Задачи и основные принципы организации внеклассной работы по физике

№122-1,

педагогические науки

В статье приводится классификация основных задач внеклассной работы с учащимися по физике и положительные результаты при их выполнении. Представлены основные педагогические принципы, которыми необходимо руководствоваться во внеклассной работе. Показано, что внеклассная работа должна четко планироваться и строиться на основе преемственности и постоянного усложнения видов деятельности.

Похожие материалы

Хорошо организованная внеклассная работа оказывает на учащихся позитивное воспитательное, образовательное и развивающее значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач, а также воспитанию у них чувство коллективизма и сотрудничества [1].

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся все глубже проникают в физический мир, стараются понять его, осмыслить, исследовать.

Внеклассной работой называется специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию и интересов, способностей и обеспечение разумного отдыха учащихся.

Внеклассная работа — это важнейший элемент учебно-воспитательной работы любого учебного заведения. Главная цель обучения и воспитания — развитие личности учащихся средствами конкретного учебного предмета, их разносторонних познавательных интересов и творческих способностей, привитие им навыков трудовой и общественной деятельности, профессионального самоопределения, воспитание самостоятельности и ответственности, потребности в знаниях.

Внеклассная работа может осуществляться учителями соответствующих предметов, родителями, работниками разных организаций (инженерами, водителя и т.д.), а так же активом учащихся, подготовленным для её проведения.

Перед учителями физики стоит важнейшая задача: не только сообщать учащимся определенные знания, развивать их умения и навыки, но, главное, научить ребят применять полученные знания на практике. Хорошо организованная учителями внеучебная работа может оказать ему в этом неоценимую помощь.

Основными задачами внеклассной работы с учащимися по физике можно считать:

  • развитие интереса к физике как учебному предмету;
  • целенаправленное развитие мышления;
  • расширение и углубление знаний по физике;
  • развитие познавательных умений;
  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • изучение и развитие индивидуальных особенностей и способностей учащихся.

К числу основных педагогических принципов, которыми необходимо руководствоваться во внеклассной работе, относятся принципы добровольности, общественной направленности, развития инициативы и самостоятельности, романтики и игры, рационализаторского и творческого подхода к делу, учета возрастных и индивидуальных особенностей участников, плановости, преемственности и взаимодействия всех видов воспитательной работы.

Добровольность внеклассной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму внеклассных занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения. Соблюдая принцип добровольности, тем не менее, надо следить, чтобы ученики не были перегружены внеклассной работой. Поэтому рекомендуется записывать школьников не более, чем в два кружка.

Принцип общественной направленности внеклассной работы заключается в том, чтобы она (эта работа) имела общественно значимый характер, отвечала актуальным задачам социально-экономического развития страны, была связана с достижениями современной науки, техники, культуры и искусства.

Принцип инициативности и самостоятельности предполагает, что в ходе воспитательной работы в полной мере учитываются пожелание самих школьников, их предложения и действия, чтобы в ходе проведения внеклассных мероприятий каждый ученик выполнял бы определенный вид деятельности. Этот принцип требует, чтобы педагоги не подменяли воспитанников, а умело содействовали развитию из самостоятельности, давали бы возможность проявить свои идеи, свои начинания, поддерживали бы роль ученического актива в коллективе кружков и секций. Необходимо, чтобы внеклассная работа в большей мере организовывалась бы на основе ученического самоуправления при тактичном педагогическом руководстве старших.

Принципиальным требованиям к внеклассной работе является широкое использование игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности, эмоциональных ситуаций и т.п. Поэтому в работе кружков необходимо постоянно проводить познавательные игры, показывать занимательные опыты, демонстрации [2]. Вместе с тем игра и романтика не должны стать самоцелью внеклассной работы, они должны подчиняться общественно-полезной направленности содержания работы данных занятий.

Особую роль приобретает во внеклассной работе принцип развития изобретательства, а также технического и художественного творчества. В ходе занятий перед школьниками должны ставиться задачи поискового изобретательного характера: разработка и конструирование новых приборов, установок, усовершенствование существующих.

Важным требованием к внеклассной работе является учет возрастных и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Данный принцип предполагает, что задачи и содержание кружковых, секционных и практических занятий будут соответствовать возможностям учеников каждого возраста, окажутся посильными для них, не будут отрицательно отражаться на их здоровье, не приводить к утомляемости. Вместе с тем, необходимо учитывать подчеркнутое стремление детей младшего класса к игровой деятельности, среднего школьного возраста — активному общению со сверстниками, к частной смене видов деятельности, в старшем возрасте — к исследовательской деятельности. В связи с этим должны меняться не только последовательно усложняющиеся содержания знаний, но и характер общения руководителей кружков с учениками. Общение должно развивать инициативу, самостоятельность, ответственность учеников, а сами отношения выстраиваются все в большей мере на основе сотрудничества, совместного принятия решения и коллегиальности.

Внеклассная работа должна четко планироваться и строиться на основе преемственности и постоянного усложнения видов деятельности. Но при этом задания должны оставаться доступными для учащихся, быть в зоне их ближайшего развития, постоянно вести их вперед в овладении соответствующими умениями и навыками практической деятельности.

В каждом кружке или секции должны разрабатываться свои планы проведения внеклассных мероприятий, в которых обязательно необходимо учитывать интересы и пожелания самих учащихся.

Принцип взаимодействия различных видов и форм внеклассной работы связаны с требованием комплексного подхода к воспитанию. Если есть взаимопомощь в работе школьных кружков, то это благотворно скажется на повышении научно-практической направленности занятий в школе.

Целостное взаимосвязанное применение принципов эффективной организации внеклассных занятий может гарантировать высокое образовательное, воспитательное и развивающее влияние этих занятий на учащихся школ.

В практике работы общеобразовательной школы сложились разнообразные формы внеклассной работы по физике. Основные из них: физические и физико-технологические кружки, вечера, доклады и рефераты учащихся, внеклассное чтение по физике, физические олимпиады и конкурсы, физические игры и викторины, составление и разгадывание кроссвордов, демонстрация учебных и научно-популярных фильмов, внепрограммные экскурсии и т.п. Следует иметь в виду, что деление по видам внеклассных мероприятий и форме их проведения весьма условно: внутри одного вида как элементы всегда присутствуют другие. Например, при проведении КВНа всегда есть элементы игры, викторины и т.д. [3, 4].

Применение информационно-коммуникационных технологий является одним из ведущих направлений использования обучающих программ во внеклассной учебной деятельности. Актуальным вопросом реализации данного направления является создание образовательных ресурсов, позволяющих повысить уровень качества образования [6, 7]. Расширение возможностей индивидуализации учебного процесса, которое обеспечивается применением компьютера в учебной деятельности, позволяет построить в массиве предметных знаний индивидуальную образовательную траекторию учащегося и авторский учебный курс учителя. Проблема повышения эффективности обучающей деятельности учителя в современных условиях определяет необходимость применения учителем электронных образовательных ресурсов нового поколения, или открытых образовательных модульных мультимедиа систем, которые приходят на смену текстографическим электронным продуктам и отличаются высокой интерактивностью и мультимедийной насыщенностью. Кроме того, наряду с соответствием традиционным требованиям, предъявляемым к образовательным ресурсам в общем образовании, они отвечают и инновационным требованиям (обеспечение всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений), расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения (виртуальное путешествие или экскурсия, проведение эксперимента, слушание музыки, просмотр видео и др.), возможность удаленного (дистанционного) обучения, возможность проведения текущего и итогового контроля знаний с оценкой и выводами.