества условий труда очень важны для роста уровня жизни населения. [6]
Развитие предпринимательства и бизнеса следующим образом способно повысить уровень жизни населения [4]:
- повышение уровня доходов населения за счет использования имущества, приносящего положительную прибыль;
- использование и модернизация производственных мощностей с целью сохранения существующих и создания новых рабочих мест;
- формирование достойных доходов населения путем распределения дивидендов и выплаты заработной платы за наемный труд.
Однако без поддержки бизнеса государством реализация перечисленных выше положений будет трудновыполнима. Государственная поддержка бизнеса представляет собой комплекс мер, направленных на создание правовых условий для гармоничного функционирования бизнеса и реализации им своих задач. Для предпринимателей государство создает климат, в котором они могут получать прибыль, минимизировать риски. Для института государства поддержка предпринимательства косвенно помогает реализовать социальную политику по повышению уровня жизни. [2]
Следует отметить, что наряду с мерами по стимулированию развития бизнеса, государством должен осуществляться контроль за доходами предпринимателей с целью предотвращения усиления дифференциации населения по доходам. Здесь опять же в качестве одного из направлений реформ можно выделить разработку прогрессивной системы налогообложения.
Таким образом, выше была проанализирована категория «уровень жизни населения». Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что государство и институт предпринимательства могут сыграть весомую роль в повышении уровня жизни населения Российской Федерации. Причем, это выражается и в отдельном влиянии каждого инструмента на социально-экономическую категорию, так и во взаимовлиянии государственной и бизнес структур современного общества. Только путем комплексного взаимодействия возможно достичь высоких результатов по данному направлению социальной политики государства.